На Западе раболепства и нигилизма по отношению к власти меньше, чем в нашей стране. Там преобладает гражданское отношение, то есть люди осознают и признают закономерность и целесообразность существующей государственности. Деятельность последней подвергается систематической критике, но критике конкретной, не ориентирующейся на её уничтожение. Не происходит накопление антигосударственных умонастроений, переходящих в полное отрицание системы власти вообще.
Критические умонастроения постепенно становятся публичными, и рассасываются. Каким бы критичным не было отношение западных людей к власти, они не переступают границу гражданского уважения к власти, границу гражданской ответственности за судьбу общества.
Все существующие грани, механизмы и технологии власти назвать невозможно. Но можно сказать, что все они, так или иначе, обусловлены совокупностью следующих факторов: социальная система страны, её общее состояние и внешнее окружение, а также характер человеческого материала. Наконец, самосохранением самой власти, наличием или отсутствием у неё политической воли, т.е. совокупности её внутренних свойств и состояний.
Воля выражает способность властителей к последовательной реализации поставленных целей. Политическая воля складывается из менталитета участников политической власти, а также их готовности действовать в избранном направлении. Безволие власти превращает её в игрушку случая, стихии и субъективизма. Критерий объективности и эффективности власти при этом исчезает.
Таким образом, в своем осуществлении политическая власть предстает как: 1) отношения "господства и подчинения", в соответствии с доминирующими ценностями общества, определяющие легитимный порядок; 2) отношения "контроля и влияния", связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политического режима; 3) отношения "управления и давления", определяющие средства и способы взаимодействия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества (при его наличии).
Некоторые проблемы украинской политической власти
Проблем у неё масса. Самой серьезной выступает кадровый голод. Причём в двойном измерении. С одной стороны, растёт количество политической элиты и бюрократии. С другой – снижается их качество. И основная причина тому - запаздывание политической регенерации – изменения типа правящей элиты, как основы радикальных преобразований и реформ в стране. Иллюстрацией тому может служить падение эффективности власти. За годы независимости в стране сменилось 12 правительств, и ни одно из них не сумело решить ими же поставленных проблем.
В этом плане украинская политическая власть связана следующими обстоятельствами. Во-первых, многолетняя схватка за удержание самой себя в таком качестве обескровливает и власть, и общество. Как следствие, природа, структура, организация политической власти, её отношения с обществом меняются мало. Меняются, главным образом, формы, окрас и названия органов власти. Если власть чем-то и ограничена, то только способностью населения выполнять её распоряжения. Как говорится, всякая селёдка - рыба, но не всякая рыба - селёдка.
Во-вторых, не следует отбрасывать и тот факт, что страна переживает системный кризис. И пока он не преодолён, никаких реформ затевать нельзя. Данное требование выступает как социальный закон. Вопреки нему в общественной жизни страны одна реформа сменяет другую. При этом хоровод реформ ширится, а качество и уровень жизни продолжают сужаться и снижаться. Образующийся парадокс порожден действием названного закона, и без его учёта противоречие обостряется.
В-третьих, требует своего разрешения и вопрос компетентности политической власти. Обширность и скрытность феномена политической власти усугубляет эту проблему. Она обнаруживается тем рельефнее, чем далее и обширнее продолжается социально-политический дрейф страны. Стратегическая системная концепция суверенного курса страны пока же отсутствует.
Власть практически не знает той складывающейся социальной системы, которую возглавляет. Это выражается в стиле её управления и руководства. Он носит инерционный, рефлексивный и "ручной" характер, осуществляется методом "штурма", проб и ошибок. Организационная незавершённость и нестыковки внутри самой власти, в управлении обществом порождают несбалансированность, спотыкания и аритмию. Новая украинская власть по наследству получила все недостатки старой.
В этих обстоятельствах растущую потенциальную опасность несут политические конфликты. Политический конфликт – это всегда конфликт по поводу способов организации общества, распределения власти и характера властных отношений. Для демократических стран политические конфликты и борьба за власть вполне нормальное явление, поскольку политические партии могут реализовать свои программы, только придя к власти.
Молодое украинское государство недавно вышло на путь демократических преобразований. И сразу превратилось в арену острых политических конфликтов. Это происходит потому, что современное украинское общество - это общество конфликтной демократии. Её структура представляет собой гибрид остатков советской и зачатков западной системы власти с вкраплениями феодального прошлого страны. Разумеется, при таких компонентах конфликты неизбежны в той или другой форме.
К тому же политическая атмосфера в значительной мере подогревается интересами национально-политических, экономических и культурных элит, всячески стремящихся сохранить или получить власть и могущество.
Основные политические конфликты в современной Украине проявляют себя как:
· конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти на всех уровнях (на высшем уровне это конфликт между Президентом и Верховной Радой, на региональном уровне конфликт между местными советами и главами администраций);
· внутрипарламентские конфликты (конфликты между различными фракциями и группами парламента);
· конфликты между политическими партиями и движениями, придерживающимися разных идеологических и политических установок;
· внутрипартийные конфликты между различными фракциями одной партии;
· конфликты между различными структурами государственного аппарата управления;
· конфликты между различными политическими кланами, претендующими на роль "партии власти" и др.
Эти и другие формы проявления политических конфликтов в Украине можно было бы рассматривать как естественные и неизбежные для общества конфликтной демократии. Однако особенность Украины заключается в том, что политическая борьба здесь очень часто носит элитарный, верхушечный характер. Конфликты между элитами не затрагивают широкие слои общества. Правящая элита концентрирует в своих руках как экономическую, так и политическую власть. В условиях конфликтной демократии она безудержно обогащается, паразитируя на обнищании всего остального населения.
Усиливающаяся социальная и политическая поляризация раскалывает общество на бедных и богатых, "демократов" и "левых". Это мешает общественной солидарности, углубляет конфликты. Обостряет политические конфликты и то, что определённые социальные группы и политические кланы в Украине заявляют претензии на политическое доминирование, монополию власти, будучи социальным меньшинством.
Это приводит к формированию глубокого противоречия между потребностями общества в утверждении демократических принципов в социально-политической организации общества, и стремлением установить новый авторитаризм с сохранением внешних атрибутов демократии и видимости разделения властей. В этих условиях исполнительная власть все в большей степени проводит политику в интересах своего самосохранения, которая базируется на собственном понимании социально-политической ситуации.
К этому следует добавить, что политические конфликты в Украине имеют сильную эмоциональную окраску, и часто построены на личной неприязни политических лидеров друг к другу. Достаточно вспомнить драматические обстоятельства президентской осенне-зимней избирательной кампании 2004/5 г.
Кроме всего прочего, в украинском обществе, как ни в каком другом, очень остро стоит вопрос о самом существовании украинского государства как независимого и суверенного. Среди населения страны нет единого мнения о месте Украины в современном мире.
Сегодняшняя правящая политическая элита и население западных регионов Украины призывают к ориентации на Запад, видят Украину в объединенной Европе. В то же время "левые" силы и население восточных и южных регионов ориентируются на Россию. К тому же многие из них видят перспективу развития Украины только в различных формах союза с Россией и Белоруссией.
Таким образом, можно констатировать, что конфликты в политической сфере представляются исключительно важными, поскольку политические элиты – главный фактор, определяющий направление и содержание политических изменений. Это особенно серьёзно в условиях, когда нет верховенства права и сильного правового государства, когда криминальное обогащение нередко связано с аппаратом власти. Незавершённость социального строительства способствует дальнейшему углублению неконтролируемых и деструктивных социально-политических конфликтов. От такого положения проистекают многие опасности. Важнейшая из них – опасность для государства оказаться на грани выживания.
Эти и иные проблемы современной политической власти - проявления самой её природы, и происходят в диапазоне норм, присущих конфликтной демократии. И "оранжевая" смена власти 2004/5 года подтвердила данное правило.
Вывод
Власть – способность и возможность оказывать актуальное или потенциальное воздействие на людей с целью изменения поведения последних. В структуре власти - её властитель и подвластные, источник (ресурсы) и механизм властвования. Власть имеет универсальный характер, измерение и толкование.
Специфичность и суть политической власти заключается в самосохранение общества как единого целого. Более того, власть над производимыми ценностями и над их распределением составляет основу общественной жизни. При этом власть над распределением точек деятельности людей есть главное из её средств.
Теория и практика показывают, что политическая власть может использовать любые средства, способы, методы, приёмы для достижения своих целей, воплощения самой себя в любой ипостаси. Возможность и способность поставить на службу себе всё, что есть в обществе, превращает её в универсальную силу социополитического взаимодействия. Иллюстрацией тут может послужить политическая повседневность любой страны мира.
Опыт мирового сообщества свидетельствует, что любое общество нуждается в эффективной демократической власти. То есть власти, способной и готовой оперативно и грамотно, без лишних потерь решать текущие и назревающие проблемы общества. Для этого она должна иметь политическую волю, быть легитимной, хорошо структурированной и компетентной. Такая власть в Украине ещё складывается.
Литература
1. Ашин Г.К., и др. Социология политики. – М., 2008.
2. Гаврилов Н.И.Феномен государственной власти народа.- Севастополь. 2007.
3. Грин Роберт. 48 законов власти. – М., 2009.
4. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти – Л., 2006.
5. Макиавелли Николо. Государь. Пер. с итал.- М.,1990.
6. Санистебан Л.С. Основы политической науки/Пер с исп. – М, 2008.
7. Тайна власти.- Харьков. 2007.
8. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке. Пер. с франц.-М.,2006.
9. Тощенко Ж.Т. Социология власти: генезис идей. // Социс, 2009, № 7.
10. Черныш А.М., Костусев А.А. Политика и политология. Учебн. пособие для студентов вузов. - Одесса, 2008.