Многие арестованные исчезли бесследно. С середины 60-х годов до конца 90-х пропали без вести свыше 900 человек. Многочисленные смертные приговоры, длительные тюремные заключения, высылки в Сахару и за пределы страны, расстрелы митингов и демонстраций, участников забастовок стали повсеместным явлением.
В 60–70-е годы репрессии обрушивались и на марокканскую прессу. Закрывались неугодные издания и печатавшие их типографии, арестовывались директоры и главные редакторы проштрафившихся газет и журналов. Официально цензура печати была отменена в 1977 г., но негласно она сохранилась, а руководство изданий несло личную ответственность за смелые публикации (вплоть до ареста).
Власти продолжают оказывать давление на неугодных издателей. Существующая на деле запретительная и карательная цензура сужает доступ к информации, обеспечивая жесткий контроль над населением, создавая широкие возможности для преследования непокорной прессы, ограничивая плюрализм мнений. Ведь свобода прессы – это глас общественного мнения, которое высказывает свою точку зрения на все проблемы, это самый острый политический механизм. Именно общественная солидарность гарантирует независимость СМИ – одной из главных составляющих демократии.
Следует отметить, что в условиях тяжелейшего, экономического кризиса выросла и уголовная преступность, особенно среди молодежи. При этом правонарушения имеют характер от самых тяжких до незначительных, например, занятие розничной торговлей без патента. Голод, нужда, скученность, отсутствие жилья превращает безработных в «дно» городского общества. Столичный район Тур Хасан пресса в свое время сравнивала с «дном» Чикаго, где было опасно появляться на улицах после захода солнца. Беспросветность существования толкала на преступления молодежь и в мелких городах.
По данным министерства юстиции, в 1972 г. из 15,6 тыс. осужденных и находящихся под следствием 6,6 тыс. составляла молодежь 15–25 лет2.Только в июле 1975 г. было зарегистрировано свыше 2 тыс. преступлений, среди которых были нередки убийства с целью ограбления3.
В самые суровые 60–70-е годы тюрьмы были переполнены. В 1975 г. в них, рассчитанных на 28 тыс. чел., содержалась 31 тыс. заключенных. Особенно тесно было в отделениях для несовершеннолетних. Из 31 тыс. арестованных 12 тыс. находились в предварительном заключении за мелкие проступки. Ежегодно освобождалось 7 тыс. человек4. Об условиях содержания можно судить по гражданской тюрьме г. Инезгана (провинция Агадир), которая напоминала «средневековые застенки». Пятьдесят заключенных в ней содержались «как сардины в банке», слуховые окна и решетки были недостаточны для вентиляции помещений, кишащих насекомыми. Заключенные страдали от туберкулеза и нервных болезней5.
В 1984 г. сразу после выхода была запрещена книга бывшего политзаключенного А. Шауи «Неоконченное прошлое» о тяжелых условиях существования в тюрьме повышенной безопасности в Кенитре, где автор провел 15 лет. Студент-левак А. Муршид в 1974 г. был осужден на 22 года тюрьмы. Огромную роль в его освобождении сыграли правозащитные организации, сферой внимания которых стало несовершенство пенитенциарной системы. В 1999 г. власти разрешили Муршиду опубликовать книгу «Крыс морят голодом» об условиях тюремного содержания. По сравнению с тем, что он пишет, ничто не изменилось и в конце XX века. Для марокканских тюрем по-прежнему характерна перенаселенность. По некоторым данным, в 43 тюрьмах содержались 53 тыс. заключенных. По свидетельству правозащитников, 20 тюрем нуждалось в расширении и обновлении, а 20 других – в замене зданий6. Отмечалась переполненность тюрьмы г. Сале. В центральной тюрьме Укаша в Касабланке вместо 4 тыс. содержались 9 тыс. заключенных. Перенаселенность, плохое питание, отсутствие санитарных условий продолжают угрожать их здоровью. Недостаточное медицинское обслуживание приводит к их смерти, хотя в 1998–1999 гг. были выделены средства из бюджета на увеличение медицинского персонала в тюрьмах7.
Правозащитники обращают внимание и на проблему трафика наркотиков и сексуальных злоупотреблений, как, например, в тюрьме Тушка в г. Эр-Рашидия, где даже возник протест заключенных по этому поводу.
До прихода к власти «левого» правительства А. Юсуфи правозащитников в тюрьмы не допускали. В настоящее время сотрудничество министерства юстиции и администрации тюрем с правозащитниками позволило решить некоторые проблемы. Закон разрешил посещение тюрем членами парламента, представителями прессы, правозащитниками и иностранными дипломатами, которые только в 1999 г. пятнадцать раз посетили места заключения8. Обследовав условия содержания задержанных участников различных демонстраций в центре Айн Атик (близ Рабата), правозащитники призвали к запрещению этого и подобных центров.
Правозащитное движение в Марокко возникло в условиях «надзаконности» королевской власти как противодействие властному беспределу. Юстиция стала инструментом преследования оппозиции, часть которой со временем из бунтарей переродилась в конформистов. Правозащитники приучали соотечественников думать правовым способом: чем более подготовленными в правовом отношении будут граждане, тем неудобнее власти манипулировать их сознанием.
Благоприятные условия для деятельности правозащитных организаций сложились с середины 70-х годов после провозглашения политики демократизации «сверху». Власти освободили из тюрем 450 политзаключенных, дали возможность политическим партиям проводить митинги и съезды, возвратили им помещения. Было разрешено создание новых партий. Возобновилось издание оппозиционной прессы, постепенно ослабла цензура. В целях самосохранения власти стремились создать уравновешенное общество.
Вместе с тем одной из особенностей правозащитного движения стало то, что его возникновение совпало с расцветом исламизма. Правозащитное движение набрало силу в условиях дефицита политического оппонирования власти, когда левые партии были встроены во власть. Парадокс в том, что исламисты использовали демократические институты для осуществления своих прав. Адвокаты из партии «Истикляль» брали под контроль процессы по делу исламистов, защищали их в судах.
Со временем сфера деятельности борцов за права человека расширялась. С конца 70-х годов возникли условия для создания широкого спектра правозащитных организаций со своей специализацией. Они стали одним из элементов формирования гражданского общества в стране, где существовала традиционная правовая культура и осуществлялся тотальный контроль над внутренней жизнью общества, генетически взращенного на авторитаризме.
Началось формирование активной части общества, желающего участвовать в расширении прав граждан и в претворении их в жизнь. Благодаря правозащитникам, в обществе стала формироваться современная правовая культура. Постепенно правозащитное движение превратилось в институциональное явление. Первоначально насчитывались три группы организаций по защите прав человека, действовавших на национальном уровне. В 1979 г. была создана Марокканская ассоциация по правам человека (МАПЧ), в 1988 г. – Марокканская организация по защите прав человека (МОЗПЧ). Их целью стало положить конец насилию в стране. Кроме них возникла Марокканская лига защиты прав человека (МЛЗПЧ), а в 1992 г. бывшие члены МАПЧ создали Комиссию защиты прав человека (КЗПЧ). Были сформированы многочисленные региональные организации по правам человека. В 1999 г. возникли еще две организации. Одна занимается без вести пропавшими людьми и незаконно содержащимися под стражей. Другая федерация специализируется на вопросах улучшения содержания в тюрьмах и проведении реформы в области уголовного права.
Среди правозащитных организаций следует отметить берберскую Тамаунут и Марокканскую ассоциацию по исследованию и культурному обмену, занимающуюся проблемами сохранения берберской общности, противодействуя насильственной ассимиляции берберов арабами. Обе организации требуют признания их языка в качестве национального, а их культуры – как составной полноценной части жизни марокканского сообщества. Они настаивают на использовании берберского алфавита, на отказе от арабизации берберских имен, на регистрации берберских детей как берберов. Организации протестуют против постоянных придирок властей к их деятельности, в частности, против угроз, которым подвергалась организация «Масеиниза» в Танжере и лавочники, пользовавшиеся берберским языком в своих заведениях. Протест вызвал закрытие программы на берберском языке на телевизионном канале 2М, хотя они были оплачены берберскими ассоциациями.
Правда, есть и некоторые сдвиги в берберском вопросе. Еще в 1995 г. по решению короля было разрешено обучение в школе на трех берберских диалектах. Одна из главных национальных ежедневных газет раз в месяц посвящает целую страницу статьям по берберской культуре, печатает поэмы, но латинским шрифтом. Правительство Юсуфи признало берберскую культуру частью марокканской идентичности. В 2002 г. тамазиг стал вторым государственным языком, открыта Академия берберского языка.
С возникновением рынка женской рабочей силы сферой внимания правозащитников стали и феминистские проблемы. Возникла необходимость в защите интересов и этой категории населения. Женщины, составляющие 35% рабочей силы, трудятся в основном в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве. Часть из них работает в области образования, медицины, права, в администрации. Но здесь для женщин затруднено продвижение по служебной лестнице.
По официальным данным, в 1997 г. женскими проблемами и защитой прав женщин занимались 76 организаций. Среди них Демократическая ассоциация женщин Марокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация прав женщин9. В области социальной поддержки семьи и ребенка Марокко активно сотрудничает со структурами ЕС, помогавшими открыть Национальный центр по поддержке женщин.
Женщины постоянно являются объектом дискриминации, им трудно доказать и в полиции, и в суде факт жестокого обращения в семье и добиться развода. Женские проблемы, касающиеся замужества, развода, наследства, сохранились и после реформы 1983 г., в результате которой претерпел изменения персональный статут Муддавана. Больше всего от неравенства страдают женщины в деревне, занятые домашним трудом.
Особое противодействие разрешению проблемы женской эмансипации оказывают исламисты и некоторые исламские деятели. Так, 12 марта 1999 г. около 50 тыс. манифестантов прошли по улицам Рабата, отмечая Международный день женщин и требуя политических реформ в области женских прав. В тот же день исламисты организовали контрманифестацию в Касабланке в 150–200 тыс. человек против этих реформ.
Президент Всеобщей национальной организации женской солидарности А. Шенна предложила правительству проект социальной реинтеграции в общество незамужних матерей и внебрачных детей. С резким протестом против проекта выступили в июне 1999 г. имамы мечетей, находящихся под контролем государства. Организация возложила ответственность на правительство за то, что происходит в мечетях.
Некоторые женские организации занимаются такими конкретными проблемами, как планирование семьи, вопросы общей гигиены, обучение своих детей грамотности. Неграмотность женщин в деревне в 1998 г. составляла 85%, в среднем по стране – 65%10.
В начале 2004 г. по инициативе короля Мухаммеда VI был принят новый семейный кодекс, который уравнял в правах мужчин и женщин. Местной прессой он был назван «революционным». В соответствии с кодексом марокканки получили право самостоятельно решать вопрос о замужестве, не подчиняясь воле отца. Они могут требовать развода, принимать решение о том, какое образование давать детям. Пока все это, правда, теоретически. По-прежнему сохраняется многоженство, но оно тоже будет строго регламентироваться. Появилось понятие «брачный контракт», в который изначально можно внести пункт об отказе супруга обзавестись второй женой.