· неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
· слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
· в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной способности россиян.
Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.[9]
3.2 Инфраструктура поддержки
малого предпринимательства
В чИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Малое предпринимательство в Читинской области играет важнейшую роль в формировании рыночной экономики, создании устойчивого слоя частных собственников.
Вместе с тем, малое предпринимательство сталкивается с серьезными трудностями, которые препятствуют его дальнейшему росту.
Поддержка малого предпринимательства со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня.
Одним из основных направлений для развития малого и среднего бизнеса в Читинской области является создание целостной региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Инфраструктура малого предпринимательства на уровне нашего региона представлена: торгово-промышленная палата Читинской области, фондом поддержки малого предпринимательства, региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, учебно-деловым центром, маркетинговым центром.
Раскроем организацию, инфраструктуру и, осуществляемые на региональном уровне, подходы и методы по созданию и регулированию законодательной базы поддержки и развития малого бизнеса на примере отдельно взятого субъекта РФ – Читинской области.
Общественно, что предоставление гражданам области юридического права создавать малые предприятия и располагать определенными льготами, защита соответствующих прав собственности являются необходимыми, но далеко недостаточными условиями для широкого развертывания предпринимательства, особенно направленного на производство продукции и оказание услуг. Желаемого результата не удается достичь без развитой сети инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов) и застраховать его, получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта изделий, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию своих изделий в стане и за рубежом. Сегодня почти каждый пункт перечисленных насущных потребностей представляется для но-воиспеченного делового человека неосуществимым. Решению этих проблем и должна способствовать развитая инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.
Действующая система государственной поддержки предпринимательства на областном уровне включает Комитет экономики Администрации области и Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области. Созданы: Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;
Учебно-деловой центр, которые оказывают информационные, консультативные и образовательные услуги, а так же осуществляют разработку и экспертизу бизнес-планов, предпринимательских проектов, поиск источников финансирования.
Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области образован в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.95г. №88-Ф3 и Постановлением Главы Администрации Читинской области №556 от 10.06.97г. Зарегистрирован 21 августа 1997 года.
Фонд является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере развития поддержки малого бизнеса в Читинской области. Учредителями Фонда являются: Администрация Читинской области в лице Комитета по управлению имуществом Читинской области и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства.
Основным направлением в деятельности Фонда является содействие в формировании рыночных отношений – на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого бизнеса.
Для достижения этой цели (в соответствии с Федеральным законом №88-Ф3) Фонд имеет право:
- осуществлять финансирование мероприятий региональной программы поддержки малого предпринимательства, отраслевых программ и проектов в области и развития малого бизнеса;
- выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства; выступать заказчиком региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства.[7]
Фонд имеет право предоставлять субъектам малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, а также финансовую помощь на безвозмездной основе, без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Высшим органом управления Фонда является Общее собрание Учредителей Фонда, исполнительным органом – исполнительная дирекция Фонда во главе с Генеральным директором.
Контроль за деятельностью Фонда осуществляет Попечительский Совет, состав которого утвержден Постановлением Главы Администрации Читинской области №783 от 01.09.97 года.[7]
Третейский суд создан на постоянной основе для разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:
- защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и Граждан предпринимателей;
- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;
- сохранение и дальнейшее упрочнение деловых и партнерских отношений спорящих сторон, не смотря на имеющиеся между ними разногласия.
Целью создания Третейского суда является продвижение рыночных реформ и правовая защита предпринимательства, создание благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития предпринимательства, преодоление административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий.
Фондом сформирована определенная инфраструктура поддержки предпринимательства. При участии Администрации области и Российского Агентства поддержки и развития малого и среднего бизнеса, Фондом поддержки предпринимательства Читинской области в соответствии с Постановлением Главы администрации от 20.11.97 года №984 было учреждено ЗАО «Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». На финансирование агентства были выделены средства при паритетном участии Федерального бюджета и Фонда поддержки предпринимательства Читинской области. Одним из направлений деятельности агентства является оказание консалтинговых услуг предпринимателям (бухгалтерский учет, аудит, налогообложение, разработка бизнес-плана). В перспективе на базе агентства планируется создание лизинговой компании с формированием банка данных отечественных и зарубежных производителей оборудования, необходимого предпринимательству Читинской области, в соответствии с региональной программой поддержки предпринимательства. Необходимость создания в нашем регионе лизинговой компании очевидна, учитывая недостаток собственных оборотных средств товаропроизводителей-субъектов малого, среднего бизнеса.[10]
Образовательную деятельность по программе бизнес-образование осуществляет Учебно-деловой центр Морозовского проекта, созданный при Читинском институте Иркутской государственной экономической академии. В 1997 году им был получен гранд Фонда «Евразия» на обучение населения основам предпринимательского дела. Обучение прошли 75 слушателей, которым было выдано удостоверение «менеджер малого бизнеса». Обучение проводится по таким дисциплинам, как основы законодательства, налогообложения, бухгалтерский учет и отчетность, основы менеджмента, маркетинг, составление бизнес-планов и т.д. Обучение призвано повысить образовательный уровень как будущих предпринимателей, так и людей уже занимающихся бизнесом. Ведь не для кого не секрет, что осведомленность многих предпринимателей в данных вопросах оставляет желать лучшего. А это как раз и является одной из причин медленного развития предпринимательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13