Проблемы политической нестабильности в Латинской Америке

К концу XIX века в США окончательно складывается идеология панамериканизма, отражавшая внешнеполитические устремления формирующегося монополистического капитализма. В разработке этой идеологии принимали участие ученые, публицисты, политические деятели, обращавшиеся за аргументацией к истории, экономики, философии и религии. Важнейшую роль в утверждении идеологии панамериканизма, а затем в практическом становлении межамериканской системы сыграли Международные конференции американских республик (с 1948 г. их называют «Межамериканскими конференциями», или «Панамериканскими конференциями»). Всего было 8 конференций. С 1-ой по 3-юю США занимала главенствующею позицию, но на 4-ой, пытаясь заставить остальные страны придерживаться доктрины Монро, встретила протест. 6-ая конференция определила статут Панамериканского союза как постоянного органа. Усиливавшееся противодействие латиноамериканских стран империалистической политике США вынудило американское правительство на 7-й конференции 1933 г подписать предложенный Аргентиной договор, запрещавший агрессию и интервенцию, а также конвенцию "О правах и обязанностях государств. Таким образом, отслеживается тенденция закабаления стран Латинской Америки империализмом Соединённых Штатов. Из года в год США методично осуществляли экспансию в этот регион, превратив его к середине XX века в свой «задний двор».


5                   Создание ОАГ и заключение межамериканского договора о взаимной помощи


ОАГ — международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе — Устав ОАГ. Там же была принята Американская декларация о правах человека.

Созданием организации латиноамериканские государства стремились зафиксировать юридическое равенство, опираясь на принцип “одна страна — один голос”. Первоначально взаимоотношения внутри Организации строились по принципу “США + 20 других стран”. На сегодняшний день положение изменилось: все субъекты ОАГ имеют равные права и обязанности. Другим мотивом создания организации был расчет на то, что союзнические отношения с США облегчат латиноамериканским государствам выход в большую политику, создадут благоприятные условия для экономического роста. Об этом свидетельствовали настойчивые усилия латиноамериканских государств зафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. ОАГ должна быть представлена в Совете Безопасности на правах постоянного члена, а ее Генеральный секретарь — принимать участие в сессиях ООН в качестве представителя межамериканской системы. ОАГ должна была на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном. С тех пор основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений. В свою очередь провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

Краткие сведения:

·                   В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе — Устав ОАГ.

·                   ОАГ на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном.

·                   Основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений.

·                   Провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

·                   Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея.

·                   Главный орган - Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц.

·                   Административный орган - Генеральный секретариат.

·                   С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в т.ч. Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения.

·                   В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио.

·                   После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ).


6 Взаимозависимость и конфликт интересов стран региона


Взаимозависимость и конфликт интересов стран латинской Америки напрямую отражался в ОАГ. Дело в том, что несмотря на все те позитивные и прогрессивные положения Устава, которые содержались в редакциях 1948,1967 и 1985 годов, а также в поправках к Уставу 1992 и 1993 гг., ее практическая политика (или же её отсутствие) в каждый конкретный момент определялась конкретным соотношением сил “двух Америк” и спецификой национальных интересов представленных в ней стран. Основным недостатком ОАГ, объясняющим ее периодическую бездейственность и отстраненность от некоторых острых региональных ситуаций, таких как, например, Центральноамериканский кризис, несмотря на наличие довольно “жестких” структур безопасности, являлся, в первую очередь, кризис идентичности, происходивший от периодического “несовпадения воль” США и стран Латинской Америки. Практика периодического самоустранения США из ОАГ, при том, что без Вашингтона эта организация явно “не тянула” на то, чтобы служить интересам стран Латинской Америки, неизбежно обрекала ее на роль просто красивой “витрины”. Эффективная реализация большинства решений и резолюций, принятых межамериканской системой за последний период, затруднялась из-за отсутствия реального взаимопонимания между США и странами региона. Отмечая то многое, что уже было сделано в рамках ОАГ в попытках пересмотреть основы континентальной системы безопасности, следует отметить, что ее дальнейшее существование как эффективной, действующей организации, способной реально обеспечивать интеграцию и интересы безопасности всех государств Западного полушария, во многом находится под вопросом. По-видимому, учитывая многолетний опыт “сосуществования” Соединенных Штатов со странами Латинской Америки в межамериканской системе, они скорее всего попытаются вернуть утраченную инициативу и провести такую ее реформу, которая отвечала бы их видению современных проблем континентальной и международной безопасности.

По-видимому, ближайшее десятилетие окончательно определит магистральную линию развития системы (или систем) и режимов безопасности в Западном полушарии. Во многом она будет зависеть от политики таких ключевых его стран, какими являются США и Бразилия.

7 Латинская Америка перед лицом глобальных устремлений США


Глобальные устремления Соединённых Штатов в Латинскую Америку начались с экспансии на Юг, еще до обретения государственной самостоятельности. В 1803 г. была куплена Луизиана. В годы войны за независимость в Латинской Америке США захватили часть территорий восставших испанских колоний. Позже они отторгли огромные территории у Мексики. Доктрина Монро вскоре после ее опубликования в декабре 1823 г. стала основным идеологическим оружием американских экспансионистов. За словами «Америка для американцев» все отчетливее звучало: «Америка для США».

Успех, достигнутый в испано-американской войне 1898 г., стимулировал США к расширению экспансии во всех частях света. Но основным ее объектом оставалась Латинская Америка. США начали создавать там империю зависимых от них государств. Первыми были Пуэрто-Рико и Куба, потом Панама. Грозная опасность поджидала остальные латиноамериканские страны. Политика американских президентов Теодора Рузвельта и Тафта (1909—1913) в отношении стран Латинской Америки отличалась особой агрессивностью. Президент Тафт первый сформулировал суть политики, которая получила название политики «большой дубинки», а второй — суть «дипломатии доллара». Политика «большой дубинки» была призвана силой обеспечить американским империалистам беспрепятственную инвестицию капиталов в Латинскую Америку, эксплуатацию ее богатств. «Дипломатия доллара» использовалась для обеспечения безопасности американских капиталов.

Устремления США находят своё присутствие в Панаме. Дело, конечно же, в одноимённом канале. Владение им обеспечило морским силам США большую маневренность, открыло новые возможности для экспансии в Центральную Америку, где они создавали свою «банановую империю», во все страны Западного полушария и за его пределы.

Во время войны под предлогом охраны безопасности Западного полушария от возможного немецкого вторжения США совершили ряд вооруженных интервенций в страны Латинской Америки.

О Мексике и Кубе говорилось в соответствующих главах. В 1914 г., когда была совершена первая интервенция в Мексику, США отправили свою морскую пехоту в Гаити. Мотивируя свои действия нуждами обороны, они осуществили эту операцию, чтобы полностью подчинить и без того зависимое местное правительство приказам из Вашингтона.

Вторая интервенция была произведена в июле 1915 г., когда в Гаити нача­лось инспирированное США восстание против правительства. Американские войска оккупировали страну, чтобы «восстановить порядок». Американские офицеры взяли в свои руки все управление, которое осуществлялось так, чтобы увековечить господство США над страной. Оно было закреплено навязанным Гаити договором. Гаитянское правительство ратифицировало его в ноябре 1915 г. под прямым и чрезвычайно жестким военным и экономическим давлением. Оккупация страны продолжалась до 1934 г.

Сходные события происходили в Доминиканской республике. Она подверглась интервенции США еще в 1905 г. В 1907 г. ее правительство вынуждено было подписать кабальный договор с интервентами, ставивший страну в положение протектората.

Такие же процессы затронули Чили и Аргентину. Во второй из этих стран развитие промышленного производства, усилив местную буржуазию, дало ей возможность несколько укрепить свои политические позиции.


8 Причины и последствия обострения комплекса противоречий в американо-мексиканских отношениях в 70-80 гг. 20века

Территориальное расширение США. В период от принятия конституции до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. В 1803 г., пользуясь благоприятной ситуацией, Т. Джефферсон за 15 млн дол. купил у Наполеона огромную Луизиану, простиравшуюся от Мексиканского залива до Канады. Эта сделка, совершенная вопреки конституции и помимо Конгресса, удвоила первоначальную территорию США. В результате американо-мексиканской войны 1846— 1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо, площадь которых превышала территорию Германии и Франции. В последующие десятилетия США осуществляли территориальную экспансию теми же методами. В 1867 г. царь Александр II продал огромную Аляску (ее площадь почти в три раза больше Франции) американцам за ничтожную сумму (7,2 млн дол.). В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали формально объявленную независимой Кубу. Тем самым было положено начало имперской геополитики мирового господства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты