Разделение властей в российском обществе

Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, Счётная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, Уполномоченный по правам человека РФ рассматривает жалобы граждан на решения, действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Эти государственные органы практически не имеют нормотворческих и исполнительно-распорядительных полномочий, их государственно-властные полномочия имеют надзорный и контрольный характер.

В.Е.Чиркин приводит критерии обособления "ветви власти"[25] - наличие особых государственных органов и общегосударственный характер их деятельности, объединённое функциональное предназначение (ветвь власти может быть иерархической или рассредоточенной), и предлагает, помимо трёх основных "ветвей власти" выделить "контрольную власть". Этот тезис не нов, о "блюстительной власти" говорится ещё у декабристов. Вопрос о "контрольной власти" является дискуссионным, но на мой взгляд, в России она находится в стадии становления (и не только в России, но и во многих других государствах), и к ней можно отнести органы прокуратуры, органы финансового контроля и омбудсманов. Но поскольку центральное место в системе российской "контрольной власти" занимает прокуратура, а её основная функция - надзор, а не контроль, на мой взгляд, применительно к России её точнее будет называть "контрольно-надзорной властью".


10.2. Прокуратура РФ в системе разделения властей.


Согласно статье 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Конституция не определяет функции и полномочия прокуратуры РФ и содержит лишь отсылку к федеральному закону, что объясняется нерешённостью вопроса о статусе прокуратуры на момент принятия Конституции. В то время высказывались и такие мнения, что прокуратуру следует лишить всех надзорных функций, оставив ей лишь функции уголовного преследования. Однако изменения к закону о прокуратуре, принятые в 1995 году, не внесли существенных изменений в функции и полномочия прокуратуры, а изменения 1999 года - даже усилили их. Статья 1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации и выполняющую иные функции, установленные федеральными законами. Целями деятельности прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Закон выделяет следующие направления прокурорского надзора: (1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор), (2) надзор за соблюдением прав и свобод человека теми же органами, орагнизациями и должностными лицами, (3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, (4) надзор за исполнением законов судебными приставами, (5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении надзора прокурор обладает широкими государственно-властными полномочиями, такими, как опротестование правовых актов, противоречащих закону, внесение представления, возбуждение уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении. Иными функциями прокуратуры являются участие в рассмотрении дел судами, уголовное преследование, координация деятельности по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности. Уголовное преследование в судах является традиционной функцией прокуратуры в зарубежных государствах (мне непонятно, насколько эта функция совместима с чисто российскими надзорными функциями прокуратуры). Уголовное преследование в стадии расследования и координация деятельности по борьбе с преступностью, а также наличие следственного аппарата сближают прокуратуру с исполнительной властью. Участвуя в рассмотрении дел судами, прокуроры, в частности, опротестовывают незаконные решения судов (хотя участие прокуроров в рассмотрении дел судами формально не является направлением прокурорского надзора). Таким образом, надзорные полномочия прокуратуры распространяются и на законодательную, и на исполнительную, и на судебную "ветви власти", и на некоторые другие (но не на все) государственные органы, а также на некоторые негосударственные образования (органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации).

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему государственных органов и учреждений. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других федеральных и региональных органов государственной власти в строгом соответствии с действующим законодательством. Систему органов прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов, районов, другие территориальные прокуратуры, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий. Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ, его заместители - Советом Федерации по представлению Генерального прокурора, прокуроры субъектов РФ - Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ (как правило, по согласованию с представительным органом), иные прокуроры - Генеральным прокурором РФ.

Статья 129 Конституции РФ, посвящённая прокуратуре, находится в конце главы 7 "Судебная власть". Однако органы прокуратуры не входят в судебную систему, установленную Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" и не являются ни судами, ни их структурными подразделениями. Правосудие осуществляется только судами, и лишь одна из функций прокуратуры связана с судебной властью. Не входит прокуратура и в единую систему исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ, и кроме того, существуют значительные функциональные различия между исполнительной властью и прокуратурой. Не является прокуратура и контрольно-надзорным органом законодательной власти, как это было до 1993 года (вообще, в период советской власти все государственные органы были подотчётны и подконтрольны Советам). Вообще, за всю историю своего существования прокуратура была и в подчинении императора, и при судах в качестве обвинительной власти, и в составе Министерства юстиции, и в ведении Верховного Совета, и даже в ведении Президента, и, что характерно, нигде не прижилась, а с принятием Конституции РФ в 1993 году и изменений к Закону РФ "О прокуратуре РФ" в 1995 году получила организационную и функциональную самостоятельность. Ю.И.Скуратов, определяя особое место прокуратуры в системе разделения властей, замечает: "Фундаментальные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная, олицетворяющие собой единую государственную власть и её разделение, вовсе не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. В российских условиях прокуратура и выполняет функции одного из элементов "системы сдержек и противовесов" в механизме разделения власти. Она устанавливает и принимает меры к устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили"[26]. М.В.Баглай определяет органы прокуратуры как "органы государственной власти с особым статусом" (характерно, что нигде в законодательстве органы прокуратуры не определяются как "органы государственной власти", только как "государственные органы", хотя они и обладают государственно-властными полномочиями). В.Е.Чиркин относит прокуратуру к особой, контрольной власти[27]. Соглашаясь в принципе с таким подходом, должен отметить, что основная функция прокуратуры РФ - надзор, а не контроль (хотя эти понятия во многом синонимичны). Поэтому, на мой взгляд, "контрольную власть" применительно к России корректнее называть "контрольно-надзорной властью".


10.3. Парламентские органы финансового контроля.


Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ Счётная палата РФ образуется палатами Федерального Собрания для осуществлением контроля за исполнением федерального бюджета. Статья 1 Федерального закона "О Счётной палате РФ" определяет Счётную палату как постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчётный ему. Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания. В своей деятельности Счётная палата РФ руководствуется федеральным законодательством, вместе с тем она выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы.

В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением, поэтому его нельзя однозначно отнести к законодательной "ветви власти". М.В.Баглай относит Счётную палату РФ к числу "органов государственной власти с особым статусом", а В.Е.Чиркин относит её к "контрольной власти". Н.Д.Погосян считает, что "высший орган финансового контроля представляет собой некоторое промежуточное звено между ответственностью министерств и парламентским контролем", "контролирует исполнительную власть и информирует парламент"[28], он может быть ближе к правительству или к парламенту, но в любом случае он должен обладать организационной и функциональной независимостью. В некоторых государствах этот орган является органом Парламента, в некоторых входит в состав исполнительной власти, в некоторых не подчиняется ни законодательной, ни исполнительной власти.

На мой взгляд, при всём различии в организации и конкретных полномочиях Прокуратуры РФ и Счётной палаты РФ между ними есть явное функциональное сходство: основной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, а основной функцией Счётной палаты - контроль за исполнением федерального бюджета (а федеральный бюджет, как известно, принимается в форме федерального закона). Это сходство и даёт основание относить Счётную палату вместе с органами прокуратуры к проблематичной контрольно-надзорной "ветви власти".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты