Политика в сфере этнонациональных отношений

Если проследить основные тенденции в истории формирования украинского этноса, то для племени полян, считающихся прямыми предками современных украинцев, характерны такие элементы самосознания, как индивидуальная свобода, земледельческая культура, умение защищаться от врага, отсутствие рабства, развитие вечевого строя, естественности жизни. Определяющим геополитическим фактором в истории Киевской Руси стало ее расположение на рубеже европейской цивилизации и кочевого варварства. Период средневековья являлся временем изнурительной борьбы со Степью, что привело к формированию типа человека-воина. Постоянная борьба с внешней агрессией приводила к поглощению энергии народа и стала препятствием для политического самоопределения. Экспансия Польши носила не только территориальный, но и духовный характер. Происходило ополячивание украинских феодалов, их отход от борьбы за украинские национальные интересы. Защита украинских национальных форм жизни осталась прерогативой крестьянства и немногочисленных средних слоев. В XVIII веке произошел раскол этноса под властью двух консервативных династий – российских Романовых и австрийских Габсбургов. Российское самодержавие, присоединяя украинские земли, основывало свои права на них на идее «возвращения» утраченного после распада Древнерусского государства. Украинцы считались частью русского народа, временно оторванной от родины; таким образом, украинскому этносу было отказано не только в государственности, но и в праве на существование. Тем не менее, в XIX веке в украинском обществе продолжали культивироваться идеи автономизма и федерализма. Восточная Галиция, где условия для развития украинского национального самосознания были не в пример лучше, чем в России, стала оплотом украинства, так называемым «украинским Пьемонтом».

Революция 1917 г. в России послужила ускорителем идеи украинского национального возрождения. Несмотря на революционную фразеологию, новые лидеры России остались такими же шовинистами, как и царские чиновники, что вызвало к жизни горькую фразу В. Вернадского: «Российская демократия заканчивается там, где начинается украинский вопрос». Межвоенную судьбу Украины историк Рудницкий назвал «страшным судом истории». Для украинского народа социальный эксперимент большевиков обернулся геноцидом и денационализацией. В годы второй мировой войны наш народ пережил трагедию «раздвоенного патриотизма» - защищая отечество от вторжения, приходилось волей-неволей отстаивать существование тоталитарного коммунистического режима. В послевоенной истории СССР межнациональные отношения характеризовались не иначе, как «оазис согласия». В единой семье «братских» народов Украине отводилась роль «младшего брата», «бледной тени» россиянина. Искусственное объединение истории России и нерусских народов в единую «историю СССР» стало фундаментом «русоцентристской» модели исторического прошлого Украины. В СССР существовал двойной стандарт в этнополитике. Одним из направлений ее была попытка растворения национального сознания народов СССР в «новой исторической общности» - советском народе.

Обретение в 1991 году государственной независимости стало началом нового этапа в истории нашей страны. Определяющим моментом независимости явился не этнополитический, а политический фактор. Движение за самоопределение понималось не как этническое, а как общегражданское. Национально-государственное движение не обеспечило объединения Украины. Показателем межрегиональных противоречий в стране стала борьба в первые годы независимости вокруг национальной символики, а также процесс переименования улиц и районов. Для запада и востока Украины характерно совершенно противоположное отношение к одним и тем же событиям и историческим лицам. Государственным органам необходимо уделить пристальное внимание разработке общенациональной идеи, поиску общенациональных символов и лидеров.


7. Национальная политика в Украине


Национальная политика - это целенаправленная деятельность государства по урегулированию межнациональных отношений и организация взаимодействия этнических общностей в социуме. Эта политика будет успешной, если при ее осуществлении соблюдаются следующие принципы:

-осуществление самого широкого национального самоопределения (создание самостоятельного государства, защита прав национальной общности и личности);

-достижение не только юридического, но и фактического равенства для всех этнических общностей во всех сферах экономики, культуры, политики, прежде всего, и в особенности, для национальных меньшинств;

-умение анализировать события и давать научный прогноз, что предполагает обладание точной информацией, проведение социологических исследований и принятие на этой основе выверенных, реальных решений;

-приоритет прав личности над правами национальными, ибо иначе одна этническая общность будет поставлена выше других, а это приведет к конфликтам, обострению отношений.

Национальный вопрос - это вопрос о ликвидации национального гнета и обеспечении свободного самоопределения этноса, о завоевании юридического и фактического равенства этнонациональных общностей, о преодолении межнациональной розни и недоверия между этносами и нациями.

Национальный вопрос применительно к современным условиям - это совокупность национальных проблем во всех сферах жизни общества: политике, экономике, социальной и духовной жизни. Национальный вопрос обострился в странах СНГ и во многих странах мира: Квебек - в Канаде, Шотландия и Уэльс - в Великобритании, Корсика - во Франции и др.

Подавляющее большинство конфликтов носит этнический характер, что вызвано подсознательным стремлением этносов сохранить свою самобытность, уберечь разнообразие и уникальность этнических культур.

Причины этнических конфликтов

1.Национальный шовинизм, выступающий как реакционная идеология, а также национализм на бытовом уровне.

2.Стремление поставить в привилегированное положение коренной этнос, что ведет к ущемлению прав этнических меньшинств, к массовой миграции населения.

3.Отрицательное отношение государств к объявлению суверенитета своими автономиями.

4.Обострение проблемы спорных территорий.

5.Незнание этническими меньшинствами языка коренного этноса.

6.Массовое разочарование развитием экономики и социальных процессов, находящее выражение в национальном экстремизме.

Новая концепция национальной политики в Украине находится в стадии формирования, освобождаясь от идеологических схем, преодолевая привычные каноны. Она становится более действенной, реальной и прагматичной и исходит из двух основных положений:

-гарантированность со стороны государства равных прав во всех сферах жизни всем этнонациональным общностям, проживающим в Украине;

-права человека как личности могут быть гармонично обеспечены на условиях одновременного соблюдения его национальных прав.

Задачи национальной политики:

-гарантированность всем гражданам общепризнанных прав, а также прав культурной автономии для национальных объединений;

-программа развития украинской нации не должна ограничивать права других национальных групп;

-провозглашение права этнонациональных общностей на сохранение и развитие своей самобытности и создание политико-правового механизма его реализации;

-учет специфики различных регионов, сложившейся в силу исторических, культурных, экономических и других причин;

-особое внимание должно получить равноправие национальных языков в общении между людьми;

-существенное значение в этнополитике имеют контакты с украинской диаспорой.

Новая концепция национальной политики в Украине осуществляется на конкретных направлениях путем принятия важных государственных решений. Основой ее является принятая Верховной Радой Украины 1 ноября 1991 года Декларация прав национальностей Украины. Развиваются национальное образование и культура - более 300 школ с национальными языками преподавания, 1000 факультативных групп изучают 15 языков, на национальных языках в регионах работают радио и телевидение, в Киеве открыт Республиканский центр национальных культур.

В Донбассе, как и в целом в Украине, наметилось две тенденции в развитии этнополитики. Первая - большая часть этнонациональных общностей, наученная горьким опытом сепаратизма и этнических конфликтов в других странах, ценя и поддерживая, в основном, уравновешенную национальную политику Украины, своими действиями способствует политической стабильности и гражданскому миру в обществе. Вторую тенденцию обусловили такие конкретные особенности нашего региона, как полиэтнический состав его населения, одного из самых многонациональных в Украине; большой удельный вес русскоязычного населения, высокий уровень урбанизации (95% являются жителями городов и рабочих поселков). Тенденция же заключается в сильной ориентации в политической и экономической сферах на Россию и в многочисленных попытках введения русского языка как второго государственного.

Эти и другие особенности нельзя не учитывать при выработке и реализации основных принципов и направлений этнополитики в регионе, а также при составлении этнополитического прогноза на будущее. При этом важен разумный компромисс, баланс между стремлением к национальному возрождению и интересами  и правами национальных групп, проживающих как на территории Донбасса, так и в других регионах Украины.


Выводы


В современном мире приоритетным для человека является его принадлежность к этнической, а уже затем – к социальной общности. Среди внутренних и международных конфликтов доминируют столкновения на национальной почве, что обусловливает повышенное внимание политических структур к межнациональным отношениям.

Основной формой этнической общности является нация, тип которой определяется исходя из особенностей формирования самой нации и этнических и политических изменений, происходивших в момент образования того государства, на территории которого данная нация проживает.

Межнациональные и внутринациональные изменения происходят в форме этнических процессов, содержание и характер которых зависят не только от целого ряда объективных обстоятельств, но и, в том числе, от целенаправленной политики государственной власти.

Взвешенная национальная политика способна устранить почву для ныне протекающих и гипотетических межнациональных конфликтов. В частности, залогом межнационального согласия является такая форма национально-государственного устройства, которая адекватно отражает этническую ситуацию в стране.

В осуществляемой государством национальной политике должны учитываться не только современные характеристики того или иного этноса, но и исторические особенности этногенеза, повлиявшие на национальный менталитет.

Правовой основой государственной политики в области межэтнических отношений являются как правовые акты национального законодательства, так и нормативные документы мирового сообщества.


Литература


1.Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Книга, 2008.

2.Винниченко В.К. Відродження нації. – К.: Генеза, 2007.

3.Геллер Э. Нации и национализм. – М., 2008.

4.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Изд. ТОО "Мишель и К", 2006.

5.Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. - М., 2005. - 295 с.

6.Мала енциклопедія етнодержавознавства. За ред. Ю. Римаренка. – К., 2007.

7.Попович М. Національна культура і культура нації. – К.,2009.

8.Сміт Е. Національна ідентичність. – К., 2008.

9.Українська душа. Збірник наукових робіт. - К.: Фенікс, 2006. - 128 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты