Политика, свобода и демократия

неограниченные полномочия политической полиции (ВЧК–НКВД–ОГПУ–КГБ в СССР; гестапо в Германии); остальные органы юстиции (прокуратура, суд, адвокатура) становятся её придатками, маскируют расправы над жертвами режима без суда и следствия; формируется и с нарастающей активностью работает аппарат террора (слежка за всеми гражданами, доносы секретных осведомителей, органы следствия, внесудебные органы вынесения наказания, тюрьмы и концентрационные лагеря, зоны ссылки и лишения многих прав для выживших репрессированных);

концентрация всей власти – законодательной, исполнительной и судебной в одних тех же руках (партии и полиции, которым покорно служат остальные органы государства);

обязательная для каждого гражданина демонстрация политической лояльности; все сферы общественной и культурной жизни целиком подчиняются политике и идеологии;

агрессивная внешняя политика – «образ врага» нужен для обо-снования «железного порядка» внутри государства; экономическая, культурная и духовная изоляция страны от окружающего мира.

Тоталитаризм, как и любая диктатура, безусловно антинародный режим, поскольку он неизбежно приводит к гибели заметной части народа и ухудшению уровня жизни выживших. Ведь сущность тоталитаризма в конечном счёте сводится к подавлению личности коллективом. Выдающийся исследователь социализма и тоталитаризма Ф. Хайек так и назвал свою книгу: «Дорога к рабству». Однако значительная часть того же самого народа как правило поддерживает этот режим, идеализирует его. Ленина и его партию поддержала часть рабочего класса и бедных крестьян, военнослужащих, деморализованных на Мировой войне; устроенный Муссолини в 1922 г. путч – поход на Рим фашистов встретил восторженную поддержку народа; Гитлер пришел к власти в 1933 г. путем довольно демократических выборов; Сталину верно служила огромная сеть советской номенклатуры, органов политической сыска и карательной системы ГУЛАГа. Покорность и даже симпатии довольно широких слоев населения к тоталитарным режимам объясняются рядом взаимосвязанных причин. Политики тоталитарного склада приходят к власти в обстановке социального кризиса, они предлагают и практикуют предельно простые и циничные меры по его преодолению (мир в обмен на территориальные уступки врагу; подавление коррупции и преступности с помощью предельно жестокой уголовной репрессии; меры социальной поддержки неимущим слоям народа за счет конфискации собственности у тех, кто ее имел). Массовые репрессии освобождали массу рабочих мест, включая руководящие посты – они замещались малообразованными выходцами из социальных низов. Главным достоинством гражданина становилась личная преданность режиму и его вождю, ради этого прощались многие грехи.

Грань между авторитарными и тоталитарными режимами подвижна и условна; в зависимости от исторических условий они могут меняться местами. Так, СССР при Хрущёве и Брежневе из тоталитаризма перешёл к авторитаризму (прекратились массовые репрессии, появились диссиденты, «самиздат», контакты с заграницей, альтернативные формы социализации во внеполитичсеких сферах – западная музыка, мода, часть запретной прежде литературы).

Авторитаризму и тоталитаризму противостоит демократия. У этого политического режима имеются свои собственные недостатки (которые, кстати, и приводят в отдельных случаях к ее смене другими политическими формами). Однако опыт всемирной истории показывает, что демократическая форма правления в наибольшей степени обспечивает общественный прогресс. Одно из распространенных определений демократии принадлежит А. Линкольну: «Gavernment of the people, by the people, for the people», т.е. «Власть, исходящая из народа, осуществляемая народом и интересах народа». Ценности демократии – свобода личности, соблюдение прав человека, суверенитет народа. Государство при демократии существует не ради самого себя, а для создания наилучших условий жизни всех граждан. В соответствии с этими целями выделяются общие черты демократических государств:

а) выборность основных органов государства, прежде всего законодательных и глав верховных органов исполнительной власти;

б) равноправие граждан, прежде всего их избирательных прав;

в) подчинение меньшинства большинству после принятия государственных решений;

г) признание народа основным источником власти в государстве, в связи с чем при принятие важнейших законов допускается путем всеобщего волеизъявления (референдума); следствием народного суверенитета, с одной стороны, является верховенство закона (над личными, групповыми интересами); а с другой, свобода личности – всё что не запрещено законом, разрешено при демократии;

д) разделение властей – независимость друг от друга основных ветвей власти (законодательной от исполнительной, судебной от них обоих); сюда же относится свобода слова, т.е. независимость средств массовой информации от идеологической или политической цензуры.

Все эти политические принципы могут трактоваться более или менее широко; полномочия государства и права личности могут сочетаться в разных пропорциях в зависимости от того, какие политические партии приходят к власти, какие политические теории исповедуют руководители демократического в принципе государства. Эти партии и теории тяготеют к двум основным вариантам. Это либерализм и консерватизм. Начиная с XX в. соответствующие партии оспаривают власть и чередуются у ее кормила в США, Великобритании, Франции и большинстве остальных стран Западного мира. Благодаря такой очередности их социально-политические и экономические системы извлекают пользу для своих стран из противоположных, но взаимосвязанных сторон общественной жизни: индивидуализма, свободы, общественной и государственной собственности, веротерпимости, международной открытости, миролюбия (либералы и демократы, т.е. политически «левые»), либо коллективизма, дисциплины, частной собственности, долга перед Отечеством, религиозности, национализма («правые» консерваторы разного толка). Именно в такой конкуренции, при участии общественности, во имя завоевания популярности у избирателей разных по методам своей политики (но в главных целях одинаковых) партий, их лидеров и состоит демократия как политическая система.

Разумеется, политическая практика даже в условиях демократии не в состоянии полностью преодолеть недостатков и даже пороков общественного устройства. Таких, как коррупция, преступность, социальные и национальные конфликты, терроризм, финансовые кризисы и т.д. На этот счет известен афоризм У. Черчилля, утверждавшего, что демократия – далеко не лучший способ управления страной. Проблема в том, что все остальные гораздо хуже.

Именно и только в условиях демократии в какой-то степени осуществимы такие идеалы современной политики, как гражданское общество и правовое государство. Первое из этих понятий обозначает оптимальное соотношение интересов личности и государства, правильное распределение их полномочий. Суть дела тут состоит в том, что полномочия государства распространяются не на всю нашу жизнь, а только на ее часть. Выполнив установленные законом обязанности перед государством, все граждане во всём остальном остаются полностью свободны в своих мыслях и поступках. Государство не имеет право вмешиваться в нашу личную жизнь (если она не угрожает другим людям). Но для нормальной жизни людей этого мало. Кроме свободы и равенства, необходима ответственность всех сознательных граждан за поддержание их коллективных ценностей в экономике, политике, культуре. Если граждане будут равнодушны к негативным явлениям вокруг себя, этих явлений – преступности, экологического кризиса, бедности, др. – не искоренить. Поэтому гражданское общество основывается на добровольной, бескорыстной инициативе всех сознательных граждан, их благотворительной деятельности, гражданском долге.

Гражданское общество существует наряду с государством, не подчиняется ему, взаимодействует с ним – поддерживает его в одних случаях, критикует и поправляет в других. Здесь проявляет себя свободный индивид. Эту сферу общественной жизни составляют самые разные общественные объединения и движения (профессиональные, творческие, женские, детские, досуговые, земляческие, спортивные, экологические, потребительские и мн. др.). Если политические партии борются за власть в государстве и, победив на выборах, распоряжаются ею, то общественные объединения и движения защищают специальные интересы различных групп населения – профессий, национальностей, полов, возрастов, регионов, конфессий, т.д. Тем самым обеспечивается всё многообразие целей интересов самых разных людей, в самых разных сферах их жизни. Государство просто не в силах обеспечить их все своим вниманием.

Основа гражданского общества – частная собственность, гарантии её неприкосновенности и защиты, которые даёт правовое государство. Это последнее понятие отражает упомянутый выше принцип демократии – разделения и взаимодействия ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). При таком состоянии государства гарантируется исполнение принятых законов; существуют механизмы борьбы с попытками обойти закон, уйти от ответственности за его нарушение.

Право – важнейший атрибут государственной организации общества. Это совокупность законов, т.е. прошедших компетентное обсуждение и специальную процедуру принятия правил поведения людей в типичных ситуациях их жизнедеятельности. Поведение человека, его отношения с другими людьми регулируется целой системой норм и санкций за их нарушение. В формировании такой системы социальной регуляции поведения участвует мораль, религия, другие формы культуры. Отличие норм права состоит в их принудительном характере – государство, его специальные органы (полиция, прокуратура, суды, пенитенциарная система исправительных учреждений) контролируют соблюдение законов и наказывают их нарушителей, находящихся в поле достижения закона. Тем самым право защищает жизнь и достоинство человека, пресекает произвол в его отношении.

Общие характеристики юридических законов сводятся к следующим:

а) определённость границ правонарушения и санкции за его совершение;

б) общеобязательность норм права для выполнения;

в) охрана законов авторитетом и всей силой государства;

г) презумпция невиновности подозреваемого в преступлении человека до тех пор, пока его вина не будет доказана в судебном заседании;

д) гласность и состязательность судебного разбирательства – зашита интересов обвиняемых (адвокатом) и потерпевших (прокуратурой);

д) неотвратимость наказания за совершенные и доказанные в суде преступления.

В разных странах складывались различные типы права, традиции применения законов. Так, право делится на предецентное (принятие решений судом по аналогии с корпусом всех предыдущих решений судей этой страны – Великобритании и ее сателлитов) и кодифицированное (подведение конкретного нарушения закона под те или иные статьи официально утверждённого кодекса уголовного, гражданского, трудового, жилищного, семейного и т.д. права, как на Европейском континенте, в том числе в России).

В основу законодательства всех цивилизованных стран положены коренные права и свободы человека. В наши дни их формулируют и поддерживают, во-первых, Основные законы (Конституции) отдельных государств, а во-вторых, международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЭ, Совет Европы, т. п.). Эти права подразделяются на личные (гражданские) (на жизнь, достоинство личности, её свободу и неприкосновенность, частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальную принадлежность, передвижения и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободы мысли и слова); политические (печати и распространения информации, объединения людей по их интересам, на собрания и манифестации, право избирать и быть избранным в государственные органы, участвовать в отправлении правосудия, обращаться в государственные органы с жалобами и запросами); экономические и культурные (частной собственности, право на труд и отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, получение образования, свободу творчества, на социальное обеспечение).


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты