В большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти, существуют государственные органы, формально и функционально не относящиеся ни к одной из "основных ветвей власти" - государственные органы с особым статусом. Наличие в государстве таких органов и даже их систем ещё не опровергает теорию разделения властей. Однако, когда количество и значение государственных органов с особым статусом возрастает они могут образовывать "особые ответвления" и даже "дополнительные ветви власти", а сам принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), на мой взгляд, нуждается в переосмыслении.
4.3. Методы исследования разделения властей.
В настоящей работе с точки зрения разделения властей исследуется система государственных органов Российской Федерации, а также основные формы непосредственной демократии, местное самоуправление и некоторые другие негосудартсвенные институты - субъекты политической системы общества в той мере, в какой это относится к исследуемой теме.
Политическую власть и государственные органы "по вертикали" предлагаю подразделять по уровням на федеральный, федерально-окружной, региональный, административно-территориальный, и муниципальный уровни. В основу такой классификации положена не принадлежность к системе федеральных либо региональных органов государственной власти, а территориальная сфера действия соответствующих органов.
Государственные органы "по горизонтали" подразделяются по "ветвям" и "ответвлениям" государственной власти, как они мне представляются, следующим образом:
(1) избирательные органы (комиссии), образующие вместе с избирательным корпусом "дополнительную ветвь" власти - "избирательную власть".
(2) глава государства (Президент РФ) и органы при нём, образующие дополнительную ветвь государственной власти - "президентскую власть"[12],
(3) законодательные органы, образующие законодательную власть, а также учредительные органы, образующие "особое ответвление" - "учредительную власть",
(4) система исполнительных органов, образующих исполнительную власть, а также специализированные органы с особым статусом (органы Банка России), образующие "особое ответвление",
(6) суды, образующие в системе судебную власть, а также органы при судах, органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей, образующие несколько "особых ответвлений",
(7) независимые контрольно-надзорные органы (органы прокуратуры, органы финансового контроля, омбудсманы), образующие "дополнительную ветвь" государственной власти - "контрольно-надзорную власть".
Если взять за основу данную классификацию и сопоставить её с конституционным принципом народовластия и тремя конституционно закреплёнными формами его реализации, то получается, что система публичной (политической) власти включает "основные и дополнительные ветви власти": избирательную, президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольно-надзорную, вышеупомянутые "особые ответвления", а также органы местного самоуправления (местную власть).
Формат работы не позволяет подробно разобрать всю систему государственных органов, а также их формы взаимодействия и влияния друг на друга (то есть российскую "систему сдержек и противовесов").
Для решения вопроса об обособлении "дополнительных ветвей" и "особых ответвлений" государственной власти следует сформулировать критерии их обособления, определить признаки "ветви власти". В.Е.Чиркин приводит следующие признаки "ветви власти": (1) существование особых органов государства, (2) связь функции "ветви власти" с функцей государства, (3) общее функциональное назначение органов "ветви власти" (сама система может быть иерархической или рассредоточенной), (4) общегосударственный характер деятельности "ветви власти"[13]. Соглашаясь в принципе с таким подходом, предлагаю считать "дополнительной ветвью власти" систему государственных органов с особым статусом (не относящихся ни к одной из трёх "основных ветвей власти" и организационно от них обособленных), осуществляющих общие либо сходные функции, а "особым ответвлением власти" - систему или группу государственных органов с особым статусом.
5. Непосредственная демократия, система избирательных органов и "избирательная власть".
5.1. Основные формы непосредственной демократии.
Согласно части 3 статьи 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы являются основными формами непосредственной демократии (другими формами непосредственной демократии являются, например, отзывное производство, участие присяжных и народных заседателей в осуществлении правосудия). Не останавливаясь на различных формах непосредственной демократии, принципах избирательного права и референдума, остановимся на тех моментах, которые имеют отношение к рассматриваемой теме.
Референдум представляет собой голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"[14] референдум проводится на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в дополнительном утверждении, подлежит исполнению (неясно, имеет ли оно прямое действие) и может быть отменено иначе, как на новом референдуме или в судебном порядке. Казалось бы, власть народа, выражаемая на референдуме, должна быть исключена из "системы сдержек и противовесов" и не может быть ограничена. На самом деле это не так. Вышеупомянутый Федеральный закон и Федеральный конституционный закон "О референдуме РФ" устанавливают круг вопросов, не подлежащих вынесению на референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, противоречить Конституции РФ и законодательству вышестоящего уровня. Кроме того, добиться проведения референдума крайне сложно, для этого необходимо пройти сложнейшие юридические процедуры.
В Российской Федерации проводятся выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Представительные органы, избираемые непосредственно гражданами, и выборные должностные лица занимают центральное место в системе органов государственной власти, а также в системе органов местного самоуправления. На федеральном уровне избираются глава государства - Президент РФ и депутаты Государственной Думы. На региональном уровне (в субъектах РФ) проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа). На муниципальном уровне проводятся выборы представительного органа местного самоуправления, и, как правило, главы муниципального образования. Не исключается возможность проведения выборов и в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
5.2. "Избирательная власть" в системе разделения властей.
Конституционная доктрина некоторых стран Латинской Америки выдвигает тезис о существовании наряду с традиционными "ветвями власти" также избирательной власти. "Под избирательной властью понимается право граждан, обладающих избирательными правами и составляющих избирательный корпус, решать все основные вопросы государственной жизни путём выборов, референдума, народной законодательной инициативы и другими способами"[15]. Организационно обособление избирательной власти выражается в создании системы избирательных органов. Таким образом, "избирательная власть" имеет неоднородный характер и включает избирательный корпус как субъект непосредственной демократии и систему государственных избирательных органов, осуществляющих функции и наделённых полномочиями по обеспечению волеизъявления избирательного корпуса[16].
На мой взгляд, "избирательная власть" в России является реальностью. Это выражается, в частности, в создании системы независимых коллегиальных избирательных органов - избирательных комиссий. В принципе выборы и референдумы могут проводиться органами любой из основных "ветвей власти", но в этом случае существует больше возможностей для злоупотреблений властью.
5.3. Избирательные комиссии в системе государственных органов.
Избирательные комиссии в РФ осуществляют организацию и проведение выборов. В РФ действуют избирательные комиссии на пяти уровнях: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, а также территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов РФ с 1994 года являются государственными органами и действуют на постоянной основе. Они формируются на паритетной основе соответственно Президентом РФ и палатами Федерального Собрания, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Нижестоящие избирательные комиссии формируются, как правило, органами местного самоуправления на период подготовки и проведения выборов. Избирательные комиссии осуществляют такую функцию государства, как проведение выборов и референдумов, и в пределах этой функции обладают государственно-властными полномочиями. Естественно, избирательные комиссии не могут быть отнесены ни к одной из трёх основных "ветвей власти". М.В.Баглай относит Центральную избирательную комиссию к числу "органов государственной власти с особым статусом".
6. Глава государства - Президент РФ и органы при нём.
6.1. Место Президента РФ в системе разделения властей.
Часть 1 статьи 80 определяет Президента РФ как главу государства и устанавливает в общем виде его функции. Он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (иначе говоря - координирует деятельность "ветвей власти"), определяет в соответствии с федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики, представляет Россию как глава государства внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается гражданами РФ на четырёхлетний срок полномочий с возможностью переизбрания на второй срок. Он не подотчётен Федеральному Собранию, не несёт перед ним политической ответственности и может быть отрешён от должности только за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления.
Указы и распоряжения Президента РФ, с одной стороны, должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае обнаружения пробелов в законодательстве.
Президент обладает широкими полномочиями по отношению к исполнительной власти. Он играет решающую роль при формировании Правительства, назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы (но при этом имеет возможность настаивать на определённой кандидатуре под угрозой Государственной Думы), по представлению Председателя Правительства назначает его заместителей и освобождает их от должности, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент может председательствовать на заседаниях Правительства (данное полномочие в настоящее время является "спящим"), объявлять об отставке Правительства отменять постановления и распоряжения Правительства, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Президент РФ как Председатель Совета Безопасности РФ и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, таких, как Министерство обороны, ФСБ России, МИД России, МВД России, МЧС России. Нормативные указы Президента обязательны для Правительства и других федеральных органов исполнительной власти. Это даёт основания рассматривать Президента РФ "как верховного руководителя исполнительной власти, даже как её фактического главу"[17], многие исследователи последовательно придерживаются такого подхода и относят главу государства к исполнительной власти практически при любой форме правления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9