Политика Хрущева. Реформы 50x-60х годов

          Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на  нап­равлении  жилищного  строительства.  В  СССР массового жилищного строительства не вели,  в иные пмериоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей,  люди жили в землянках, в ба­раках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную кварти­ру  для  многих были почти не сбыточной мечтой.Темпов,  которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

          Удержаться на высоком уровне было по плечу далеко не  всем. Данное движение не могло быть массовым. Но профсоюзные организа­ции в погоне за цифрами пытались вовлечь в него как можно больше людей. В итоге все было заформализовано. Любовь к звонкой фразе, лозунгу,  скороспелость выводов и решений были характерными чер­тами того времени, где подлинные новации, забота о простом наро­де причудливо переплетались с  прожекторством,  пустословием,  а порой и элементарным социальным невежеством.

          XXI съезд - ще одна попытка радикального ускорения.  Рефор­ма,  произведенные перемены привели к замешательству в управлен­ческом аппарате,  сбоям в выполнении шестого пятилетнего  плана. Однако признать это и вносить необходимые коррективы руководство страны не стало.  Было найдено другое решение: заменить пятилет­ний план на 1956-1960гг семилетним планом на 1959-1965гг.  Тогда "недостача" первых лет пятилетки покроется новыми планами. В ка­честве  обоснования  данной меры приводились масштабы хозяйства, необхходимость установления длительной перспективы экономическо­го планирования.

          Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости  сделать решающий  рывок обеспечения народа жильем,  продуктами потребле­ния,  его основные идеи,  как и прежде,  сводились к ниезменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А".  Стави­лись явноь нереальные задачи полной механизации строительной ин­дустрии.

          Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета неточного, преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближай­шее десятилетие.  Он торжественно провозгласил, что страна всту­пила  в "период развернутого строительства коммунистического об­щества".

          Ставилась задача  -  в  кратчайшие сроки догать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству  про­дукции на душу населения.  Заглядывая в будущее, Хрущев прикиды­вал,  что это произойдет примерно в 1970 году.  Затронул в своем докладе  Хрущев  и  некоторые вопросы теории.  Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем са­мым,  по его мнению, решился вопрос о возможности построения со­циализма в одной стране.

            Важнейшим внутриполитическим  событием  изучаемого периода был и XXII съезд КПСС.  На нем была принята новая пограмма  пар­тии.  XXII съезд КПСС был одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н.С.Хрущева,  и началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи:  реаль­ные достижения процесса десталинизации, определенные успехи эко­номического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни, резкое усление культа лич­ности самого Хрущева. Была потеряна главная линия на децентрали­зацию управления народным хозяйством.

          Для построения  коммунизма  предполагалось решить триединую задачу:  в области экономической - построить  материально-техги­ческую  базу  коммунизма  (т.е.  выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире  проиводительности труда ;  обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа);  в области  социально-политической  ­перейти  к  коммунистическому  самоуправлению;  в областо духов­но-идеологической - воспитать  нового,  всестороннего  развитого человека.  Исторические рамки программы КПСС были в основном ог­раничены двадцатью годами.

          В начале  60-х  годов  образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными  социальными  программами. Социальные программы-обязательства сводились к слудующему:

во-первых, решить   продовольственный   вопрос,   полностью

обеспчив народ  качественными продуктами рационального и беспере­бойного питания;

          во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широко­го потребления;

          в-третьих, решить  жилищный вопрос,  обеспечив каждой семье отделную благоустроенную квартиру;

          наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый руч­ной труд в народноом хозяйстве.

          В этих задачах ничего утопического не было. Они стали тако­выми после ввязывания СССР в новый тур невиданной  прежде  гонки вооружения, решившей их материальной базы.

          Большое влияние оказала на международные отношения  "холод­ная война".  После  окончания  Второй мировой войны доверие друг другу союзников по анитигитлеровской  коалиции  стало  неумолимо таять. Рост  влияния Совествого Союза в Восточной Европе и обра­зование там правительств во главе с коммунистами, победа китайс­кой революции,   нарастание  антиколониального  освободительного дваижения в Юго-Восточной Азии привели к новой  расстановке  сил на мировой  арене,  к  постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил  в  начале  50-х годов стал корейский конфликт.  Он показал,  как легко "холодная война" модет перерасти в вооруженное столкновение.

          Новое руководство  нашей страны продемонстрировало стремле­ние к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за ребеж с  целью установления личных контактов с лидерами дружест­венных стран.  Важной вехой в укреплении отношений между  социа­листическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза,  провозгласившего своей целью проведение  обо­ронной политики.  Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопаснос­ти в Европе с участием США. Пиком между Востоком и Западом явил­ся "карибский кризис",  вызванный размещением  Советским  Союзом ядерных ракет на Кубе.  Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью перговоров и достигнутых на  них компромиссов. После  этой  кульминации  "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений  между  Востоком  и  Запа­дом.Оттепель в международных отношениях была реальной и позволи­ла людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

          В развитии  культуры в конце 50-х - начале 60-х гг проявля­лись противоречивые тенденции.  Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу администра­тивно-командной идеологии.  Но сам процесс обновления не мог  не вызвать оживления культурной жизни. В то же время Хрущев доволь­но чутко почувствовал необходимость проведения реформ в одном из

главном звеньев культуры - в школе: срок обучения в средней шко­ле был увеличен до 11 лет,  а с девятого класса учащиеся  должны были  осваивать  производственые специальности.  Ни материальной базы,  ни преподавательских кадров для  этого  не  существовало. Важную  роль  в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке.  Несомненным было и оживление в художествен­ной культуре. Возникли новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия". В Москве открылся новый театр "Сов­ременник", который привлек внимание не только актуальными поста­новками,  но и игрой многих актеров. В быт людей входило телеви­дение.  Однако  противоречивость культурной политики давала себя знать в том,  что некоторые произведения принимались Хрущевым  и рядом деятелей культуры в штыки. Политическое руководство страны в начале 60-х гг стремилось удержать культуру в жестких  рамках. Но все же пробивались смелые,  высокохудожественые,  проникнутые правдой и гражданственностью произведения. Были напечатаны доку­ментальные  повести  и  воспоминания раскравших ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей.

          1962-1964 гг. остались в памяти многих людей как годы внут­ренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшилось продовльствен­ное снабжение растущего городского населения. Цены оказались за­мороженными.Причиной этого было резкое повышение закупочных цен, которые стали обгонять розничные.                                       Симпатии простых людей к Хрущеву стали  ослабевать.  Осенью 1963 г. разразился новй кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. це­лина ничего не дала. Появились талоны на хлеб.

          Повышение цен,  появление  новых  дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в  целом.  Темпы роста промышленности  стали замедляться.  Замедлился технический прогресс. Обнаружившиеся сбои в работе промышленности  Хрущев  и его окружение  пытались  выправить  путем  дрейфа  к воссозданию централизованной бюрократической командно-административной  сис­темы сталинского типа. Хрущев, с одной стороны, стремился перес­тановками в партаппарате улучшить ситуацию в экономике, а с дру­гой - столкнуть две части партаппарата,  чтобы политикой "разде­ляй и влавствуй" обезопасить самого себя. Партийный аппарат рез­ко вырос. Стали делиться обкомы, комсомольские и профсоюзные ор­ганизации. Вся реформа свелась к раздуванию аппарата партийных,государственных органов. Распад власти был налицо.

          Утрата Хрущевым личной популярности,  поддержки со  стороны партийно-хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интел­лигенции, отсутствие зримых перемен в уровне  жизни  большинства трудящихся сыграли роковую роль в деле проведения антибюрократи­ческих реформ. Да и попытки реформ проходили верхушечными, анти­демократическими путями.  Большая часть народа в них не участво­вала. Реальные решения принимались  весьма  ограниченным  кругом высших политических руокводителей.  Естественно, что при неудаче вся политическая ответственность падала на человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве. Хрущев был обречен на отс­тавку. В 1964г.  он пытался активизировать  реформаторскую  дея­тельность, распорядившись  начать подготовку проекта новой Конс­титуции СССР.

          Бурные последствия преобразования в СССР,  непоследователь­ные и противоречивые, все же сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.

          Партийно-государственная номенклатура  добилась  укрепления своих позиций,  однако недовольство беспокойным лидером в ее ря­дах нарастало.  Росло разочарование интеллигенции строго дозиро­ванной номенклатурной "оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за "светлое будущее" при ухудщении текущей жизни.

Все это  помогло  партийно-государственной номенклатуре без

каких-либо общественных потрясений избавиться от Н.С.Хрущева. Он был обвинен в "валюнтаризме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев.

          Нвое правительство  принимает решение о начале новых эконо­мических реформ. Первые шаги реформы 1965г. вселяли надежды. Ус­корился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по вре­мени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономи­ческих показателей  выполненной.  Но к началу 70-х гг.  сущность реформы оказщалась искажена настолько,  что она фактически перс­тала действовать.  Главными причинами, приведшими к неуспеху ре­формы, являлись  нежелание  большинства  лидеров  административ­но-командной экономики  отказаться от привычных методов управле­ния, чему сопутствовало свертывание робких преобразований в  по­литической сфере


                                                                                 

                                                                        ЛИТЕРАТУРА.

1. "История Отечества"  Учебник для 11-го класса сред. шк. В.П. Островский, В.И. Старцев, Б.А. Старков, Г.М. Смирнов. Москва, Изд. Просвещение, 1992г.


2. Свет  и  тени  "великого десятилетия" Н.С.  Хрущев и его время 1989 год.

3. Аграрная политика КПСС в 50-е - 60 годы. 0

Журнал N9 "Вопросы истории КПСС" И.В. Русинов, Москва, 1988г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты