Политика в сфере этнонациональных отношений

3.3.Культурологическая теория нации


Австрийский ученый Карл Реннер (XIX в.) считал, что нация – это культурное сообщество. Для ее возникновения необходимы «общий литературный язык», «развитая национальная литература», «национально-духовная культура»; таким образом, «нация – это союз одинаково думающих и одинаково говорящих людей». Согласно своей теории, Реннер утверждал, что введение государственного языка в многонациональной стране будет проявлением господства, а не равенства, может вызвать в обществе враждебность и сепаратистские настроения.


3.4.Историко-экономическая теория нации


Ее творцами стали теоретики марксизма-ленинизма, среди них Карл Каутский и И.В. Сталин. Согласно марксистскому учению, нация – категория историческая, возникшая вследствие развития капитализма. Главное условие ее формирования – общие экономические связи и общие классовые интересы. Ненаучным является деление наций на «исторические» и «неисторические», то есть находящиеся на магистральном пути общественного прогресса и на его обочине; на «революционные» и «реакционные», на «буржуазные» и «социалистические». На основе приоритета классовых интересов над национальными марксисты делали вывод, например, о существовании двух культур – угнетенных масс и господствующих классов – в каждой национальной культуре.


3.5.Этническая теория нации


Начало ее разработки принадлежит немецкому ученому Иоганну Гердеру (XVIII в.). Понятие этнической нации употребляется в случае, если нация складывается из одной этнической группы. Карл Дойч отмечал, что нация - это "группа людей, объединенных общей ошибкой по вопросу своего происхождения и общей нелюбовью к своим соседям".

Нация - крупное, историческое, динамичное, цивилизованное сообщество граждан, часто полиэтничное, но объединенное вокруг какого-либо одного этноса, с национальным языком внутреннего государственного общения (возможно, одним или несколькими локальными официальными языками), как правило, с собственной территорией, общими интересами, единой волей быть единым целым; единой национальной культурой (как синтезом нескольких этнических культур), сознанием общности прошлого, современного и особенно будущего и одновременно собственной самобытности и общим названием.

В типологизации наций возможны различные подходы. В прошлом существовали догматический (формационно-классовый) и критический (цивилизационно-гуманистический). Согласно первому, то есть марксистско-ленинскому, нации делятся на "капиталистические" и "социалистические", а также на "титульные" (коренные) и не титульные (пришлые). Согласно второму, разрабатывавшемуся европейскими учеными либерального направления, нации делятся на политические и этнические, древние и новые, построенные и недостроенные, территориальные и безтерриториальные, к которым до создания Израиля относились евреи, и по сей день относятся цыгане; что касается территориальных наций, то они, в свою очередь, могут быть едиными и расколотыми, а также диаспорными (когда значительная часть нации находится за пределами страны). К диаспорным нациям относятся армяне, греки, евреи, китайцы и другие. К расколотым нациям в разное время относились украинцы, немцы, вьетнамцы, и по сей день ими остаются китайцы и корейцы.

Согласно современной трактовке, нации делятся на три группы:

1.Полномасштабные (политические и этнические).

2.Государственные (политические) нации - в государствах, не имеющих единого языка.

3.Этнические - имеющие язык, но не имеющие государства.

Национальная политика любого государства должна базироваться на определенной идеологии, определенных политических принципах; к ним относятся национализм, интернационализм, шовинизм и сегрегация.

Национализм до недавнего времени трактовался у нас однозначно как реакционная идеология и реакционный политический принцип. Как идеология национализм действительно реакционен (приоритет одной национальной культуры перед другими, приоритет национальных ценностей перед личностными и т.д.). Как политический принцип национализм следует признать, и борьба с ним бесперспективна (в нем заложены такие положения, как учет национальных особенностей, создание жизнеспособных федераций и конфедераций).

Интернационализм считался в СССР единственно верной идеологией в сфере национальных отношений, интернациональное ставилось выше национального. В связи с переосмыслением понятия "национализм" переосмысливается и понятие "интернационализм". Не отвергая этот принцип, как ведущий к установлению контактов между людьми различных национальностей, важно на первый план поставить национальные интересы, которые ближе и понятнее людям.

Шовинизм - это проповедь национальной исключительности. Термин происходит от имени французского солдата Н. Шовена, выставленного в период наполеоновских войн в качестве поклонника величия французской нации. В России до революции (иногда и в современных условиях) проявлялся великорусский шовинизм. В Германии Гитлер насаждал шовинистическую идею превосходства арийской нации. Шовинизм чреват войной и насилием.

Сегрегация - от латинского segregatio, что означает отделение. Это крайняя форма этнической дискриминации, ограничение прав и свобод этнической общности путем создания специальных учреждений, выделения специальных территорий (негритянские гетто в США, еврейские гетто на оккупированных фашистами территориях в годы второй мировой войны, гетто для чернокожих в Южной Африке в середине ХХ века).


4. Классификация государств по этническому признаку


Существует несколько вариантов классификации государств по этническому признаку. Прежде всего, государства делятся на национальные и многонациональные. Многонациональными являются государства, где много народов проживает на своей этнической территории (Россия, Индия и т.д.). Национальные - это государства, образованные вследствие самоопределения какого-либо народа и выражающие его интересы. Они могут быть моноэтническими, т.е. сформированными на основе одного этноса, который трансформировался в нацию (Япония) и полиэтническими. Полиэтнические образуются двумя способами – во-первых, государства типа "плавильного котла", когда разные оторванные от своих корней этнические группы создают государство и "переплавляются" в одну нацию; во-вторых, государства, где инициатором и основным носителем государственности на первых порах выступал один этнос, но рядом с ним были представители других этнических групп и меньшинств, оторванных территориально от своих наций; после провозглашения государственной независимости они консолидируются на основе общего гражданства - к таким относится и Украина.

По классификации американского политолога Г. Нельсона государства по этническому принципу делятся на пять групп:

1.Государства с одной этнической нацией; к таким относятся страны, где к одной нации принадлежит более 95% населения - это Польша, Япония, Норвегия и ряд других – всего 45 стран.

2.Государства, в которых одна этническая нация насчитывает от 60 до 95% населения – к таким относятся Австрия, Китай, Великобритания, всего – 62 страны.

3.Государства, в которых один этнос насчитывает от 40 до 60%, и где, кроме того, проживают от 7 до 20 этнических групп – это Афганистан, Иран и еще 15 стран.

4.Бинациональные или двухнациональные государства, где две этнические нации насчитывают от 65 до 96% - Бельгия, Перу, Таиланд, всего – 21 страна.

5.Мультинациональные или многонациональные государства, в которых три этнические нации насчитывают от 34 до 97% и еще проживают от 5 до 19 этнических групп; к таким относятся Индия, Канада, Нигерия, всего – 19 стран.

Американский политолог У. Коннор делит государства по этническому критерию на четыре группы:

1.Нации-государства (с этнически однородным населением) – Япония, Норвегия, Польша.

2.Иммигрантские государства - США, Австралия, Канада, Новая Зеландия; в них высок уровень ассимиляции, во внутренней политике господствует этнический нейтралитет.

3.Метисные государства – страны Латинской Америки, население которых сформировалось путем смешения многочисленных этносов и различных рас.

4.Многонациональные государства, которые в свою очередь делятся на группы в зависимости от количества этносов, для которых они стали территорией формирования:

-                            однохоумлендные, такие как Литва, Латвия, Эстония и др.;

-                            многохоумлендные, к которым относятся Россия, Индия и ряд других стран;

-                            нехоумлендные – страны, возникшие в результате миграции этносов.

Формы государственного устройства не зависят от этнического состава населения той или иной страны. Однонациональные государства могут быть как в унитарной (Япония, Франция), так и в федеративной (Австрия, Германия) формах. Многонациональные государства могут быть как в унитарной (Великобритания, Шри Ланка), так и в федеративной (Канада, Швейцария) формах. Характерно, что большинство многонациональных унитарных государств сталкиваются с разными формами сепаратистских движений. Сегодня в мире 150 государств из 200 - унитарные.

Преимущества унитарного государства: определенная экономичность; простота и оперативность принятия решений; легкость надзора и контроля за выполнением решений; стойкость в экстремальных условиях.

Недостатки: закрепление авторитаризма; унификация особенностей этнических общностей; ограничение инициативы региональных властей; зарождение экстремизма и сепаратизма.

Типы унитарных государств - централизованные, в которых должностные лица всех уровней назначаются центром, и децентрализованные, в которых региональные органы власти формируются независимо от центральных органов управления. Признаками унитарных государств являются наличие единого руководящего центра и вертикально-иерархические властные структуры.

К признакам федеративного государства относятся: разделение полномочий центра и регионов по конституции; двухпалатный парламент; участие субъектов федерации в законодательном процессе; децентрализация управления; два, три и более государственных (официальных) языка.

Преимуществами и одновременно недостатками федерации являются: открытость, гибкость, плюрализм; децентрализация, что с одной стороны, ведет к росту инициативности и демократизма, с другой - к росту местной бюрократии и увеличению расходов на содержание государственного аппарата; согласительный характер власти, что ведет к вечному поиску компромисса.

В 18 федеративных государствах проживает 39% населения планеты. К ним относятся Индия, Пакистан, США, Российская Федерация, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, Федеративная Республика Германия, Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты и др.

Существует такой тип государственных образований, как конфедерация. Выделяют три типа конфедерации - сообщество (содружество) - к ним относятся СНГ, ЕС и др.; ассоциация (форма отношений между мелким и крупным государством) - например, Монако-Франция, Сан-Марино-Италия, Пуэрто-Рико-США, Фарерские острова-Дания; лига - например, НАТО, Лига арабских государств и т.д. Исторические типы конфедераций - Сенегамбия (1981-1989), Германия (1815-1864), США (1776-1787), Швейцария (1291-1849).

Специфической формой государственного устройства является империя. Древнейшие ее формы - Рим, Византия, империя Карла Великого и другие. Многие страны прошли через такую форму государства, а некоторые - Германия, Россия, Франция - дважды. В ХХ веке империями были Австро-Венгрия, Британия, Германия, Оттоманская империя, Португалия, Франция, царская Россия и СССР. С распадом СССР империй в мире не существует.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты