Безусловно, не все немцы разделяли это популистско-расистское мировоззрение. Аристократия и крупные промышленники относились к нему с презрением; на другом полюсе так же его расценивали представители индустриального рабочего класса, объединенные социал-демократическим движением. Дело в том, что эти слои германского общества чувствовали себя достаточно уверенно: аристократия и промышленники - поскольку они оказывали влияние на общественную и политическую жизнь, рабочие - поскольку их марксистские убеждения, усвоенные глубже, чем в любой иной стране, давали им ощущение собственного исторического предназначения. Удивительнее то, что и крестьяне не проявили к этим идеям никакого интереса. Когда крестьяне превращались в активных антисемитов (а иногда это происходило в разные времена и в различных регионах), тому всегда находились специфические экономические причины, непосредственно затрагивавшие их интересы. Прославление идеологами фелькиш некоего мифического крестьянства не способствовало распространению среди реального крестьянства антисемитских идей. Но расистские взгляды получили широкое распространение в определенных группах среднего класса.
Антисемитскими идеями оказались заражены два слоя среднего класса: ремесленники и мелкие торговцы, с одной стороны, а с другой - студенты и выпускники университетов. Часто отмечалось, что ремесленники и мелкие торговцы были особенно подвержены антисемитизму и со временем в основном именно их голоса привели Гитлера к власти.
Здесь нет ничего загадочного, так как эти слои населения рассматривались как пережиток более ранней эпохи и развитие современного капитализма грозило им уничтожением. Хотя марксистское пророчество о том, что они неизбежно сольются с пролетариатом, в целом оказалось ошибочным, эти слои действительно жили в постоянном ожидании кризиса. Эти люди с трудом адаптировались в новом мире гигантских индустриальных и коммерческих предприятий. У них отсутствовало даже то зачаточное понимание современного капитализма, которое промышленные рабочие восприняли благодаря марксизму; они отчаянно сражались за сохранение своего положения и ощущали настоятельную потребность в козле отпущения.
Евреи вполне годились на эту роль, но вовсе не потому, что они, по всеобщему поверью, "создали" современный мир капитализма и якобы занимали командные посты в немецкой экономике, жили обеспеченной жизнью или были чужды немцам. На самом деле немецкие евреи составляли меньшинство, показатель рождаемости был чрезвычайно низким, так что предоставленные самим себе, они, вероятно, полностью ассимилировались бы к исходу столетия. Большинство евреев искренне отождествляло себя с немецким "фатерландом". Значительная часть евреев принадлежала к среднему классу и переживала те же превратности судьбы, которые выпадали на долю этого класса. Среди воротил индустрии евреев не было, а их роль в банковском деле была крайне ограниченной. Но, несмотря на все это, немецкое еврейство оказалось тем самым козлом отпущения, на которого взвалили ответственность за все беды среднего класса.
Существовали и другие причины. В некоторых кварталах Берлина и Гамбурга жили очень состоятельные евреи; это давало некоторым безответственным людям повод кричать о том, что все евреи богаты, или даже более того, что все богачи - евреи. Кроме того, сами евреи стремились во что бы то ни стало устроить своих сыновей в университеты и таким образом дать им свободную профессию, что зачастую вызывало столкновения с более консервативными представителями среднего класса.
Но главное, евреи действительно произвели революцию в некоторых ремеслах, таких, к примеру, как пошив верхней одежды. И хотя от роста их предприятий клиентура только выигрывала, они представляли угрозу для многочисленных малых фирм. В то же время евреи были настолько различны, что не составляли четко узнаваемого меньшинства. Таким образом, вопреки действительности, в глазах антисемита, выходца из низших слоев среднего класса, этого разочарованного, преследуемого заботами, дезориентированного человека, евреи становились символом современного капитализма, процветающими при системе, которая несла среднему классу лишь страдания.
Хотя многие представители низших слоев этого класса разделяли расистское мировоззрение фелькиш, они не были его пропагандистами.
Наиболее рьяные его сторонники обретались не здесь: они принадлежали к высшим слоям среднего класса, куда входили и сами евреи.
Иррациональное, ненаучное и явно лишенное здравого смысла мировоззрение тем не менее было усвоено образованными людьми, или, точнее, людьми, обладавшими университетскими дипломами. Лагард был ориенталистом (имя его уже было широко известно), в конце концов он стал профессором университета; Дюринг - лектор в университете, Чемберлен - весьма эрудированный человек. Основные сторонники расизма вербовались среди студентов и выпускников университета, часто они объединялись в "буршеншафтен" (братства). Такое положение можно понять, лишь обратившись к истории немецкого среднего класса. [5, С.120]
До первой мировой войны расистские взгляды фелькиш еще относительно слабо влияли на политику Габсбургской империи и империи Гогенцоллернов. Хотя начиная с 1880 года возникали и росли различные антисемитские партии, эти организации редко вмешивались в дело политиков.
В годы, непосредственно предшествующие войне, расистские фанатики избегали вопросов повседневной политики, проявляя интерес к "высоким идеям". Австрийские расисты начали насаждать культ свастики и предсказывали, что в один прекрасный день евреи будут кастрированы и уничтожены под знаком древнего символа солнца. Там же Георг фон Шенерер начал пропагандировать древние германские обычаи, включая праздник солнцеворота.
В Германии появилось множество более или менее эзотерических организаций, таких, как "Тевтонский орден и Фользангс", которая также использовала свастику в качестве эмблемы, и "Культурная лига политиков", проповедовавшая грубый расизм и с энтузиазмом разжигавшая пламя антисемитских идей.
В то время, очевидно, лишь немногие понимали, что расизм фелькиш может оказать огромное влияние на всю немецкую политику. Но уже тогда, задолго до 1914 года, он оказывал влияние на многих школьных преподавателей и прежде всего на молодежное движение, члены которого - молодые немцы - искали выхода из затхлой буржуазной жизни. Расизм затронул наконец одну важную и респектабельную политическую организацию - "Пангерманскую ассоциацию". Но главным образом, когда фанатический расизм в своей крайней форме соединился с трезвенничеством, вегетарианством и оккультизмом, он сформировал взгляды будущих наиболее зловещих руководителей нацистов, включая самого Гитлера.
Исход войны позволил расистскому фелькиш проникнуть в область практической политики. Горечь поражения и последовавшие за ним невзгоды, унижения Версальского и Сен-Жерменского договоров, полнейшая дезориентация и всеобщая разруха, вызвавшая инфляцию, - все это создало особую атмосферу. Более того, Германия и Австрия лишились тех национальных меньшинств, которые прежде служили отдушиной для националистического высокомерия. Германия утратила перспективу империалистической экспансии. Это вдохнуло новую жизнь в старую фантазию о борьбе, борьбе не на жизнь, а на смерть между немецкой и еврейской расами. Особенно эта идея процветала среди студентов.
Еврейские студенты уже давно были исключены из студенческих союзов, но в 1919 году появилось многозначительное нововведение: этот запрет распространился и на тех неевреев, которые были женаты на еврейках.
В идеологии политического правого крыла расизм фелькиш распространился беспрецедентно широко по сравнению с довоенным временем. Начиная с 1920 года Германская национальная народная партия (ГННП) проводя свои избирательные кампании прибегала к яростной расистской пропаганде.
Еще до войны руководитель Пангерманской ассоциации Генрих Класс потребовал лишить евреев немецкого гражданства, запретить им занимать государственные посты и преподавать, а также принять закон, запрещающий им владеть землей и подвергающий их двойному налогообложению по сравнению с прочими немцами. Теперь он направлял свою организацию в то же русло; в последние дни войны организация официально взяла курс на "решение еврейского вопроса", и год спустя для этой цели был создан специальный "Оборонительный и наступательный союз немецкого народа". Численность этого Союза, который также избрал своей эмблемой свастику, вскоре возросла до 300 тыс. человек. После убийства Ратенау он был распущен, но эта мера ничего не дала: все его члены вскоре вступили в нацистскую партию. [2, С.90]
Тем временем "Тевтонский орден" продолжал свое существование. В ноябре 1918 года он создал организацию "прикрытия", получившую название "Общества Туле"[В основе истории возникновения "Общества Туле" лежит создание в 1912 году некоего "Германского ордена", который был основан по принципу тайной ложи, по подобию столь ненавистных нацистам масонских лож. "Германский орден" занимался насаждением пангерманского расистского культа.
После того как расистское мировоззрение фелькиш стало широко использовать "Протоколы", все более начал распространяться апокалипсический взгляд не только на ход современной политики, но и на все процессы развития человечества на Земле. Во имя этого псевдорелигиозного взгляда на мир нацисты и их сообщники организовали истребление евреев в Европе, планируя затем их полное истребление во всем мире. Зачастую не всем понятно это даже сегодня, так как такая идея кажется просто невероятной. Но существуют веские доказательства подобных планов; их можно найти в высказываниях нацистских вождей, организаторов массовых уничтожений, и их невозможно опровергнуть.
Особенно плодотворными считались две идеи:
1) псевдонаучная биологическая теория профессора Гюнтера;
2) мистико-религиозный взгляд, утверждавший, что мир управляется «добрыми и злыми силами».
В соответствии с этими положениями евреи вместе с церковью (Орден иезуитов), масонами и большевизмом олицетворяли собой силы зла.
Литература, воспитавшая такое мировоззрение, известна - писания нацистов наполнены подобными идеями. От "Протоколов сионских мудрецов" прямой путь вел к "Мифу XX века" Розенберга. Абсолютно невозможно опровергнуть подобные нападки с помощью логики или рациональных аргументов; это нечто вроде религии, которая сплачивает людей в секту.
Подобные явления можно сравнить только лишь со средневековой манией колдовства.
Миру зла расистские мистики противопоставили мир добра, света, олицетворенный в белокуром, голубоглазом народе, который один почитался способным создать цивилизацию или государство. Считалось, что два противоположных мира находятся в состоянии вечной борьбы, а война 1939 года, развязанная Гитлером, представляла собой лишь окончательную битву между этими двумя силами.
Из других источников известно, что религиозный фанатизм был присущ Гитлеру на всем протяжении его политической карьеры. Признаки одержимости проявлялись уже в первых его политических выступлениях.
Возможно, Гитлеру уже были известны "Протоколы", так как они широко рекламировались в "Ауф форпостен" и часто обсуждались в среде профессиональных антисемитов. Не вызывает сомнения, что в 1923 году, ко времени появления Гитлера на политической сцене, он был уже отравлен ими. В то время, когда Германия проходила через ад великой инфляции, в которой сгинули все сбережения средних слоев и рабочего класса, а заработная плата носила чисто символический характер, Гитлер выдвинул свое объяснение случившейся катастрофе:
"В соответствии с "Протоколами Сиона" еврейство должно подчинить себе людей голодом. Вторая революция под звездой Давида - такова цель евреев в наше время. [5, С.165]
На следующий год в уютной тюремной камере, в которой Гитлер оказался после неудавшегося путча в Мюнхене, он продиктовал свою книгу "Майн кампф" ("Моя борьба"). Большая часть этого сочинения посвящена маневрам, с помощью которых еврейство якобы намерено добиться мирового господства. Он убеждал читателя, будто евреи использовали масонство, чтобы заставить правящий класс служить их целям, и одновременно манипулировали низшими классами с помощью прессы. Капитализм, демократия, либерализм - вот те способы, с помощью которых евреи заставили буржуазию свергнуть аристократию, а пролетариат - буржуазию.
Завершив это, евреи теперь культивируют большевизм как способ господства над теми массами, которые привели их к власти.
Ход и логика этих размышлений очевидны: Гитлер приветствовал "Протоколы", хотя Филипп Грейве к тому времени уже доказал, что это фальшивка. "Распространение еврейского народа, на котором основано - его существование во все времена, - пишет он в "Майн кампф", - показано самым великолепным образом в "Протоколах сионских мудрецов", которые евреи так ненавидят. "Франкфурт цайтунг" постоянно плачется перед публикой, что "Протоколы" якобы представляют собой подделку; это как раз и является самым надежным доказательством их подлинности. То, что евреи совершают, возможно, бессознательно, здесь находит свое осознанное выражение. Именно это имеет главное значение. Еврейский разум хладнокровно разработал эти откровения. Главное состоит в том, что они раскрывают перед нами с ужасающей достоверностью природу и деятельность еврейского народа и обнаруживают внутреннюю логику и конечные цели. Но реальность объясняет это лучше всего. Тот, кто возьмет на себя труд изучить историческое развитие за последние столетия, учитывая откровения этой книги, сразу поймет, почему еврейская пресса поднимает такой рев. Ибо, когда эта книга становится хорошо известна народу, еврейскую опасность можно считать навсегда побежденной".
Несколько лет спустя, когда Германия находилась в тисках великого кризиса, Гитлер объяснял эту всемирную катастрофу точно так же, как и причины инфляции. Герман Раушинг записал его комментарий:
"Разумеется, евреи изобрели эту экономическую систему постоянных взлетов и падений, которую мы называем капитализмом, - это гениальное изобретение с искусным, но все же простым, механизмом саморегулирования. Не стоит заблуждаться, - это гениальное произведение дьявольской изобретательности.
Экономическая система наших дней - это творение евреев. Она находится под их исключительным контролем. Это - сверхгосударство, установленное ими над всеми государствами мира во всем блеске и славе.
В июне 1941 года началось вторжение в Советский Союз и одновременно уничтожение русских евреев. 30 января 1942 года Гитлер с еще большей уверенностью заявлял:
"Мы полностью отдаем себе отчет в том, что эта война завершится либо уничтожением арийских народов, либо исчезновением еврейства в Европе. Я уже говорил об этом в немецком рейхстаге 1 сентября 1939 года, - а я никогда не спешу с пророчествами, - что эта война кончится не так, как предполагают евреи, а именно - уничтожением арийских народов. Ее окончательным исходом явится полное уничтожение еврейства".
В 1942 году лагеря массового уничтожения были созданы в Польше, куда сгонялись евреи из всех стран Европы. В поздравлении по случаю нового, 1943 года Гитлер объявил:
"Я повторяю, что надежда международного еврейства на то, что оно уничтожит немецкий и другие европейские народы в новой мировой войне, является самой крупной ошибкой из всех, которые оно совершало за тысячелетие; оно уничтожит не немецкий народ, а самое себя, и в этом сегодня не может быть никакого сомнения.
Все эти публичные заявления, сделанные фюрером перед немецким народом, были объяснением политики, проводимой германским правительством якобы с целью предупреждения происков "международных еврейских финансовых кругов", то есть "сионских мудрецов". Вновь можно задать вопрос, в какой степени они отражали взгляды Гитлера, и вновь мы сталкиваемся с их абсолютной идентичностью. В частной беседе с Гиммлером в октябре 1941 года Гитлер сказал:[5, С.175]
"Уничтожив чуму, мы окажем человечеству такую услугу, о которой наши солдаты не имеют никакого представления... С трибуны рейхстага я предрек еврейству, что в случае, если война окажется неизбежной, евреи исчезнут из Европы. На совести этой расы преступников - два миллиона немецких смертей в первой мировой войне, а теперь еще сотни тысяч...".
В последние недели перед самоубийством он вновь возвращался к этой теме: "Я вел честную игру с евреями. Накануне войны я сделал им последнее предупреждение. Я говорил, что если они опять ввергнут мир в новую мировую войну, то на этот раз им не будет пощады, что этот паразит будет окончательно уничтожен в Европе. Они ответили на это предупреждение объявлением войны... Мы проткнули еврейский нарыв. Будущий мир будет нам вечно благодарен".
В политическом завещании, которое продиктовано в ночь с 29 на 30 апреля 1945 года (Гитлер застрелился 30 апреля), он вновь настойчиво повторял: "Неправда, что я или кто-либо другой в Германии хотел войны 1939 года. Ее жаждали и спровоцировали исключительно те международные политики, которые были либо евреями, либо защищали их интересы..."
И в заключение завещания, в последних написанных им словах, Гитлер призвал элиту немецкой нации к "беспощадной борьбе со всемирным отравителем всех народов, международным еврейством".
Обстоятельства, при которых эти слова были произнесены, показывают, что в определенном смысле они искренни, но все же – как Гитлер мог считать евреев инициаторами той войны, которую он сам развязал? Ответом может служить только предположение, что для Гитлера все, что ограничивало его собственное маниакальное стремление к господству, автоматически воспринималось как часть еврейского всемирного заговора. Эта идея стала центральной для всей его политической деятельности, не исключая периода войны. Любая нация, большая или малая, которая пыталась защитить свою территорию или свои интересы от ненасытных притязаний Германии, тем самым доказывала, что является орудием в руках "сионских мудрецов".
Леон Поляков констатирует в связи с этим, что нацистские лидеры начали с опьянения сенсационной низкопробной литературой типа "Протоколов", а закончили претворением этих чудовищных бредней в реальность, превосходящую всякое воображение. И это справедливо.
Беспощадная борьба банды заговорщиков, которые поставили цель - достижение мирового господства, создание мировой империи небольшим, высокоорганизованным народом, полное презрение ко всему человечеству, прославление насилия и массовой нищеты, - все это можно найти в "Протоколах", и они отвечали самому духу нацистского режима. Можно сказать с полной ответственностью: в этой нелепой фальшивке, датируемой временем русских погромов, Гитлер услышал зов родственного духа и откликнулся на него всем своим существом.
Имеющиеся публикации по проблеме «информационной войны» и «информационного оружия» в большей мере относятся к «кибернетической войне» и «кибернетическому оружию». Понятие «информационная война» является болей широким и подразумевает целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения выигрыша в материальной сфере.
Уровень и полнота восприятия информации системой определяется исключительно возможностями по ее обработке, т.е. в первую очередь алгоритмом обработки.
Таким образом, любое информационное оружие неразрывно связано с понятием алгоритма и раскрывается через понятие алгоритма, на базе теории алгоритмов.
На сегодняшний день наиболее полно теория алгоритмов, как и теория программирования, проработана для информационных систем на базе фон Неймановской вычислительной техники. Именно этим объясняются имеющиеся серьезные результаты в области создания и применения «кибернетического оружия».
Перенос результатов теории программирования в область психологии, психиатрии, социологии, что попытались осуществить Р. Бэндлер и Д. Гриндер, позволяет говорить о начале эры уже действительно классического информационного оружия, направленного на социальную сферу, теория которого пока скрывается за терминами NLP-программирования (нейролингвистическое программирование).
В общем виде проблема победы в информационной войне для систем, способных к самоиндификации собственных целей, относится к алгоритмически неразрешимым проблемам. Однако этот результат не отрицает возможности успешного применения информационного оружия на определенном интервале времени против конкретного государства, общества, коллектива, человека сложной технической системы, осуществляющей переработку информации. Так, в работе обоснован комплекс приемов информационного воздействия – типовая стратегия информационной войны.
Наличие в жизнедеятельности социума действий, исходящих от потенциального агрессора и одновременно принадлежащих типовой стратегии информационной войны, позволяет предположить, что против соответствующего человека, коллектива, государства применяется информационное оружие.
Побочным результатом в случае победы в информационной войне становится иррациональное поведение информационных систем, что на какое-то время должно сделать применение информационного оружия неэффективным.
Таким образом можно с уверенностью заявлять, что «Протоколы» это информационное оружие, испытанное во Второй Мировой Войне и не давшее желаемого результата, не остается забытым. И не факт, что политические деятели современности не захотят снова заглянуть на их страницы и по своему истолковать их содержание, уже в новой интерпретации.
Список использованной литературы
1. Завадский И.И. Информационная война – что это такое? //Защита информации. - №4. – 1996.
2. Зиновьев А. Русский эксперимент. – М.: Наш дом, 1995
3. Листьев Т.Н. Информационная война. – СПб., 2005
4. Нилус С. Великое в малом. – Ново-Николаевск: «Благовест», 1993
5. Норман Кон Благословение на геноцид. – М.: Прогресс, 1990
6. Рязанцев М.Г. Информация в современном мире. – М., 2003
7. Черешкин Д. Новости информационной войны // Защита информации. - №6. – 1996.
8. Черешкин Д.С. Реалии информационной войны //Защита информации. - №4. – 1996