Политика приграничных государств в отношении СССР в годы «холодной войны» на северо-западе страны

Для Советского Союза скандинавские страны стали своего рода полигоном для выработки своей новой внешнеполитической стратегии. Именно на Европейском Севере началось переосмысление международных отношений периода «холодной войны», заложена база для формирования качественно новых взаимоотношений СССР со всеми государствами Запада и Востока [15].

Таким образом, после второй мировой войны содержание и характер взаимоотношений СССР с Финляндией и Норвегией зависели от занимаемого места и роли североевропейского региона в системе международных отношений, которые неоднократно менялись, находясь под воздействием глобальных политических процессов и тенденций. К таковым относится развитие общеевропейского процесса, распад Ялтинско-Потсдамской системы и окончание «холодной войны», транснационализация международных отношений.

Взаимодействие СССР с Финляндией и Норвегией в годы «холодной войны» носило разносторонний характер, охватывая все сферы международных отношений. Государства Скандинавского полуострова играли заметную и неуклонно возраставшую роль во внешнеполитической деятельности СССР [10]. Причинами тому явился ряд факторов: уникальный геополитический расклад, военно-стратегическая важность и ресурсная обеспеченность региона, высокая интенсивность глобализационных процессов, привлекательность скандинавской модели социально-экономического развития, наличие богатых культурных традиций по типу «поморской торговли» и т.д.

Заключение



Существует огромное количество мнений, одобряющих и не одобряющих и сам процесс «холодной войны», и её итоги. Окончание «холодной войны» имеет лишь официальный статус, который в определенной степени ослабил международную политическую напряженность в начале 1990-х гг. На деле – практически во всех конфликтах обнаруживаются стратегические интересы США, направленные, в том числе, на более выгодное положение в возможной войне с Россией. Вхождение стран Прибалтики в НАТО тому наглядный пример.

Геополитическое положение стран НАТО в перспективе может обеспечить США относительно лёгкий доступ к сравнительно уязвимым границам России (см. приложение). Иными словами, политическая напряженность в наши дни ничуть не уступает временам «холодной войны», что является свидетельством того, что великое противостояние продолжается, только теперь оно приняло скрытые формы.

«Холодная война» серьёзно повлияла и на внутреннюю жизнь США. Инакомыслие там стало рассматриваться как подрывная деятельность, породив, в итоге, массовые нарушения гражданских прав и свобод. В СССР «холодная война» способствовало укреплению тоталитарных черт политического режима. Однако теперь, после падения «железного занавеса», распустив Организацию стран Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), разрушив сверхдержаву – СССР и подвергнув остракизму коммунизм, Россия в XXI в. может убедиться в том, что не идеология, а только геополитические и экономические интересы превалируют в западном политическом мышлении.

Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в республиках бывшего СССР, американские политики всё чаще обращаются к методам времён «холодной войны», демонизируя Россию в глазах мирового сообщества. В наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в мировое сообщество, российские компании выходят на зарубежные рынки, а западные корпорации приходят в Россию.

Процесс вхождения России в мировое сообщество начался 16 декабря 1991 г. с её признания королевством Норвегией, первой из западных государств. Через некоторое время Россию признали также Финляндия и Швеция. Таким образом, ими было продемонстрировано желание поддержать происходившие в Российской Федерации реформы, заверить российское руководство в своей готовности налаживать и развивать в дальнейшем взаимовыгодные связи.

Одной из основных движущих сил взаимодействия России с Западом, в том числе и со странами Северной Европы, в начале 1990-х гг. стали экономические реформы. В этот период главную задачу внешней политики России можно определить, как необходимость построения партнёрских отношений с Западом, налаживания тесных связей с западными политическими и экономическими институтами. Североевропейские государства занимали в этой стратегии особое место, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, вследствие геополитических потрясений начала 1990-х гг. Север стал единственным регионом, где Россия имела протяжённую границу с государствами Запада – Финляндией и Норвегией. Во-вторых, ещё с конца 1980-х гг. скандинавские страны представлялись советским лидерам, как пример стабильности и процветания. В начале 1990-х гг. эти государства стали рассматриваться и как потенциальный источник помощи России в виде поставок передовых технологий и крупных финансовых инвестиций.

В свою очередь, в начале 1990-х гг. в североевропейских странах стали возникать оживлённые дискуссии по вопросам организации взаимодействия с Российской Федерацией. Несмотря на происходящие в России серьёзные катаклизмы, общим для этих стран явилось осознание необходимости развития многогранного сотрудничества. Первоочередной целью ставилась задача окончательного преодоления военно-политического разделения континента по линии Восток-Запад, которое оказывало негативное влияние на взаимодействие в североевропейском регионе. Таким образом, наличие обоюдной заинтересованности России и государств Северной Европы в налаживании взаимоотношений заслуживают высокой оценки.

Россией в короткий срок не только были установлены дипломатические отношения со странами Скандинавского полуострова, но и совместно с этими государствами выработаны базовые документы и программы для осуществления дальнейшего взаимодействия. С Финляндией в январе 1992 г. был подписан Договор об основах отношений, с Норвегией в марте 1992 г. выработан Совместный протокол о рабочей программе развития контактов и сотрудничества. Однако следует учитывать, что поиск помощи за границей Россией вёлся спонтанно. В отличие от СССР, при безусловной энергичности российского правительства, неоспоримом взаимовыгодном характере достигнутых соглашений, Россия в начале 1990-х гг. утратила инициативу в развитии международных отношений на Европейском Севере. Это являлось главным недостатком формирования её внешней политики в регионе в начале 1990-х гг. Многое объясняется и тем, что Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР на мировой арене, утратила статус великой державы, сохранив её обязательства, например, экономический долг Финляндии.

В 1993/1994–2000 гг. были учтены опыт и уроки начала 1990-х гг. В Министерстве иностранных дел России появилась идея многополярного мира, как антитезы американского доминирования в развитии международных отношений. Росло стремление активизировать свою политику, в том числе и там, где она приносила дивиденды во времена Советского Союза. В данном отношении североевропейское направление не было исключением. Об этом свидетельствует хотя бы частота официальных и неофициальных взаимных визитов и встреч на высшем уровне между руководителями России и Скандинавских стран, состоявшихся в исследуемый период.

С необходимостью решения данных проблем связывают и предложенную 15 сентября 1997 г. в г. Рованиеми премьер-министром Финляндии программу «Северное измерение» («СИ»). Упор в этой программе делался на развитие экономической составляющей. Идея «СИ» базировалась на ключевом элементе - «позитивной взаимозависимости» стран региона, которая должна была способствовать интеграции России в мировую экономику через северо-восточные рубежи Европы. Проект программы «СИ» предусматривал стратегическое партнёрство Брюсселя, Хельсинки и Москвы, прежде всего, в сфере энергетики, транспорта и экологии. Вместе с тем, идея проекта заключалась не только в традиционном межгосударственном взаимодействии, но и в привлечении приграничных регионов, муниципальных образований и прочих хозяйственных и социокультурных объектов Балтики и Баренцева моря. В этом плане программа «СИ» должна была явиться уникальным экспериментом по поиску новых элементов и форм субрегионального сотрудничества.

К сожалению, как показала практика начала XXI в., надежды и ожидания российского руководства 1990-х г. в реализации этой программы оказались несколько завышены.

Список литературы



Андреев С. Набат звучит всё громче. - СПб.: КАРО, 2004., с. 29-30.

Андросова Т. Советско-финляндские отношения в 1956-1962 годы. / Вопросы  истории, 1998. № 9.

Бегунов Ю., Лукашёв А.В., Пониделко А. 13 теорий демократии. - СПб.: Издательский Дом Бизнес-Пресса, 2002.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1999.

Верт Н. История Советского государства 1900-1991 годы. - М., 1994.

Волков А. Страны Северной Европы. Экономико-статистический справочник. - М., 1986.

Волкогонов Д. Вызвать и предупредить. Международный ежемесячник «Совершенно секретно», 1994., № 4 (59)., с. 6-7.

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистически заметки. - М., 1989., с. 284.

Воронков Л.С. История Норвегии. / Отв. ред. А.С. Канн. - М., 1980.

Воронов К. Страны Севера и новая трансформация системы европейской безопасности в постбиполярный период (1990-е годы). / Северная Европа: проблемы истории. Выпуск 3. - М., 1999., с. 265-284.

Герасимов Н. Экономические отношения СССР со Скандинавией. / Международная жизнь, 1972., № 2., с. 147-149.

Гундаров В. Противостояние в пучине. // «Красная звезда», 6 cентября 2002 г.

Гэдис Д. Сейчас мы знаем переосмысление истории «холодной войны». / Вопросы истории, 1998, № 9.

История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.

 Комаров А.А. СССР и Скандинавский  оборонительный союз. / Северная Европа. - М., 2003., вып. 4.

Комаров А.А. Окончание второй мировой войны и советские интересы в Финляндии и Норвегии (1944-1947). / Северная Европа. - М., 1999., вып. 3.

Комиссаров Ю. Проблема мира и безопасности на Севере Европы. / Международная жизнь, 1985., № 6., с. 65-74.

Коробочкин М. Политика СССР в отношении Финляндии и Норвегии. 1947-1953 годы. / Северная Европа. - М., 1999., вып. 3., с. 233-249.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и  пленумов ЦК (1959-1965 гг.)., т.8. - М., 1972., с. 566.

Кредер А.А. Новейшая история. XX век: Учебник для основной школы. 3-е изд. - М., 1996.

Лавров Ю. Североевропейский вариант политики безопасности. / Мировая экономика и международные отношения, 1989., № 11., с. 112-120.

Моргачёв С. К вопросу о «северном балансе». / Мировая экономика и международные отношения, 1988., № 1., с. 104-108.

Орлов Н.И., Андросов И.Ю. Проблема Западного Берлина в международных отношениях 1945-1975 годов. / Вопросы истории, 1977, № 8.

Рентола К. Весна 1948 года: Какой путь выберет Финляндия? / Северная Европа. - М., 2003., вып. 4., с. 61-89.

Ржешевский О. Операция «Unthinkable» – план третьей мировой войны. // Красная звезда, 27 февраля 1999 г., с. 6.

Ристе У. История внешней политики Норвегии. - М., 2003.

Советско-норвежские отношения 1917-1955 годов. Сборник документов. - М., 1997.

Советско-финляндские отношения 1948-1983 годов. Документы и материалы. - М., 1983.

Тополя В., Пискулов Ю. Хозяйственные связи СССР и Северной Европы. / Мировая экономика и международные отношения, 1980., № 2., с.82-88.

Фёдоров В.Г. Советский Союз и Финляндия: добрососедство и сотрудничество. - М., 1988.

Холина В., Наумов А. География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2004., с. 96.

Хроника человечества. / Сост. Б. Харенберг. – М., 1996.

Чубарьян А.О. Основные этапы внешней политики России. / Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований. / Под ред. А. Торкунова. - М., 2003. с. 26-31.

Шевякин А.П. Загадка гибели СССР. - М.: Вече, 2002.

Шевякин А.П. Разгром Советской державы. От «оттепели» до «перестройки». М.: Вече, 2004.

Сайты сети Интернет

- #"#">#"#">#"1.files/image001.jpg">

Приложение 1-а.

 

Лист № 1 Доклада Штаба объединенного планирования

по операции «Немыслимое» 22 мая 1945 г. (перевод).

(Источник: #"1.files/image002.jpg">

 

Приложение 3.

 

«План Маршалла». Рисунок Б.Е. Ефимова - советского художника-графика, мастера политической карикатуры. 1947 г.

(Источник: #"1.files/image003.jpg">

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 

Соотношение сил НАТО и Организации стран Варшавского договора (ОВД) в Европе в 1955 г.

(Источник: #"1.files/image004.jpg">

Приложение 5.

 

 

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Хельсинки, 1975 г.

(Источник: #"1.files/image005.jpg">

 

 

 

 

Приложение 6.

 

 

Опытная атомная подводная лодка проекта 627 «К-3» (1958 г.). Боковой вид.

 

Приложение 7.

 

Атомная подводная лодка проекта 941 типа «Акула».

 

 

 

Приложение 7-а.

 

Атомная подводная лодка проекта 949 типа «Антей».

 

Приложение 8.

 

Территории Финляндии, отошедшие к СССР после второй мировой войны.

(Источник: «Talvisota. «Зимняя война» 1939 – 1940 (неизвестные страницы)» - Родина, 1995, 12, с. 114)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсант

М. Нестеров

 

                     «____» марта 2007 г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты