Проблемы политической нестабильности в Латинской Америке

Гражданская воина 1861—1865 гг. Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и 10 рабовладельческих. Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. Конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одновременно вошли «рабовладельческий штат Миссури» и свободный штат Мэн. 'Кроме того, была одобрена резолюция, устанавливавшая '"Северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Э-та политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (Нью-Мексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850г., согласно которому население соответствующих территорий само решало. быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовладельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г. отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.

Избрание в ноябре 1860 г. на пост президента видною сторонника отмены рабства, одного из организаторов республиканской партии А. Линкольна показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.


9 НАФТА - первый межамериканский интеграционный эксперимент


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — это соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994.

Предпосылки создания:

Первым шагом стал «план Эббота», принятый в 1947 г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы.

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, как Северной, так и Южной. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Изначально союз замышлялся как отчасти ответ на набиравшую обороты европейскую интеграцию. Ведущую роль в организации играют США, которые используют данное соглашение для более глубокого проникновения на рынки Латинской Америки.

Цели:

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Другие цели:

·                   устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

·                   создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

·                   обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

·                   создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

·                   создание единого континентального рынка.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции:

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты:

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

·     В подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США.

·     Перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

·     Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

·     Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.).

Роль Мексики в НАФТА:

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Перспективы развития НАФТА:

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.


10 Центральноамериканский конфликт и его влияние на межамериканские взаимоотношения


Центральноамериканский конфликт постепенно вовлек в свою орбиту большинство населения тех стран, где велись боевые действия. В отличие от предыдущих этапов вооруженная борьба оказывала решающее воздействие на все политические процессы и имела широкий международный резонанс. Сальвадорскому ФМЛН, сандинистам и в меньшей степени гватемальским партизанам удалось привлечь на свою сторону общественное мнение во многих странах мира. По опыту аналогичных кампаний солидарности с Вьетнамом и особенно с демократической Чили создавались многочисленные организации и сети активистов в поддержку борьбы ценральноамериканских повстанцев. Любопытно, что значительная помощь была получена от общественных организаций США.

Следует отметить и еще одно важное обстоятельство: постепенное изменение программных установок центральноамериканской герильи. Если на этапах "очаговой" и городской борьбы программные цели (что делать в случае прихода к власти) носили довольно расплывчатый характер и зачастую сводились к призывам приступить к процессу "социалистического строительства", то теперь повстанцы Центральной Америки были вынуждены выдвигать более конкретные и четкие цели. В первую очередь это относится к сандинистам, ибо они пришли к власти, и сложные процессы создания новой экономики и новой политической системы требовали продуманных и компетентных действий.

С течением времени в политических программах герильи главное место заняли требования демократизации жизни общества, что было естественно: сами методы деятельности и неоднородный состав большинства военно-политических организаций делали невозможным переход "к единой партии" или к жестким марксистским схемам. В партизанских лагерях устраивались богослужения; ключевую роль на переговорах играли политики и специалисты из числа социал-христиан и социал-демократов; в широком спектре политических сил, входивших в герилью, компартии составляли меньшинство.

Международная обстановка также благоприятствовала подобной эволюции. В Советском Союзе началась "перестройка". Европейские социал-демократы, симпатизировавшие повстанцам, во главу угла также ставили принципы плюрализма и демократии. Страны - члены Контадорской группы, заинтересованные в мирном разрешении конфликта, придерживались аналогичных позиций. Все это способствовало "демократизации" программ центральноамериканской герильи.

Новые программные цёли военно-политических организаций неожиданным образом совпали с требованиями никарагуанской оппозиции (и США): свободные выборы, плюрализм и сменяемость властей, уважение прав человека. Открывалась возможность для политического разрешения конфликта, причем США не возражали против того, чтобы повстанческие организации, сложив оружие, превратились в легальные политические партии.

Отзвуки центральноамериканской герильи докатились и до юга Америки. В начале 80-х годов в Чили возник так называемый Патриотический фронт им.Мануэля Родригеса, опиравшийся на компартию и ее стратегию "народного восстания" и "сочетания всех форм борьбы". Наиболее активные действия этой группировки относятся к 1986 г., когда ее члены организовали покушение на генерала Пиночета."Родригисты" были самой крупной, но не единственной военно-политической организацией в Чили. Там еще некоторое время продолжало действовать Левое революционное движение; возникло и крайне радикальное МАПУ "Лаутаро". Все эти организации прекратили существование благодаря не только действиям государства, но и развернувшимся в стране процессам демократизации.


11 Гватемальская революция 1944-1954 гг. и "холодная война в Цетральной Америке"


Гватемала маленькая центральноамериканская страна с населением 4 миллиона жителей, половина из которого индейцы. К концу 40-х годов промышленность страны была практически неразвита. К 50-му году в ВВП Гватемалы, на долю промышленности (вместе с ремесленным производством) приходилось всего 12%. Три четверти населения составляли крестьяне. В сельском хозяйстве было занято 480 тыс. человек, а в промышленности 70 тыс, в торговле 60 тыс.

С 1931 по 1944 годы в стране существовала террористическая диктатура генерала Убико, при котором крестьяне сгонялись со своих земель. Безземельные сельские жители принудительно прикреплялись к хозяйствам помещиков и иностранных компаний. В Гватемале отсутствовало Трудовое законодательство, профсоюзы были запрещены. Более 70% населения были неграмотны.

В июне 1944 года Гватемалу охватили массовые выступления. Их следствием стала отставка Убико, пытаясь сохранить свой режим, он передал власть офицерам из своего окружения. Но это уже не помогло. 20 октября 1944 года вспыхнуло народное восстание, свергнувшее диктатуру. Большую роль сыграла армия, которая под руководством капитана Хакобо Арбенса, перешедшая на сторону народа.

Было создано лево-националистическое Временное правительство, которое начало чистку госаппарата и армии от сторонников диктатуры. В декабре 1944 года прошли первые демократические президентские выборы, была созвана Учредительная ассамблея, 11 марта 1945 года была принята новая конституция. По новой конституции университету предоставлялась автономия, трудящимся было предоставлено право на Трудовой договор, создание профсоюзов и социальное обеспечение. Декларировалось необходимость улучшения коренного населения, осуждался латифундизм, природные богатства объявлялись национальным достоянием. 15 марта 1945 года Временное революционное правительство передало полномочия выбранному на 6-ти летний срок, президенту Хуану Хосе Аревало. Революционные преобразования демократизировали страну, выросло число политических партий и массовых организаций. Число членов профсоюзов, к 1945 году, достигло 100 000 человек. В мае 1951 года все они объединились во Всеобщую конфедерацию трудящихся Гватемалы (ВКТГ). В 1949 была создана компартия, которая была в 1952 году переименована в Гватемальскую партию труда (ГПТ). В 1952 ГПТ и другие левые организации, и профсоюзы объединились в Национально-демократический фронт в поддержку революционного правительства.

ВВП за годы революции вырос в 4 раза. Уровень жизни трудящихся увеличивался. В 1947 году был введен 8-ми часовой рабочий день и новое Трудовое законодательство. Права профсоюзов были расширены. Устанавливалась минимальная заработная плата, вводились оплачиваемые отпуска. Деятельность иностранных нефтяных компаний была поставлена под контроль государства.

В марте 1951 года президентом страны стал Хакобо Арбенс герой восстания 1944 года. 17 июня 1952 года правительство Арбенса провело Аграрную реформу, которая предусматривала национализацию необрабатываемых земель, сдаваемых в аренду и эксплуатируемых с применением кабальных форм наемного труда. Национализированная земля передавалась крестьянам в пользование или собственность с выплатой ими ежегодно в течение 25-ти лет 3-5% стоимости урожая. За два года правительство раздало крестьянам более 600 тыс. га земли, «Юнайтед Фрут» более половины своих земель. Американский империализм не мог долго терпеть такое положение дел. Вашингтон и реакционные латиноамериканские режимы обвинили Гватемалу в создании очага коммунистической угрозы на континенте. В стране при поддержке ЦРУ организовывались заговоры против революционного правительства. Но это не помогло, и тогда США подготовили военную интервенцию. На территории Гондураса и Никарагуа были сформированы антиправительственные банды под руководством Кастильо Армаса. 18 июня 1954 года после бомбардировки гватемальских городов отряды Армаса вторглись в Гватемалу. Рабочие были готовы с оружием в руках выступить на защиту революции, Арбенс был готов пойти на это, но военное командование саботировало его приказ о вооружении рабочих. Вместо этого военные потребовали отставки Арбенса. Ошибкой революционного правительства стало, то, что оно не стало реформировать армию. Которая в решающий момент предала революцию. 29 июня была сформирована военная хунта, которая передала власть Армасу. После победы контрреволюции в стране начался террор. Диктаторский режим Армаса обрушил свои репрессии на левых и рабочих активистов. Сотни человек были убиты, тысячи арестованы. Были запрещены партии и профсоюзы, отменена конституция 1945 года, прекращена аграрная реформа, возвращены льготы «Юнайтед фрут».


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты