Предварительное изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные договорённости о поддержке кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную концепцию избирательной кампании делают необходимой разработку стратегии кампании до её официального начала.
В условиях предсказуемого развития политического процесса и устойчивого календаря выборов стратегическое планирование избирательной кампании начинается за 1-1,5 года. В российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно спрессованы, что не освобождает политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии кампании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию избирательной кампании можно определить как программу будущих
действий ради достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно
поэтому стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего
британского специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в
себя решение, по крайней мере, четырёх задач:
1. Сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников.
2. Оценка имеющейся информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы.
3. Непосредственная разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической стратегии и основных лозунгов.
Планирование, т.е. переведение всего вышеперечисленного в законченный план
всей кампании.[6]
Определение содержания кампании, выбор её основных направлений.
Изучив особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные “мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким стратегическим направлениям (осям)[7].
1. “Ось“, связанная с “политическим темпераментом” избирателей.
Преследуемая цель: создать или усилить чувство схожести политических темпераментов.
2. “Ось“, связанная с экономическими, социальными ожиданиями избирателей. Цель – привлечь внимание избирателей к тем проблемам, по которым кандидат, по его мнению, имеет преимущество в глазах избирателей по сравнению со своими соперниками в силу своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.
3. “Ось“, связанная с личностью кандидата. Цель укрепить популярность известного политика, или сделать в короткий срок, хорошо известным публике, пока ещё мало известного деятеля.
Итак, очертив общие направления своей избирательной кампании, кандидат, и его аналитическая группа должны выбрать соответствующие темы, и что не менее важно – тональность в которой они будут развиваться. Определив же несколько ударных тем, нужно обратить их в лозунги кампании
Специалисты едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что правильно подобранный и афористично сформулированный, он должен многократно повторяться и дойти до адресата.
Но к сожаления Российская практика показывает, что лозунги наших кандидатов крайне бедны и повторяются с некоторыми изменениями.
После того как стратегия кампании доведена до небольшого круга сторонников кандидата наступает этап её осуществления: составляется график кампании, одновременно готовиться предвыборная программа, и намечается её бюджет.
Разработка графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо
остановиться на методах работы с избирателями.
Нет необходимости доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным
объектом избирательной кампании является Избиратель. Общение с ним
трудоёмкая работа, требующая знания, как механизма политического выбора
избирателя под воздействием объективных и субъективных факторов, так и
ожиданий, настроений отдельных категорий избирателей. Необходимо выбрать
средства общения с ни. Определить “каналы медиатизации” кандидата. Только
после выполнения всех этих условий можно рассчитывать на победу кандидата
на выборах.
§2 Выборы органов местного самоуправления: проблема технологичности.
Как уже было сказано ранее избирательные технологии – это целая область знаний, поэтому у неё тоже есть своя теоретическая база исследований и литература. Рассмотрим несколько методологических примеров по их применению на уровне выборов депутатов местного самоуправления.
В России выборы на местном уровне проходят ежегодно, поэтому все, не задействованные на федеральном или областном уровне выборов политтехнологи и “PRщики”, уходят на более низкий уровень политических баталий.
В идеале избирательную кампанию лучше всего начинать за 6-8 месяцев до дня голосования. Только за этот период можно хорошо, грамотно и спокойно провести рекламу какого либо кандидата.
Действующие депутаты начинают работу, по рекламированию себя в массах за
полгода или год. Для этого у них есть много возможностей. Например,
рассылка депутатских отчётов, поздравлений, календарей, проведение массовых
встреч, где решаются проблемы населения; наконец, просто приём граждан по
личным вопросам. Всё это разрешено действующему депутату избирательным
законом. А человек, который только собирается баллотироваться кандидатом в
депутаты, по какому либо округу, не имеет таких возможностей, но и в этом
случае существует масса способов заявить о себе большой публике. Это может
быть широко разрекламированная спонсорская помощь, какому либо социальному
или культурному учреждению; простая благотворительность и есть ещё масса
разнообразных методов заставить говорить о себе. Примером здесь может
служить небезызвестный благотворительный фонд “Город”, руководимый Василием
Кузнецовым. Широкая реклама этого фонда (особенно в Индустриальном районе
города Перми), сделала лицо его председателя известным многим пермякам, что
не в последнюю очередь сыграло роль в победе В. Кузнецова на декабрьских
выборах 2000г. в Пермскую городскую Думу по 5 избирательному округу. Кстати
говоря, продолжающаяся реклама фонда “Город” и развешанные на остановочных
комплексах красивые и яркие рекламные щиты с отчётами депутата В.
Кузнецова, позволяют сделать следующий вывод. На будущих декабрьских
выборах в Законодательное собрание Пермской области В. Кузнецов снова
выдвинет свою кандидатуру по одному из городских округов.
Но зачастую, даже при установившемся графике выборов, реальное выдвижение кандидата и создание избирательного штаба, происходит за 2-3 месяца до дня голосования. Это связано с несколькими причинами:
1. выбор избирательного округа;
2. незнание или неопределённость с основными, возможными конкурентами;
3. поиск политической, административной или финансовой поддержки;
4. нежелание кандидата заранее “раскрывать свои карты” и “наживать себе врагов”.
Первое что необходимо сделать для достижения реальной победы кандидата – это создание чёткого плана избирательной кампании. В противном случае, кампания превращается в череду спонтанных импровизаций, как правило, неудачных, поскольку соперники обычно оказываются лучше подготовленными.
В нашем случае план кампании должен сочетать в себе несколько общих
элементов.
1. Анализ политической конъюнктуры и собственно избирательного округа с выявлением слабых, уязвимых мест кандидата и его сторонников и разработка стратегии кампании.
2. Составление графика кампании.
3. Подготовка программы (предвыборной платформы).
4. Создание структуры управления кампанией (формирование команды кандидата и штаб квартиры избирательного объединения).
5. Формирование бюджета кампании.
6. Разработка тактики кампании, включая методы работы с избирателями, пропагандистское обеспечение кампании, “медиатизацию” кандидата.[8]
Рассмотрим некоторые пункты более подробно.
Как уже было сказано ранее, реальная предвыборная кампания начинается за
2-3 месяца до дня голосования. Исходя из этого, можно представить примерный
график работы штаба кандидата в депутаты представительного органа местного
самоуправления, который показан в приложении №1.
Также в приложении №2 показаны 2 основных варианта стратегии поведения в избирательной кампании и их возможные последствия. Они подходят как для работы штаба, так и для самого кандидата в его выступлениях и дебатах[9].
Подготовка программы кандидата и его предвыборной платформы, безусловно,
важный шаг и требуют к себе определённого внимания, ведь в случае победы
кандидата на выборах ему придётся отвечать за свои слова и обещания. Но в
тоже время не стоит тратить на их разработку много сил времени и ресурсов.
Это связано, прежде всего, с исконно российскими причинами голосования.
Истинно русский избиратель (в отличии, скажем, от электората
Великобритании, где голосуют за кандидата представившего лучшую программу
дальнейшего развития своей страны) обращает внимание на поведение кандидата
и его харизму. Ярким примером чего могут служить общефедеральные выборы
1999 и 2000 годов, когда народ проголосовал за партию и президента,
соответственно, не имеющих чётких политических программ развития России на
ближайшие 4 года.
Всё, что было задумано, создано, наконец, проанализировано, всё это
останется только на бумаге: если не будет создана сплочённая команда, где
каждый бы не только знал, отвечал и умел бы делать своё дело; но, и
стремился бы к победе кандидата всей своей душой, привносил бы в кампанию
новые идеи разработки по своей тематике. В приложении №3 показан идеальный
вариант построения команды кандидата на выборную должность местного уровня.
На практике некоторые должности и подразделения очень часто объединяются.
Каждый член команды отвечает за свой круг работы и взаимодействует с
остальными членами команды. Рассмотрим функции каждого из них.
. Руководитель кампании с помощником
1. разрабатывает и осуществляет стратегический замысел кампании,
2. координирует и направляет работу команды,
3. анализирует ситуацию и вносит оперативные коррективы в программу.
. Финансист – осуществляет сбор средств и их выделение.
. Ответственный за печатную продукцию – проводит рекламных мероприятий, работа со СМИ.
. Имеджмейкер – формирует соответствующий образ кандидата.
. Доверенные лица – действуют по поручению кандидата, при согласовании своих действий с руководителем кампании.
. Организатор – осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий и акций.
. Теоретик – разрабатывает программу и осуществляет подготовку различных текстов.
Стоит также отметить, что в команде есть структуры, отвечающие за работу с
полевиками – агитаторами и занимающиеся чёрным “PRом”. Работа проходит в
довольно сжатые сроки, поэтому зачастую при формировании штаба очень часто
не хватает сотрудников, происходит совмещение двух или нескольких
должностей одним человеком, не хватает времени для подготовки и написания
полной и чёткой социально-демографической карты округа
Все эти факты влияют на создание и исполнение стратегического плана
кампании.
И последнее, но не менее важное – это разработка тактики кампании. Под разработкой тактики кампании подразумевается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей кампании из огромного массива информации, грамотного её анализа, и всё это на базе найденных концепций, взращенных стратегий и стратегического планирования в целом.[10] Тактическая часть плана должна описать, как будут реализовываться стратегические задачи, учитывать все контакты с избирателями, предвидеть затраты на кампанию. Она также должна детально описывать - когда и какие конкретные шаги предстоит сделать. Тактика – это распределение всех ресурсов.
Если говорить, в общем, то выборы депутатов местных органов самоуправления имеют ряд особенностей.
Во-первых, это один из самых низких уровней выборов представителей власти населением. Поэтому суммы, которые уходят на избирательные кампании кандидатов, довольно малы. Выборы получают меньшую огласку и избиратели, порой узнают за неделю до выборов, что скоро нужно избирать депутата местной Думы. Явка электората не всегда превышает необходимый барьер, поэтому выборы депутатов местного самоуправления часто совмещают с более высокими и соответственно широко разрекламированными выборами крупных государственных политиков. Если же говорить о густонаселённых районах крупных городов, то добавляется ещё несколько проблем. Это незнание рядовым избирателем кто баллотируется по его округу и поэтому он узнаёт имена кандидатов на пост депутата местного самоуправления только в момент голосования.