Политика, свобода и демократия

Вероятно, процесс политогенеза шёл поэтапно, отличался совместным и вариативным действием разных предпосылок и причин – и внутренних, и внешних; как мирных, так и военных; одновременно и общекультурных, и сословно-классовых. Политогенез имел также многолинейный и обратимый характер. А возникавшее в тех или иных формах государство отражало не только общенародные, но и свои собственные (сословно-корпоративные) интересы, а также интересы экономически господствующих слоев общества, откуда рекрутировалось большинство государственных служащих. Композиция тех, других и третьих интересов и задач менялась, регулировалась самой политической жизнью тех или иных стран, в разные исторические эпохи по-разному.

Основные признаки государства:

а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровнородственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения;

б) публичная власть – набранный из профессиональных чиновников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства;

в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды;

г) кодифицированное (записанное и обнародованное) право – свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти.

Условный рубеж, на котором потестарная организация сменяется государственно-политической (и в дальнейшем, до сих пор от неё отличается), относится, как видно, к степени распределения свободы и принуждения между личностью и общественными институтами, с которыми она сотрудничает. Разница (пусть относительная) в том, кто принимает решения: сам человек (прежде всего глава общественной «ячейки» – семьи, хозяйства, хотя бы в составе народного собрания), или уже (в пределах своей компетенции) политические органы за него (налог, военная мобилизация, подсудность и т.д. общественные обязанности носят принудительный характер лишь внутри государства). Только что отмеченные остальные признаки государственности (его территория, аппарат власти, налоги, право и др.) в своей совокупности направлены как раз на то, что гарантировать принуждение всех граждан к безусловному исполнению утвержденных государством обязанностей. Вне государства человек вправе (если на то есть достаточно силы) отказаться от любой ответственности. Но зато ему тогда никто не гарантирует защиты его законных интересов.

Разбираемую ситуацию можно проиллюстрировать на примере такой страны, как средневековая Исландия. На этот первоначально необитаемый остров первопоселенцы-скандинавы бежали именно от государства, которое возникало в Швеции, Дании и Норвегии в IX в. Те, кто у себя на родине не пожелал подчиниться власти первых государей – конунгов или же потерпел поражение в борьбе за эту власть, переплывали море и обосновывались на семейных хуторах по исландскому побережью. Раз в сезон главы таких семейств с несколькими вооружёнными родичами съезжались на тинг – народное собрание, вече своей округи. Ежегодно проходил также общеисландский альтинг (теперь так называется исландский парламент). На тинге решались спорные вопросы, предъявлялись обвинения тем, кто совершил гражданские или уголовные преступления. Координаторами дискуссии выступали языческие жрецы – годи. В этой роли выступали наиболее опытные и авторитетные исландцы. На время тинга они превращались в «законоговорителей». Под влиянием спорящих сторон коллегия жрецов – годорд объявляла один из двух видов наказания – денежный штраф (вергольд) в пользу пострадавшей стороны или же объявление преступника вне закона. В последнем случае после окончания тинга преступника мог безнаказанно убить кто угодно. Как правило, это были истцы прошедших только что судебных процессов – родственники и сторонники пострадавшего, осуществлявшие кровную месть. Вне тинга годи никакой реальной власти, кроме морального авторитета, не имел; отсутствовали и органы исполнения решений веча. Драматические истории о том, как скрывались объявленные вне закона люди, а обиженная сторона стремилась им отомстить сам или же объявляла награды за их головы, описаны в исландских сагах. Таким образом сравнительно большая страна веками существовала без государства, почти всех его атрибутов (верховной власти, полиции, тюрем, налогов и т.д.). Оценивая исландский опыт, надо учесть, специфику природных условий этого острова (узкая полоска пригодной для жизни земли по побережью). К тому же, начиная с XIV в. исландская культура начала хиреть, попала под власть сначала Норвегии, а затем Дании; пока эта страна не образовала собственного государства (в 1944 г.), которое ныне процветает. Поэтому в большинстве других природных и исторических условий государство всё-таки возникает довольно рано, как вполне закономерная форма существования цивилизованного общества.

Структура государства включает в себя такие типичные элементы, как а) органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; б) вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; в) службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.).

Функции государства делятся на внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных).

Формы государственного устройства зависят от соотношения его политического центра и его же периферийных частей. С этой точки зрения государства делятся на: а) унитарные, территория которых делится на одинаковые по правам и обязанностям административные части, а конституцию и прочие законы вырабатывает центр; б) федеративные – в их составе законодательные полномочия распределены между центром и провинциями; отдельные субъекты федерации имеют собственное законодательство и верховные органы исполнительной власти (правительства); общий суверенитет федерации касается только ее внешней политики; в) конфедеративные, чьи субъекты полностью самостоятельные во всех сферах, кроме обороны, внешней политики, еще кое-каких функций (скажем, денежной эмиссии, почтовой службы и т.д.).

Формы правления в государстве классифицируются в зависимости от характера носителя верховной власти в нём. Это, во-первых, монархия, т.е. дословно «власть одного» правителя (короля, царя, султана, т. п.), которая может быть абсолютной и наследственной (как и сейчас во многих странах Востока), а может и конституционной (где «монарх царствует, но не управляет»; власть фактически принадлежит главе правительства, назначаемому парламентом, как в Великобритании); во-вторых, республика, т.е. дословно «общее дело» народа, который весь или через своих представителей избирает носителей верховной  власти; бывает президентской, либо парламентской, в зависимости от того, в чьих руках сосредоточено больше верховной власти.

Режим государственной власти чаще всего гораздо важнее, чем принадлежность государства к тому или иному из только что отмеченных общих типов. Он характеризует формы и методы управления, порядок применения государственной власти. В связи с чем различают следующие разновидности государственности:

а) демократия, т.е. «народовластие» – в том смысле, что государство гарантирует невмешательство в личную жизнь граждан, реально обеспечивает важнейшие права и свободы личности (устного и печатного слова, митингов и собраний, общественных движений, путешествий по своей стране и выезд за границу, т.д.);

б) авторитаризм – существенные ограничения прав и свобод граждан в пользу государства; моральное и законодательное принуждение населения к исполнению расширенного круга условий политической жизни (запрет оппозиционных партий и движений, цензура средств массовой информации, преследования инакомыслящих, «железный занавес» на границах, т.д.);

в) тоталитаризм – беспредельно полный контроль государства над общественной и личной жизнью всех граждан; политика постоянного террора по отношению к населению.

Тоталитаризм (от лат. totalis – цельность, полнота; имеется в виду – государственной власти в одних руках) это особая разновидность диктатуры, которая встречается во все времена. Диктатура отличается насильственным захватом власти узкой группой лиц и соответственным правлением, которое основано на голом насилии, физическом подавлении любого сопротивления воле диктора. При диктатуре сплошь и рядом нарушаются права граждан, их произвольно лишают имущества и свободы, казнят без суда или при инсценировке такового. Однако тоталитаризм – это не обычная диктатура. Такой политический режим возникает только в XX веке. Основные разновидности тоталитаризма имели место в России Ленина и Сталина; Италии Б. Муссолини; Германии Гитлера. В дальнейшем близкие к тоталитаризму режимы сложились в целом ряде стран Востока (скажем, Китай Мао Дзедуна или Камбоджа Пол Пота), Африки (ЮАР времен апартеида и др.) и Латинской Америки (хунты военных, вроде Чили времен Пиночета).

Главное отличие тоталитаризма состоит, по-моему, в планомерном и систематическом уничтожении части населения своего же государства. В СССР 20-х – начала 50-х гг. были обречены все «представители свергнутых революцией классов» – буржуазии, «кулаков», офицеров «царской» армии, жандармов и полицейских, священников, члены всех политических партий, включая самих старых большевиков. В нацистской Германии истребление велось по расово-национальному признаку – в газовые камеры отправляли евреев, цыган, славян, представителей т. п. «неполноценных народов». Вместе с тем велось уничтожение всех прочих «инакомыслящих» – тех лиц, которых власти подозревали в несогласии со своей политикой. Ежегодно, кроме смертной казни для многих тысяч людей, лишались свободы ещё десятки тысяч, а сотни тысяч репрессировались путём конфискации имущества, лишения работы по специальности, доступа к образованию, приемлемого жилья; продуктовых карточек; ссылки на глухие окраины государства. В итоге репрессии в той или иной форме коснулись практически каждой семьи, жившей при тоталитаризме.

Массовые и постоянные репрессии были необходимым условием для всех остальных признаков тоталитарного режима власти:

присвоение неограниченной власти в государстве одним лицом, фактическое обожествление вождя, объявление его непогрешимым и неподотчётным никому «отцом нации», «земным богом» – спасителем и защитником всех своих граждан;

монополия на собственность, сколько-нибудь крупную, находится у государства;

насаждение одной-единственной идеологии, причем явно утопической, фантастической (коммунизма, фишизма, национал-социализма, т. п.), подавление всех конкурирующих теорий путем жестокой цензуры, политических репрессий, закрытых границ; основной принцип тоталитаризма: всё, что не разрешено, то запрещено;

легальное существование только одной политической партии, её детских, юношеских, прочих филиалов (в СССР – «октябрята», пионеры, комсомольцы, коммунисты, ветераны этих движений, мемориалы павших героев и даже мумии вождей);

у государства и правящей в нём партии имеется монополия на социализацию подрастающих поколений – все они воспитываются в одном и том же духе преданности этому режиму; постоянный контроль за информацией, доступной населению;

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты