культура и искусство
8575
0.3
8575
0.3
8401.2
наука, научное обслуживание
28514
0.9
22373
0.9
5997.3
другие виды деятельности сферы нематериального производства
42495
1.4
23379
0.9
2882.0
На начало 2004 года на территории области действуют 2167 малых предприятий, на которых занято 17,3 тысячи человек, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность 19129 человек.
В целом малым бизнесом занято около 20% от общего числа занятого населения области, в 2003 году произведено продукции и оказано услуг на сумму 2,88 млрд.руб.
Предприятия малого бизнеса осуществляют свою деятельность практически во всех отраслях экономики области, тем не менее доминирующей остается сфера торговли и общественное питание, в которой действует каждое второе малое предприятие, что характерно и в целом для России.
В промышленности на 01.01.2004 значительная доля малых предприятий осуществляла деятельность в лесной и деревообрабатывающей отрасли (22%), пищевой промышленности (21%), машиностроении и металлообработке (16%).
Среди важнейших видов производимой продукции наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий Федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.
Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального и муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.
Социальное направление ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и, тем самым, среднего класса, способствующего устойчивости общества. Это направление включает поддержку:
1. Малого предпринимательства среди молодежи. Привлечение молодежи к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста.
2. Женского малого предпринимательства. Вовлечение большого числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки для этой категории населения.
3. Малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями.
4. Предпринимательства, организуемого лицами из числа военнослужащих.
5. Предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.
Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстроокупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов в администрациях и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы поддержки, незначительные объемы бюджетного и внебюджетного финансирования программ. Третий характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесленничества.
Отраслевое направление развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформ предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых и средних предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в развитие производственного потенциала.
Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.
Приоритетными определены следующие отрасли:
- малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- малое предпринимательство в области экологии, в том числе в сфере сбора и переработки вторичного сырья;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
- малое промышленное производство и стройиндустрия;
- оказание услуг населению.
Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в отношении «стартового» предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии «первичного закрепления» и развертывания хозяйственной деятельности.
Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.
Приоритетный комплекс задач связан с созданием и развитием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Читинской области, развитие финансового лизинга, кредитных потребительских кооперативов, предоставление областных и муниципальных гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации программы
Целью программы является формирование условий, способствующих улучшению экономических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства на территории области.
Поставленная цель обуславливает решение круга взаимосвязанных задач:
- развитие системы финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование нормативных правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства;
- увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
- увеличение числа субъектов малого предпринимательства и лиц, готовых заниматься предпринимательской деятельностью;
- обеспечение представителей малого бизнеса информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки;
- решение социальных проблем;
Задачи – развитие системы финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства; совершенствование нормативных правовых механизмов деятельности субъектов малого предпринимательства; увеличение доходной части областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; увеличение числа субъектов малого предпринимательства и лиц, готовых заниматься предпринимательской деятельностью; обеспечение представителей малого бизнеса информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных структур поддержки малого предпринимательства; продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынки; решение социальных проблем.
Сроки реализации программы – 2005-2007 годы.
Перечень основных мероприятий показан в (таблице №13).
Перечень мероприятий программы
Таблица №13
№
п/п
Наименование мероприятия
Исполнители
Сроки реализации (годы)
Источники финансирования
Финансовые затраты
Всего
в том числе по годам
2005
2006
2007
1
2
3
4
5
6
7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13