Развитие партийно-политической структуры Марокко

Экономические трудности, внутренние конфликты вызвали противоборство разных политических фракций и кланов, этнических группировок. В 60-е годы феодальную монархию, не успевшую сформировать прочную социальную базу, постиг структурный кризис. В условиях углубления дифференциации марокканского общества выявились острые социально-политические противоречия, обозначилась активизация политических сил всех тенденций и направлений, резкое размежевание основных политических партий.

В марте 1965 г. король Хасан II начал консультации с лидерами оппозиционных партий, выразив желание сформировать коалиционное правительство. Не сумев достигнуть соглашения, он объявил чрезвычайное положение в стране сроком на 5 лет. Резкое отстранение политических сил от общественно-политической жизни привело во второй половине 60-х годов к политическому кризису, способствовало осуществлению попыток государственных переворотов в начале 70-х годов.

Правящие круги использовали институт монархии в качестве символа единства нации и незыблемости политической системы, хранительницы и гаранта национальной самобытности. Королевская семья стала цементирующим звеном правящей элиты, по своим интересам примыкающей к буржуазии. Двор предпринял усилия для консолидации проправительственных сил, которые в 60-е годы были представлены мелкими партиями и отдельными группировками. К ним относились Конституционно-демократическая партия, образованная в 1946 г. на базе Национального движения (до 1961 г. называлась Демократической партией независимости). В 1960–1963 гг. существовала незначительная политическая группировка «Независимые либералы». В 1974 г. возникла промонархистская Либерально-прогрессивная партия.

Еще в преддверии первых парламентских выборов 1963 г. правительство сформировало Фронт защиты конституционных свобод (ФЗКИ), объединивший партий Народное движение (НД), Независимые либералы и несколько политических групп, поддерживавших короля. Однако выборы не принесли проправительственному формированию твердого большинства в парламенте. Вскоре ФЗКИ распался. В апреле 1964 г. по инициативе генерального директора королевской канцелярии А.Р. Гедиры на базе партий Народное движение, Конституционно-демократическая партия и Партии либералов была создана Демократическая партия.

По мере усиления крупной бюрократической буржуазии происходил процесс ее консолидации, выразившийся в постепенном формировании партий правого толка. В 1975 г. З. Мубарак основал Партию действия, представляющую новую элиту из интеллигенции, выходцев из сельских районов с берберским населением. В 1978 г. была создана «дворцовая» партия Национальное объединение независимых (НОН), отражавшее интересы ближайшего окружения, феодалов и крупной буржуазии, сотрудничающей с западным капиталом. Ее лидером стал зять короля А. Осман. В ноябре 1981 г. после своего раскола НОН перешло в «позитивную и конструктивную» оппозицию к правительству. Еще в июне 1981 г. группа депутатов, вышедших из парламентской фракции НОН, основала Национально-демократическую партию (НДП), объединившую представителей высшей государственной администрации и деловых кругов. В 1983 г. был образован Конституционный союз (КС), объединивший не только промышленников и торговцев, но и лиц наемного труда. На выборах 1984 г. в парламент эта партия получила 83 места, а НОН – 61, обеспечив большинство правоцентристским силам.

Выборы в парламент на многопартийной основе позволили выявить проправительственное большинство, ставшее фундаментом стабилизации политической системы. Эти выборы стали большим поражением партии Истикляль. Монарху удалось нейтрализовать ее влияние, умело играя на национальных, этнических, родоплеменных и иных противоречиях, оставаясь в то же время символом политического единства страны. Многопартийность активно способствовала дроблению политических сил и вызвала падение самостоятельной роли большинства партий Марокко. В то же время король увидел необходимость перехода от авторитарного к конституционному строю.

Партия Истикляль сыграла значительную роль в эволюции монархического режима от абсолютизма к парламентскому строю. Еще в 1961 г. блок партий во главе с Истикляль выступил за создание при короле Конституционного совета на правах совещательного органа. Не менее важная роль в становлении конституционной монархии принадлежит и партии Национальный союз народных сил (НСНС), отколовшейся в 1959 г. от партии Истикляль. Ее левое крыло, недовольное умеренной компромиссной позицией традиционных лидеров, перешло на позиции социализма.

Попытки противостоять авторитарно-бюрократической власти привели к расколу оппозиции, отдельные лидеры которой подходили к этой проблеме разными методами. Немаловажным фактором в расслоении оппозиционных сил стало возникновение в 60-е годы конфликта поколений, появление антимонархических настроений среди молодежи.

Политическая система, всецело находящаяся под контролем короля, объективно препятствовала консолидации оппозиционных сил. Более того, она привела к возникновению левацких партий и группировок в 60–70-е гг., к взлету студенческого движения. После наиболее крупных волнений учащихся и безработных в марте 1965 г., жестоко подавленных армией и полицией, возникло Движение 23 марта, активно действовала заграничная секция, руководимая М. Басри и др.

По мере создания национального государства, общественное сознание стало основываться не только на массовой психологии, но и на общественной теории. На смену многоклассовым союзам периода борьбы за освобождение пришли партии, основанные на программах и идеологии. Опору партий представляло довольно развитое профсоюзное движение, существенно расширявшее социальную базу всех крупных оппозиционных партий.

Ярким примером организационного строительства стала партия протестующей мелкой буржуазии НСНС под руководством авторитетного политического деятеля М. Бен Барки. Однако наличие трех течений, по разному смотрящих на будущее страны, предопределило раскол НСНС. Монарх усмотрел в существовании НСНС угрозу существования власти, что привело к разгрому партии и уничтожению его лидера в 1965 г. После ослабления и раскола партии ее потенциал социального протеста был рассеян между новыми формированиями.

Однако в условиях усиления абсолютистских тенденций, Истикляль и НСНС сумели договориться о совместной деятельности, создав в 1970 г. блок Аль-Кутля аль-Ватанийя. Он возник на платформе близкой к программе НСНС, что означало некоторые уступки со стороны партии Истикляль. Члены блока единодушно бойкотировали референдум по конституции 1972 г., усиливающей власть короля. Но очень скоро в нем возникли разногласия по принципам формирования нового переходного правительства и подготовки к новым парламентским выборам 1974 г. Под влиянием внутренних противоречий, пытавшийся «противостоять феодализму и бюрократической буржуазии», этот союз распался через два года.

Распаду блока способствовал и кризис, возникший в партии НСНС. К этому времени она раскололась на две группировки – касабланкскую или синдикалистскую, сохранившую старое название партии, и рабатскую, создавшую в 1974 г. партию Социалистический союз народных сил (ССНС), основанную на принципах научного социализма. Новая партия стала очень влиятельной оппозиционной силой в стране, поддержанной вновь созданным профцентром, куда входили преимущественно госслужащие.

В условиях нового правительственного кризиса в середине 70-х годов лидер Истикляль А. Аль-Фаси вновь настойчиво призвал к объединению левые силы. Истикляль всякий раз демонстрировала способность к компромиссу, с тем чтобы объединенная оппозиция смогла расширить свое влияние в политической жизни страны.

Однако центробежный процесс в рядах левых сил продолжался. В 1981 г. в результате раскола в ССНС ее левое экстремистское крыло во главе с М. Бен Саидом и деятелями Движения 23 марта создали нелегальную организацию, декларировавшую принципы научного социализма. В 1985 г. она вышла из подполья и получила название Организация народно-демократического действия (ОНДД).

К левой оппозиции примыкает и компартия, сыгравшая важную роль в национально-освободительном движении. Запрещенная в 1960 г., в 1967 г. она вышла из подполья под названием Партия освобождения и социализма, но в 1968 г. она вновь была запрещена. В 1974 г. организация возобновила свою деятельность под названием Партия прогресса и социализма.

Популярность социалистической идеологии привела Хасана II к попытке, в качестве пробного камня, для консолидации всех политических сил воспользоваться концепцией исламского социализма из арсенала той же партии Истикляль как нового принципа своей политики. Однако эта идея не получила дальнейшего развития.

В многопартийной системе Марокко отразился процесс становления социально-политической структуры общества, где партии представляют собой еще довольно подвижные политические коалиции, формирующиеся не только по политическим и социально-экономическим, но и этническим принципам. Еще до принятия первой конституции 1962 г., запрещавшей создание партий по этническому признаку, в 1959 г. возникла партия Народное движение, действовавшая с 1957 г. Она выражала интересы берберских и части арабских феодалов северных и центральных районов Марокко, стремившихся к сохранению своих привилегий, полученных еще во времена протектората. Разрешая создание партии, правительство имело в виду создание противовеса Истикляль, которая, по признанию губернатора Тафилалета, «мешает нам жить так, как мы хотим» [4, c. 161]. Однако в 1968 г. в этой партии произошел раскол: от нее отделилась очень немногочисленное Конституционно-демократическое движение во главе с арабским лидером А. Хатибом. С 1985 г. Народное движение находится в оппозиции к правительству. В 1991 г. оно было переименовано в Национальное народное движение.

Внешне по этническому признаку произошел раскол и в партии Истикляль, которой остались верны фаси – представители наиболее крупной группировки арабской буржуазии, а суси – представители берберской буржуазии – пошли за НСНС. Границы такого деления недостаточно точны, так как разногласия лежали в сфере политики.

Таким образом, в сложный переходный период возник сложный спектр социальных движений. Движущей силой стали образованные группы новых средних слоев. В политические институты пришло студенческое движение. На 70-е годы пришелся взлет левого экстремизма.

Ради самосохранения королевский двор был вынужден уступить оппозиции, пойти в 70-е годы на социально-экономические и политические преобразования. Взяв на себя инициативу проведения «революции с трона», король начал диалог с оппозицией. Разрешил деятельность ее партий. Оппозиционным партиям было предложено создать «правительство национального единства». Отношения между правящим режимом и оппозицией выразились в новом политическом курсе двора – «демократическом процессе», призванном консолидировать вокруг трона все политические силы. Еще в 1962 г. король объяснил, что он понимает под демократией: «Демократия – это не просто слово, которое прежде всего приходит на ум, как вызов. Это состояние духа, это борьба терпеливая, неблагодарная, постоянная, которую зачастую ведут против самого себя, против своих импульсов или инстинктов» [5, c. 214].

Монарх прекрасно понял, что там, где существуют прочные общественные формы, массовому движению трудно найти себе опору. Многопартийность стала не столько средством демократических перемен, сколько действенным способом расширения социальной базы авторитарного режима. Учитывалось и то, что сформировались достаточно развитые средние слои города, способные выполнить роль буфера между полярными силами. Направляемая демократия была призвана обеспечить баланс политических сил при нивелировке идеологических ориентиров партий.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты