Проблемы украинской политической власти

Во всякой системе управления людьми есть также два аспекта иного рода, а именно - публичный и скрытый. В отечественной системе, например, доминирует скрытый аспект, принимающий форму тотальной закрытости. В западной же системе, наоборот, преувеличен аспект публичной власти, особенно в период выборных кампаний.

Один из важнейших вопросов, который решается при организации любой власти (будь она демократической, авторитарной или тоталитарной), - это распределение функций, определение компетенции, разделение полномочий между структурными элементами властной пирамиды.

Типичным способом распределения полномочий является их делегирование "вниз". Это означает, что верхние эшелоны власти передают часть своих полномочий нижним звеньям, превращая их в своих представителей. На делегировании полномочий "вниз" построена типичная для политики технология - дискреция.

Суть её заключается в передаче конкретному исполнителю полномочий по трактовке и исполнению закона. В этом случае механизм реализации закона определяет не законодатель, а исполнитель. Тем самым он приобретает конкретные и реальные рычаги власти, поскольку в его воле ускорить или задержать осуществление закона, или выхолостить из него первоначальный смысл и т.п. Этот способ увеличивает независимость власти от народа. Так, главы областных администраций Украины наделены огромными правами, но зависят не от населения того региона, которым управляют, а от президента страны. Он их и назначает, и снимает, волен "казнить или миловать". Они ответственны только перед ним. Этим, по сути дела, ликвидируется подконтрольность должностного лица обществу.

Другой способ распределения полномочий - их делегирование "снизу вверх". Наглядной репродукцией тому могут служить выборы избирателями депутатов, которым население (электорат) делегирует право вершить государственные дела от их имени. На этом же способе построена президентская власть в президентской республике. А тот факт, что глава исполнительной власти (президент) избран народом, увеличивает его независимость от законодательной власти, превращает его в представителя народа.

Последний, как известно, состоит из множества разнородных социальных групп и общностей. Мобилизация и координация этих групп на уровне их самодеятельности означает производство власти, политического учреждения государства, партий и общества.

Важным аспектом властной технологии выступают её принципы. Традиционный принцип управления - принцип "сдержек и противовесов", при котором подчинённые находятся в постоянной взаимной борьбе. Это позволяет руководителю не опасаться атаки "снизу". Мало того: когда каждый тянет общее одеяло на себя, одеяло вполне может двигаться в нужную сторону - как кусочек сыра, брошенный в муравейник.

Но государство, в отличие от муравейника, не является естественным образованием. "Вектор правильного движения сыра" приходится рассчитывать - на что далеко не всегда хватает способностей. В результате система "противовесов" чаще оказывается эффективной лишь с точки зрения удержания власти, - и ни с какой иной.

Другой принцип - создание сквозной единой вертикали власти. Однако всеобщий контроль над процессами в стране со стороны некоей команды требует абсолютного взаимопонимания и полного согласия внутри этой команды по стратегическим и тактическим вопросам. Дело в том, что идея властного единства не терпит никаких колебаний. Они ей противопоказаны.

Кроме всего прочего, сама власть нуждается в управлении, то есть в каком-то множестве официальных и неофициальных людей, управляющих самой властью как системой. Иными словами, внутренней властью. Наличие её можно заметить в любой системе власти. Она складывается из людей самого различного рода - представителей администрации, сотрудников личных канцелярий, сотрудников секретных служб, родственников представителей высшей власти, советников и т.п. Сюда входит совокупность секретных учреждений официальной власти, и вообще всех тех, кто организует и осуществляет скрытый аспект деятельности политической власти. Сюда входит также множество людей, состоящее из представителей частных интересов, лоббистов, клановых групп, личных друзей. Это – "кухня власти". Она является постоянно действующим элементом власти, стоящим над государством и отнимающим у него часть суверенитета. Публичная власть не делает важных шагов без учёта внутренней власти. Масштабы внутренней власти и средства, какими здесь оперируют, узнать практически невозможно.

В механизме властвования важно подчеркнуть два основополагающих процесса: принятие решений и их выполнение. Принятие политических решений представляет собой отбор и выбор целей и средств их достижения. Причём принципиальные решения принимаются сравнительно узкой группой людей - олигархией (суперэлита или сверхвласть), которой и принадлежит реальная власть. Как бы там ни было, смысл этой функции заключается в том, чтобы делать верный выбор. Власть на то и существует, чтобы давать ответы на вопросы в тех случаях, когда отсутствует уверенность в правильности выбора. В этом заключен один из источников силы и могущества власти.

Так, например, цели Украины как независимого и суверенного государства определены, закреплены юридически и политически. Однако пути и средства их достижения формируются борьбой групп, стремящихся максимизировать или минимизировать становление возникающего режима.

Осознанные интересы и потребности образуют содержание политического курса. С этой точки зрения, осуществление власти складывается из различных способов подавления, стимулирования, актуализации, полной или частичной реализации интересов тех, на кого воздействует власть. Власть осуществляется через увязку, согласование, достижение компромиссов между интересами различных социальных групп. Координация этих групп на уровне их самодеятельности и есть производство власти.

Следовательно, задача политического руководства двоякая. С одной стороны, снижать порог возможных конфликтов. С другой - учитывать, что при противостоянии интересов линия на уменьшение конфликтов может привести к вылущиванию заданных целей. А от способности найти и обеспечить их поддержку зависит качество властвования.

Качество властвования не в меньшей мере зависит и от механизма воспроизводства системы власти привлечение и отбор в неё людей извне, замена постаревших или по другим причинам негодных людей новыми, перераспределение людей по ячейкам и ступеням власти.

Различают два способа и два аспекта воспроизводства системы власти: 1) отбор кандидатов и назначение на посты сверху; 2) выборы путём голосования из числа кандидатов, выдвигаемых снизу.

В любом случае отбор производится многими ответственными лицами и учреждениями, и по многим параметрам. Поэтому отбирается, как правило, самый "средний" человеческий материал. Но именно такой человеческий материал является более адекватным системе власти, чем множество людей с выдающимся интеллектом и талантами.

Интеллектуальный уровень системы не сводится к интеллекту её отдельных представителей. В системе закрепляется коллективный ум множества людей "среднего" уровня. Главным для системы является то, как она организована, кто и как отбирается в неё, как распределены функции её частичек, какие выработаны правила работы и как они соблюдаются, т.е. механизм организации всей системы власти и управления.

Важным условием деятельности политической власти является её легитимация (законность). В узком значении этого слова она означает наличие у власти правовой основы, соответствие политической деятельности законам государства. В более широком смысле легитимность означает соответствие государственной власти ценностям политического режима, народным устремлениям. Иными словами, легитимность означает, что власть в глазах народа выглядит законной, справедливой и естественной. Люди признают эту власть.

Анализ легитимности позволяет сделать вывод, что государственная власть существует за счёт пассивной или активной поддержки со стороны народа. Поэтому государственная власть озабочена своей легитимностью, и стремится выглядеть в глазах народа естественной и справедливой. Для чего периодически проводятся выборы, поскольку легитимация как таковая, т.е. общественное признание власти, осуществляется через выборы.

Суть системы выборов заключается в том, чтобы дать возможность практически отобрать каких-то лиц в органы власти, и узаконить их в качестве таковых. Решающую роль здесь играет всё то, что предшествует и сопутствует выборам.

Система выборов (пропорциональная, мажоритарная или смешанная - в каждой стране своя) позволяет решить одну важнейшую проблему власти: она позволяет осуществлять в той иной форме сменяемость власти, сохраняя при этом стабильность и преемственность системы государственности. Тем самым общество ограждается от излишних и опасных радикальных перемен.

Тем самым, легитимация власти выступает как признание её обществом в законном качестве, как в установлении, так и в воспроизводстве. Кроме этого, узаконивание власти есть способ осознания обществом её силы и права на насилие, признание фактора власти как стоящего над подвластным.

Формой же легитимации являются различные формы выборов правителей, а сущностью – её формальность. Задача этой формальности заключается в том, чтобы навязать людям сознание незыблемости власти и наказуемости за непослушание ей.

За всеми действиями политической власти обычно стоят определённые интересы (а нередко и предрассудки) лидеров, социальных групп и слоёв. Именно комбинации этих интересов питают власть энергией, дают или нет ей волю, подталкивают (или сталкивают) к решительным действиям или покою.

Ставки в такой "игре" постоянно " возмущают" баланс и шанс политических сил, и расширяют зону политического риска - вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов.

Уровень риска - это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений), с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи. Минимизировать уровень риска - насущная задача любой политической власти.

Для этого власть заботится о самосохранении и упрочении своего положения, о своих интересах как людей определённой категории, существующих и имеющих жизненные блага за счёт исполнения функций власти. Это вполне естественно. Но тут есть одно отличие властителей от подвластных: власть по самой своей роли в обществе обязана заботиться о подвластных. Тут действует объективный закон. Власть заботится о подвластных настолько, насколько это нужно для её самосохранения и удовлетворения её потребностей.

Власть стремится использовать своё положение в своих интересах максимально, а заботы о подвластных свести к минимуму. Конкретные величины на этот счёт колеблются в определённых границах. Выход за них угрожает не только подвластным, но и самой власти. Об этом, в частности, свидетельствуют события на политическом пространстве бывшего СССР.

Отношение подвластных к политической власти формируется под влиянием многих факторов, включая характер народа, исторические традиции, положение государства в обществе. В большом числе людей можно найти все мыслимые и немыслимые варианты на этот счёт. Но в обществе всё же складывается некоторое суммарное отношение к власти. Например, в нашем Отечестве характерно сочетание двух крайностей: раболепства перед властью, с одной стороны, и презрения к ней - с другой. Это в характере наших народов и их истории, в которой власть всегда была принуждением сверху и извне.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты