Безусловная специфика, если не сказать уникальность, внешнеторговых связей СССР с Финляндией заключалась в том, что, достигнув небывалого расцвета к 1982-1983 гг., они менее чем за 10 лет упали (особенно в 1992 г.) до уровня, сопоставимого лишь с годами крайнего напряжения политических отношений в период «национального и государственного самоутверждения» Финляндии. Последующий период также характеризуется нестабильностью. Подобных примеров в мирное время, да ещё и при устойчивом поддержании в целом дружественных отношений между соответствующими государствами, новейшая история, пожалуй, не знает.
Доля СССР и его правопреемницы Российской Федерации во внешнеторговом обороте Финляндии за период с 1982-1983 гг. по 1992 г. сократилась с 26% до 4,8%, отодвинув Россию на 5 место после Германии, Швеции, Великобритании, США и Франции. Характерно, что, если первые три государства традиционно поддерживали чрезвычайно активные торгово-экономические связи с Финляндией, то США и Франция к этому разряду никак не могут быть отнесены.
Драматично складывалась в начале 1990-х гг. и ситуация применительно к экспорту финских товаров. Ещё в 1990 г. СССР оставался вторым в мире (после Швеции) импортером финской продукции, на долю которого приходилось 12,7% экспорта Финляндии по сравнению с 12,4% и 10,6% у занимавших соответственно третье и четвертое места Германии и Великобритании. В 1991 г. СССР (4,9% финского экспорта) опустился на 7 место, пропустив вперед себя не только промышленного и торгового гиганта - США, но и Францию, а также такую относительно небольшую страну, как Голландия. В 1992 г. Россия оказалась на 10 месте (2,8%) среди ведущих импортеров финской продукции. Наряду с названными выше странами, её оставили позади себя Италия, Дания и Норвегия [31].
Исторический опыт показал, что мир, в котором политика и экономика отделены друг от друга «железным занавесом» – не более, чем ложная абстракция. В подтверждение этой аксиомы можно сослаться на достойный сожаления факт потери Россией в лице Финляндии традиционного покупателя своего вооружения. Американцы, чьи F-16 сменили российские истребители, убедили финнов отказаться от МиГов, хотя последние по техническим и эксплуатационным параметрам не уступали американским машинам, а по цене являлись даже более привлекательными.
Несмотря на значительные трудности на пути российско-финляндского экономического сотрудничества, нельзя не видеть обоюдной заинтересованности в поисках путей выхода из возникшего в 1990-е гг. тупика. В пользу этого говорят и территориальное соседство (Финляндия – единственная из государств, граничивших с СССР, имеющая ту же ширину железнодорожной колеи), и тот факт, что Россия и Финляндия, как экономические партнеры, достаточно хорошо изучили и приспособились друг к другу за годы «холодной войны».
С новым витком международной напряжённости в конце 1970-х гг. естественным образом ухудшились и политические отношения между СССР и Норвегией, но в торгово-экономическом и культурном сотрудничестве это проявилось не сразу, поскольку общеевропейский процесс не только смягчил напряжённость военно-политического противостояния на Европейском Севере, но и способствовал цементированию уже сложившейся системы безопасности. На этом этапе можно говорить об изменении тактики внешней политики СССР, в том числе и на североевропейском направлении, но не её стратегии, содержание которой стало значительно меняться лишь со второй половины 1980-х гг.
Региональное сотрудничество на Севере Европы после второй мировой войны разворачивалось не только на межгосударственном уровне. Ярким примером такого сотрудничества является организация Северного Калотта, как структурной части межправительственного органа североевропейских государств - Северного совета, с которой, начиная с 1960-х гг., у Северо-Западных регионов СССР появился первый опыт взаимодействия. Правда, для СССР участие в трансграничных связях на Европейском Севере в тот период не представляло особого интереса и являлось, скорее, формальностью. Кроме того, оно сильно ограничивалось и существовавшим здесь соотношением военно-политических сил.
Обострение международной обстановки на рубеже 1970-1980-х гг. обернулось сворачиванием многостороннего регионального сотрудничества СССР с североевропейскими странами. Сохранились только трансграничные связи с Финляндией, отношения с которой продолжали развиваться в русле Договора 1948 г.
Восстановление сотрудничества с региональными организациями началось после так называемых «мурманских инициатив» М. Горбачева в октябре 1987 г. В марте 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 338 «О мерах по ускорению экономического и социального развития Мурманской области в 1988-90 гг. и на период до 2005 г.». Этим постановлением было намечено формирование экономических связей Мурманской области с Северным Калоттом.
Во второй половине 1980-х гг. стали устанавливаться контакты между правительством СССР и Северным советом. В конце 1989 г. прошли переговоры между делегацией представителей этой организации с секретариатом Верховного Совета СССР о налаживании взаимодействия. Были определены несколько приоритетных областей сотрудничества, таких как культура, охрана окружающей среды, торговля, туризм. Это указывало на постепенное сближение интересов СССР и скандинавских государств, то есть процесс реализации сотрудничества между СССР и североевропейскими странами шёл не только на трансграничном, но и на многостороннем межгосударственном уровне.
Сложно назвать сложившиеся к концу 1980-х гг. связи реально действующим многосторонним региональным сотрудничеством. По своему географическому положению, протяженности и занимаемой площади СССР никак нельзя было причислить только к северным странам, что соответственно ограничивало его участие в развитии регионального взаимодействия в рамках Северного совета. Кроме того, эти отношения складывались, не имея под собой какой-либо конкретной региональной структуры, обладающей определенной автономией от центральных государственных властей, объединяющей и организующей это взаимодействие. СССР являлся партнёром этого сотрудничества, а не полноправным его участником. Тем не менее, полученный опыт был крайне полезен и в 1990-х гг. способствовал развитию данного вида взаимоотношений СССР с Финляндией и Норвегией [10].
Глава 4. Социокультурные взаимоотношения между СССР и пограничными государствами Северо-западного региона в годы «холодной войны».
Противоречия стран Скандинавского полуострова в вопросах военного сотрудничества не повлияли на дальнейшее развитие взаимодействия в регионе в социально-экономической и культурной областях. Становление и развитие мирного сотрудничества в итоге выразилось в учреждении межправительственного органа североевропейских государств – Северного совета. В СССР его образование было встречено хоть и с недоверием, но без протестов. Более того, в 1963 г. финские представители на очередном заседании межправительственного комитета Северного совета предложили развивать сотрудничество этой организации с СССР. Это событие положило начало связям нашей страны с североевропейскими странами на многосторонней основе, которые стали сравнительно активно развиваться в 1970-е гг.
Венцом разрядки в противостоянии СССР и НАТО стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1975 г. в Хельсинки эти страны подписали заключительный акт Совещания. Со стороны СССР в нём расписался Л. И. Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада СССР обязался уважать права человека, и прекратил глушить западные радиопередачи. Но эпоха «холодной войны» на этом не закончилась – это было лишь началом её нового этапа – диверсионно-пропагандистской войны, которая и решила исход противоборства в пользу Запада.
В декабре 1979 г. Советские войска вступили в Афганистан. Так начался ещё один период «холодной войны», где у США теперь было преимущество в использовании информационно-психологических атак на средства массовой информации СССР.
В 1970-е гг. значительно расширились контакты между СССР и странами Скандинавского полуострова в области культуры, спорта и туризма по линии профсоюзных, молодёжных, женских и других организаций. Был налажен обмен культурными ценностями путём организации выставок, концертов, демонстраций фильмов, издания литературы.
Началом нового этапа во взаимоотношениях СССР со странами Северной Европы стал провозглашенный М. С. Горбачевым в 1985 г. курс на «ускорение социально-экономического развития» и «перестройку» в СССР, выразившийся во внешнеполитической деятельности государства переходом к теории и практике так называемого «нового политического мышления». Были определены новые принципы советской внешней политики:
- признание современного мира единым, взаимосвязанным, взаимозависимым;
- признание баланса интересов, как гаранта безопасности;
- признание преимущества общечеловеческих ценностей над любыми другими,
и приоритеты советской внешней политики:
- деидеологизация межгосударственных отношений;
- совместное решение глобальных наднациональных проблем;
- строительство «общеевропейского дома».
Прежде чем раскрылся потенциал новой советской внешнеполитической стратегии, руководство СССР с марта 1985 г. по сентябрь 1987 г. путём предложений, компромиссов и уступок восстановило пошатнувшиеся на рубеже 1970–1980-х гг. отношения с Норвегией. Была достигнута договорённость о поддержании конструктивных связей, как на государственном, так и на партийном уровнях – между КПСС и Норвежской рабочей партией. СССР и Норвегия подтвердили намерение развивать добрососедские отношения, рассматривая их как фактор стабильности на Севере Европы и европейском континенте в целом. Советская сторона вновь заявила о готовности решать на основе взаимности все проблемы, в том числе и связанные с континентальным шельфом. Всё это отчётливо выявило изменение приоритетов во внешнеполитической деятельности СССР, продемонстрировало его стремление к налаживанию добрососедских взаимоотношений с государствами Северной Европы. Таким образом, несмотря на наличие ряда негативных проявлений во взаимоотношениях, как следствий «холодной войны», военно-политическая напряжённость в регионе была ослаблена.
Новые подходы советской внешней политики в полной мере проявились в выступлении М. С. Горбачева в Мурманске 1 октября 1987 г. В нём от лица СССР прозвучал призыв к открытости, диалогу, развитию многостороннего сотрудничества в регионе, озвучена мысль о том, что на Европейском Севере необходимо как можно скорее решать проблему военного противостояния, наращивать всестороннее многогранное взаимодействие.
В основной части своего выступления М. С. Горбачев предложил разделить военные и невоенные факторы, присутствующие в Арктике, и выдвинул целый ряд новых инициатив. Он предложил создать безъядерную зону в Северной Европе, ограничить военно-морскую активность в прилегающих к Северной Европе морях, организовать мирное сотрудничество по рациональному освоению ресурсов Севера, способствовать научному исследованию Арктики, содействовать охране окружающей среды. В зависимости от нормализации международных отношений М. С. Горбачев пообещал открыть Северный морской путь для прохода иностранных судов при советской ледокольной проводке и с правом захода в советские порты. Особенность «мурманских инициатив» состояла в том, что они учитывали интересы всех государств североевропейского региона при неуклонном соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности в отношении всех стран, так или иначе затрагиваемых предложенным урегулированием.
Во второй половине 1980-х гг. СССР на североевропейском направлении своей внешнеполитической активности достиг сравнительно высоких результатов. Были проведены переговоры по урегулированию некоторых двухсторонних спорных вопросов. Например, по проблеме разграничения морских пространств в Баренцевом море с Норвегией. Начато коллективное решение накопившихся проблем в области защиты окружающей среды. С конца 1980-х гг. при участии СССР, Финляндии, Швеции и Норвегии велась разработка программы действий по защите экологии Севера, получившей название «Стратегии защиты окружающей среды Арктики». Однако советским руководством проводились и односторонние уступки. Например, в одностороннем порядке была сокращена на 200 тыс. человек общая численность войск в европейской части СССР и на территории государств - участников ОВД.