В мае 2004 г. в целях пропаганды женского равноправия по инициативе почтового ведомства и Международной амнистии открылась филателистическая выставка, посвященная правам женщин. Был организован «круглый стол» с участием правозащитников, журналистов и представительниц женских организаций. Они обсуждали, в частности, проблему насилия в семье.
В сферу внимания правозащитников попали и проблемы подрастающего поколения. Согласно закону, обязательным считается начальное школьное образование для детей 7–13 лет. Однако не все дети посещают школу, особенно в сельской местности. Это касается прежде всего девочек, которые эксплуатируются в домашнем хозяйстве. Часто они используются в качестве прислуги, помогая таким образом своей семье дополнительным заработком. Особенно это касается сирот. Тысячами человек насчитывается детская проституция в городах (по большей части девочки, в меньшей степени мальчики).
По инициативе принцессы Лаллы Айши, давно занимающейся женскими проблемами, бюро ЮНИСЕФ в Марокко – Национальный наблюдательный пункт по правам ребенка – начал кампанию, направленную на улучшение участи «маленьких бонн». Эта кампания широко освещается в официальной прессе. Еще одна проблема – отсутствие гражданского положения о сиротах обоих полов, что необходимо для составления актов о рождении, выдачи удостоверений личности и для женитьбы. Некоторые организации, среди которых – Бейти и Марокканская лига помощи ребенку, специализируются на юридической помощи детям, особенно тем, кто подвергался насилию. 3а особые заслуги правозащитной деятельности президент Бейти Н.Мжид, возглавляющая ассоциацию в течение 17 лет, была в 1999 г. награждена французским правительством престижной медалью. В декабре этого года ООН назначила Мжид на пост специального докладчика по проблемам торговли и эксплуатации детей. В главных городах Марокко было создано несколько центров, где находят приют и материальную поддержку дети улицы. Среди них есть филиал международной организации, находящейся в Швеции.
Одной из проблем, которой занимаются частные организации, стало вовлечение в жизнь общества инвалидов. Их насчитывается 2,2 млн. чел. или 7% населения. Ежегодные отчисления из государственного бюджета на нужды инвалидов составляют всего 0,01%11. В марте 1999 г. власти создали специальную комиссию по интеграции инвалидов в общественную жизнь, которую возглавил премьер-министр. Ее задача – разработка программы реабилитации инвалидов. С этой целью комиссия провела в марте же «Национальный день инвалидов», надеясь привлечь к этой проблеме общественное мнение. 30 марта король Мухаммед VI посетил центр для детей-инвалидов в провинции Хемисет и выделил 7,2 млн. дирхамов на его расширение12.
Спектр деятельности правозащитников оказался достаточно широк. В сферу их внимания входит защита гражданских прав политических и общественных деятелей, профсоюзных работников, участников демонстраций и забастовок, а также религиозных деятелей. Своей обязанностью они избрали защиту политических заключенных, жертв политических репрессий, родственников заключенных. Они отстаивают права на объединение в общественные группы, политические партии, ассоциации, выступают за свободу прессы, борются против цензуры, защищают от репрессий журналистов. Правозащитники отвергают дискриминацию по расовому, языковому, половому признаку, социальному статусу, защищая женщин, детей, инвалидов. Они отстаивают право на труд, на свободу перемещения по стране, на эмиграцию и возвращение на родину.
По-существу, правозащитники выступают адвокатами общества перед государством, на практике обучая граждан тому, как пользоваться своими правами. При этом они действуют в рамках существующего законодательства, защищая конституционное право граждан на свободный выбор с помощью формальных судебных процедур. И хотя правозащитники по идее должны быть независимы от политики, на деле же они волей-неволей превращаются в политиков. Поэтому в течение многих лет правозащитники, требовавшие конституционного поведения от властей, соблюдения норм гражданского и семейного права, сами подвергались давлению и ограничениям со стороны правительства за защиту прав граждан от государства, а также и от других граждан. Например, с 9 по 11 декабря 1999 г. по всей стране разгоняли активистов в области прав человека, членов Организации справедливости и милосердия и безработных выпускников университетов. Силы порядка дубинками разогнали 9 декабря и демонстрацию перед парламентом активистов МАПЧ во главе с президентом А. Бенамором и Форума за правду и справедливость, выступавших против произвольного заключения в тюрьму, похищения людей и других нарушений гражданских прав. Сорок демонстрантов были арестованы, из них 39 предстали перед судом. У журналистов были конфискованы фотокамеры. Свою озабоченность инцидентом выразила Международная федерация по правам человека. Ведь мировое сообщество выработало единые нормы правового поведения, которые считаются обязательными для всех государств, стремящихся занять подобающее им положение в системе международных отношений. Формы и методы обращения государства со своими гражданами на законных основаниях стали объектом внимания всей мировой общественности.
Обращение к проблеме прав человека связано и с общими процессами глобализации, развитие которых характерно для периода 90-х годов. Эта проблема стала одной из составляющих процесса демократизации общества, перестала быть только внутренним делом. Это проблема, в решении которой заинтересовано все мировое сообщество. Совершенствуя конституционное законодательство, Марокко приводило его в соответствие с нормами ООН, поскольку властям было небезразлично мнение «цивилизованного» Запада. Марокко ратифицировало большинство международных конвенций в области прав человека. В том числе о запрещении пыток, о правах ребенка, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др.
В 1990 г. при короле был создан Консультативный совет по правам человека. Он состоит из пяти групп, которые занимаются уголовным правом, условиями содержания осужденных, поисками политзаключенных, связями национальных организаций по защите прав человека, негуманными условиями содержания военнопленных марокканцев в лагере Фронта ПОЛИСАРИО в Тиндуфе (Алжир), а также вопросами экономических, социальных и культурных прав населения. В своей тронной речи 30 июля, а затем в речи 9 декабря 2000 г. в день 52-й годовщины Всемирной декларации прав человека король Мухаммед VI объявил о планах реформирования деятельности совета, сделав ее более эффективной.
Одним из требований политической оппозиции стало проведение глубокой конституционной реформы с тем, чтобы создать правовое государство, в котором закон гарантировал бы демократизацию и модернизацию органов власти на всех уровнях. В преамбулу принятой на референдуме 1992 г. конституции было включено положение о том, что королевство Марокко подтверждает свою приверженность правам человека. Власть постепенно пришла к пониманию, что социальные конфликты надо решать в рамках закона, гарантирующего демократические права граждан в соответствии с конституцией и международными требованиями. Это повлекло за собой прогрессивные перемены, отвечающие интересам общества.
Проблема прав человека была возведена в ранг государственной, хотя на ее решение оказывают влияние различные общественные и политические силы. Впервые в арабском мире был создан министерский департамент по правам человека, а затем и соответствующее министерство. В мае 2000 г. правительство присвоило статус «общественной полезности» ассоциациям и организациям по защите прав человека, что обеспечило им финансирование и признание службой общественных интересов. Таким образом, была выстроена иерархическая структура правозащитных организаций, пошедших на компромисс с властью, которая, в свою очередь, взяла на себя обязанность соблюдать законность. В результате, с одной стороны, государство возглавило борьбу за права человека, а с другой, поставило под контроль организации, призванные защищать граждан от произвола государства. Некоторые руководители правозащитных организаций заняли административные посты в правительстве Юсуфи. Получилось, что государственные органы, по-прежнему допуская произвол, сами себя контролируют.
Министерство организовало просветительскую работу в области прав человека для полицейских и других властных чиновников. Оно направило усилия для внедрения просвещения в области прав человека в школьные программы пока в качестве эксперимента. В марте 1999 г. Ассоциация марокканских адвокатов открыла в Рабате центр по правам человека, который занимается приведением в соответствие местных законов с международными конвенциями по правам человека.
Марокканские власти начали активно пересматривать устаревшие законы в соответствии с внесенными поправками в конституцию 1992 г. В июле 1994 г. парламент отменил закон 1935 г., позволявший бросать в тюрьмы участников демонстраций по обвинению в деятельности, наносящей ущерб общественному порядку, или в неуважении к власти. На протяжении десятилетий этот закон служил основанием для арестов активистов оппозиционных партий, профсоюзных лидеров, журналистов и др. Против продолжающегося его применения выступали оппозиция, а затем и созданные правозащитные организации. Трижды они пытались провести через парламент постановление об отмене устаревшего акта, пока не добились успеха. Однако, как отмечалось в докладе госдепартамента США о правах человека в Марокко в 1997 г., «если власти в целом сдержанно относятся к мирным формам протеста, то они не терпят марши и демонстрации». По-прежнему «правительство ограничивает свободу слова и прессы в некоторых областях, держит в определенных рамках свободу собраний, совести, создания ассоциаций»13.
В июле же 1994 г. была объявлена амнистия всем политическим заключенным. Однако правозащитные организации продолжали критиковать органы внутренних дел за «превышение полномочий», хотя в докладе госдепартамента США говорилось о том, что в 1997 г. не было зарегистрировано случаев внесудебных убийств лиц, арестованных полицией. По данным авторов доклада, «власти без шума освободили несколько сотен человек, числившихся пропавшими без вести, в том числе около 300 человек в июне 1996 г., но никаких объяснений по поводу их арестов представлено не было». Правительство ежемесячно выплачивает 5 тыс. дирхамов (500 долл.) 28 бывшим узникам тюрьмы в Тазмамарте, выжившим после 18–20-летнего заключения. Это бывшие рядовые военнослужащие, арестованные в связи с попытками покушения на короля Хасана II в 1971 и 1972 гг. После освобождения правительство запретило им публичные выступления относительно их пребывания в заключении14. После помилования 28 арестантов власти объявили, что судьба бывших политзаключенных «окончательно» решена, хотя это далеко не так.
Определенное влияние на политику по отношению к политзаключенным оказал приход к власти «левого» правительства Юсуфи в марте 1997 г. Уже в апреле 1997 г. было освобождено 19 арестованных активистов левацкой Организации национально-демократического действия, представленной тогда в парламенте. В октябре 1998 г. король Хасан II поручил правительству в шестимесячный срок «окончательно решить все проблемы в области прав человека».
Консультативный совет по правам человека впервые опубликовал списки лиц, пропавших без вести в период с середины 60-х до середины 90-х годов. В нем фигурировали имена 112 человек, из которых 56 уже не было в живых. 12 человек из этого списка были признаны еще живыми и находящимися на свободе. Судьба или, точнее, имена еще 44 оставались неизвестными. В отдельный список из 18 человек были объединены лица, которые исчезли «при неизвестных обстоятельствах». Среди них профсоюзный активист А. Руисси, похищенный в 1964 г. До сих пор остаются неизвестными общественности обстоятельства гибели руководителя НСНС М. Бен Барки.
Премьер-министр Юсуфи заявил в 1999 г., что правительство возместит жертвам похищений и произвольного заключения финансовые потери. В королевскую арбитражную комиссию поступило до 5900 заявлений от жертв или их семей. Правозащитные организации взяли этот процесс под свой контроль, оспаривая состав комиссии, которому не хватает независимости, критикуя за отсутствие прозрачности в ее решениях и т.п.
В апреле 1999 г. правительство ассигновало 40 млн. дирхамов (4 млн. долл.) для 39 заключенных на каторге в Тазмамарте или их семей в качестве временного пособия на медицинские расходы. Позднее было выделено около 140 млн. дирхамов в пользу 354 человек, а затем продолжились выплаты от 250 тыс. до 350 тыс. дирхамов каждому заключенному или их наследникам. Первые выплаты получили в июле 1999 г. некоторые заключенные западносахарцы, оказавшиеся в тюрьме в результате войны Морокко с Фронтом ПОЛИСАРИО, или семьи без вести пропавших военнопленных.
В феврале 1999 г. было объявлено о создании Ассоциации по реабилитации жертв репрессий, открытии центра по их реабилитации в Касабланке. В ноябре 1999 г. с разрешения властей были созданы правозащитная организация «Справедливость и правда», занимающаяся розыском пропавших. 29 октября был объявлен Днем Памяти жертв репрессий.
В августе 1999 г. было принято решение о реформе пенитенциарной системы. 9 октября 1999 г. активисты Марокканской ассоциации по правам человека и Форума за правду и справедливость собрались перед парламентом. Они потребовали осуждения руководителей, ответственных за похищения людей и произвольное заключение в тюрьму. В открытом письме министру юстиции 23 октября 1999 г. МАПЧ опубликовала в марокканской и иностранной прессе список из 14 лиц, ответственных за аресты. Среди них были руководители жандармерии и секретных служб. Раскритиковав министерство юстиции за бездеятельность, правозащитники потребовали наказания виновных.
Еще в феврале 1999 г. под трибунал попали два офицера полиции, которые были осуждены на 10 лет за применение силы, повлекшей смерть задержанного. Комиссар полиции, не признавший свою ответственность за эту смерть, был осужден на 8 лет лишения свободы. Так что процесс наказания виновных начался. В ноябре же 1999 г. левая оппозиция добилась, чтобы в отставку был отправлен министр внутренних дел с двадцатилетним стажем М.Басри, виновный в похищении людей. Из ряда вон выходящим случаем стало публичное покаяние на страницах прессы в 1999 г. бывшего офицера секретных служб М.Холти, виновного в жестокостях над политзаключенными в 70–80-е годы. Покаяние полицейских может стать стимулом для национального примирения.
Длительное время марокканские правозащитники выступают за отмену смертной казни, широко применявшейся в стране. В очередной раз в апреле 2002 г. МАПЧ призвала правительство отказаться от вынесения смертных приговоров. По ее данным, к расстрелу были приговорены не менее 110 марокканцев. Правозащитники потребовали от правительства подписать специальный протокол о запрещении смертной казни к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод15.
Постепенно правозащитное движение стало выходить на международный уровень. Марокканские организации активно участвуют в общеарабском правозащитном движении. Как известно, Организация Исламская Конференция (ОИК) в 1990 г. приняла Каирскую декларацию прав человека, призванную подтвердить, что исламские законы не противоречат международным нормам, касающимся защиты прав человека и доказывающим универсальность проблемы прав человека.
В октябре 2000 г. марокканские ассоциации по защите прав человека стали организатором регионального арабского конгресса по поддержке правозащитников и продвижению демократии в арабском мире. Этот конгресс призвал к конституционным реформам во всем арабском мире для обеспечения демократии и гарантирования политических свобод. На конгрессе присутствовали марокканский министр по правам человека и арабские юристы.
В марте 2000 г. в Каире Совет Лиги Арабских Государств избрал на пост президента будущей Арабской комиссии по правам человека одного из лидеров МОЗПЧ, юриста и университетского преподавателя X. Насири (на ближайшие два года). В октябре 2000 г. после генеральной ассамблеи в Каире Арабская организация по правам человека избрала двух: марокканцев, тоже активистов МОЗПЧ с мандатом на три года в совет секретарей организации.
Еще в сентябре 2000 г. в стране был проведен семинар по подготовке специалистов в области прав человека для руководителей государств и неправительственных организаций арабского мира. Активную работу проводит в Марокко Международная амнистия (МА), организовавшая вещание на Рабат, Касабланку и Марракеш. В сентябре 1999 года она поддержала национальный форум молодежи, обсуждавший права человека и, в частности, права ребенка.
Прошло несколько встреч на высоком уровне по поводу сотрудничества МА с Марокко. Марокко сотрудничает с международными организациями в области подготовки учебных программ и преподавателей по правам человека. В апреле 1999 г. страну посетила Верховный комиссар ООН по правам человека М.Робинсон, открывшая в Рабате центр документации, подготовки и информации в этой сфере. Он должен был содействовать диалогу правительственных инстанций с лицами, занимающимися практической деятельностью (офицеры полиции, судьи, адвокаты, правозащитники).
В мае 1999 г. в страну приезжала делегация Международного центра по реабилитации жертв репрессий, которая заявила о намерении провести в Марокко очередной всемирный конгресс. Страна демонстрирует перед всем миром свою приверженность демократическим преобразованиям. За свое 38-летнее правление король Хаcан II подготовил своему сыну Мухаммеду VI возможность перехода к другому, более либеральному типу авторитарного правления. В этом есть заслуга и правозащитников: несмотря на издержки контролируемой демократии, правозащитное движение стало этапом на пути создания правового государства.
Многочисленные правозащитные организации создавались независимо от воли и желания правительства в ответ на нарушения гражданских прав и свобод. Они стали свидетельством того, что в общественном сознании все более утверждаются новые понятия: плюрализм, политическая свобода и демократия. Правозащитная деятельность подстегивает развитие гражданской и политической активности, создание демократических институтов. В развитие законодательства она также внесла свой вклад, способствуя некоторому приближению к правовому государству.
Общение с властью от противостояния переходит к компромиссу. Но сама власть ощущает потребность в изменении своих незаконных решений. Одним из способов стало создание иерархической структуры правозащитных организаций. Инициатива «снизу» была перехвачена властью, держащей под контролем всю политическую систему страны. В процессе этого правозащитные организации из общественных превратились в правительственные. Правозащитная деятельность стала монополией государства независимо от того, из каких мировоззренческих посылок эта деятельность исходит. Волей-неволей правозащитники стали заложниками их взаимоотношений с властью. Такова специфика демократизации страны.
Встраивание правозащитного движения во власть свидетельствует о сохранении авторитарности, являющейся нормой правления. Налицо стремление создать жестко централизованное государство при общей слабости либеральных и демократических тенденций. Марокканские правозащитники понимают, что еще не скоро государство станет действительно демократическим и правовым, но своей деятельностью они стремятся приблизить это время. Важной задачей на этом пути является ликвидация пропасти между народным правосознанием и правовой культурой европейски образованных профессиональных юристов.
марокко общество дуализм партия
Список литературы
1. Rapport Du Departement D’Etat Americain Sur La Situation Des Droits de L’Homme Au Maroc En 2000. Casablanca, 14 Juin 2001, с. 55.
2. Al-Bayane, Casablanca, 6.07.1975.
3. Rapport Du Departement D’Etat Americain Sur La Situation Des Droits de L’Homme Au Maroc En 2000. Casablanca, 14 Juin 2001, 11.12.1974.
4. Сергеев М.С. История Марокко. XX век. М., 2001, с. 291.
5. ИТАР-ТАСС. М., 5. 04.2002, с. 7.