Развитие партийно-политической структуры Марокко

Политические партии стали основным формообразующим элементом организации общества и превращения его в современное государство. С активизацией деятельности партий связан процесс укрепления парламентаризма в государственном строе, реальное функционирование парламента. Возникла институциональная политика.

Более того, у монарха появилась возможность перекладывать ответственность на партии за политические просчеты и бедственное положение масс. Так на руководство партии Истикляль, потерявшей доверие Хасана II из-за «излишней самостоятельности», была возложена ответственность за кризис в системе образования и провал непопулярных реформ, вызвавших усиление напряженности в стране. Поводом для этого был использован тот факт, что министром национального образования был истиклялевец А. Лараки.

Будучи заинтересован в консервации существующей системы, король сделал ставку на активизацию меж- и внутрипартийной борьбы на клановой и этнической основах, чтобы играть роль арбитра соперничающих политических партий. Вводя дозируемый плюрализм, король использовал и такой фактор, как особую роль лидеров в политических партиях, поддерживая по мере надобности авторитет того или иного руководителя. Чтобы удерживать партийных лидеров в рамках дозволенного, создана отработанная система личных встреч их с королем или его представителями, участие в различных советах, раздача символических постов, отправка за рубеж с какой-либо почетной миссией и т.п. За четыре десятилетия в политической жизни Марокко был создан баланс политических сил с управляемой оппозицией. Большинство политических партий оказалось в руках марокканской элиты, связанной с дворцовыми кругами или зависимых от них.

Это предопределило клановость марокканской политики, влияние на нее бизнеса, сращенность больших денег и большой политики, манипулирование различными социально-групповыми интересами. Внутрипартийные отношения в значительной степени покоятся на патронально-клиентельных связях. В основе же родственных и клановых связей лежат родоплеменные отношения.

В условиях влияния харизмических представлений на сознание консервативных слоев населения постепенно сформировался роялистский авторитаризм. В политическом процессе Марокко такой авторитаризм восполняет недостающие звенья между интенсивно формирующимися социально-экономическими отношениями и еще не сложившейся политической надстройкой.

С ролью монарха, в качестве силового гаранта, связано устойчивое социальное равновесие, регулирование поведения масс, установление жесткого порядка в стране, устойчивые взаимоотношения с внешним миром. Все партии выступают за незыблемость монархического строя. Оппозиционные партии, так же как и проправительственные, объединяет с королевским двором солидарность в защите целостности страны, под которой подразумевается борьба за присоединение Западной Сахары и испанских анклавов Сеута и Мелилья. С помощью национализма и традиционной религии ислама осуществлялось привлечение на свою сторону широких масс и нейтрализация ортодоксальных политических течений.

Многообразие и противоречивость процессов в массовом сознании предопределили формирование светских партий, несмотря на приверженность общества исламу. Светские партии сформировались в условиях борьбы за независимость, хотя она и шла под знаменем ислама. Внедрение капиталистических отношений внесло свой вклад в дело секуляризации общества. Конституция 1972 г. запрещала создание партий не только по этническому, но и религиозному принципу. Это рассматривалось как покушение на прерогативы короля.

Однако ислам в той же мере, что и национализм определяет рамки политической деятельности, является важнейшим компонентом формирующейся политической мысли. Религия стала средством формирования национального самосознания, что в совокупности с особенностями исторического пути и современного социально-экономического и политического развития способствовала повышению роли религии в общественной жизни и идеологии, а также стала средством политической мобилизации масс.

С появлением в 60-е годы «инакомыслящих», особенно среди студентов (марксистов, социалистов, маоистов), правительство стало делать упор на традиции и порой даже противопоставлять им группы сторонников зарождавшегося исламизма (хотя, строго говоря, наиболее крупные исламистские группировки возникли еще в колониальный период). Поскольку участие молодежи в различных религиозных сектах стало одним из эффективных средств в борьбе с распространением социалистических мировоззрений, правительство какое-то время относилось терпимо к их деятельности. Хасан II пытался использовать исламизм в качестве противовеса левым силам.

Однако на рубеже 70–80-х годов особенно ярко выявилась антиправительственная направленность оппозиционных исламистских группировок. В начале 80-х годов в Министерстве хабусов и по делам ислама было официально зарегистрировано 25 различных сект, братств, ассоциаций и т.п. Кроме того насчитывалось свыше 20 неофициальных организаций, объединявших свыше 10 тыс. человек [6, с. 243]. В конце 80-х годов только в Рабатском университете действовало 15 исламских группировок, в которые наряду со студентами входили преподаватели и чиновники Министерства образования [7, с. 126]. Множество подпольных исламских группировок возникло в университетских городках Касабланки, Феса, Марракеша, Уджды. Руководство Аль-Адль валь-Исхан возглавило Национальный союз марокканских студентов. Студенческий экстремизм в 80–90-е годы приобрел исламистскую окраску.

К концу 80-х годов сформировались зарубежные центры, которые, в определенной степени, контролировали деятельность марокканских исламистов и поддерживали связи с зарубежными единомышленниками. Одним из руководителей такого центра до лета 1991 г. был марокканский диссидент М. Диури, бывший соратник М. Бен Барки, выдворенный из Франции в Габон. Через центр снабжались оружием алжирские исламисты. Интенсивную работу ведут заграничные группы среди марокканских иммигрантов в Европе, особенно во Франции. В апреле 1993 г. в Малаге (Испания) было создано Движение марокканских оппозиционеров-демократов. Его активными деятелями стали М. Диури и А. Рами. Многие активисты организации продолжают работу в Движении марокканской исламской молодежи, тесно сотрудничающей с алжирской военной разведкой. Оба движения занимаются созданием своих филиалов на территории Марокко.

Характерной слабостью современных исламистов является их разобщенность. Среди них различаются несколько основных течений: умеренные, затем, преимущественно обновленцы, не имеющие политических притязаний, и радикалы, претендующие на власть, с тем чтобы использовать ислам как метод для решения социально-экономических и правовых проблем.

Марокканским исламистам не удалось создать единую организованную оппозицию, поскольку в такой традиционной и консервативной стране они не сумели переориентировать массы. Королевское правительство смогло перехватить инициативу, не дав оппозиции использовать против себя ислам.

Усилилась официальная пропаганда ислама, исламский акцент в практической деятельности правительства и в официальной идеологии. Одновременно в высших эшелонах власти укрепились позиции сторонников более широкой апелляции к исламу. Ряд важных государственных постов заняли деятели, известные своими заслугами перед религией. Руководство страны старается осовременить ислам, приспособить к политике. Через религию формируется идеология правых. Не без основания западные исследователи считают, что Хасан II эксплуатирует ислам в политических целях. Сам Хасан II регулярно в период Рамадана и других религиозных праздников принимает участие в религиозных диспутах по вопросам трактовки положений Корана.

В отношении исламистов власти используют комплексный подход, применяя как репрессивные меры, так и контроль за ним, а также пытаются посеять раскол между умеренными и радикалами. Они также искусственно сталкивают исламистов с левыми партиями и группировками, стоящими на антиисламистских позициях. Это выражается в постоянных стычках между леваками и «каидинами», как называют исламистов в марокканских университетах, переходящих иногда в настоящие побоища. Руками исламистов убирались некоторые политические деятели: например, в 1975 г. в результате теракта был убит один из руководителей ССНС О. Бенджеллун.

Умеренные исламисты достаточно слабо интегрированы в политическую систему. В связи с этим их решили «сверху» включить в политическую жизнь как легальную альтернативу радикальному течению исламистов. Правительство начало диалог с умеренными, предоставив им право на легализацию партии. В соответствии с референдумом 1992 г. в конституцию была внесена поправка, разрешавшая создание партий по религиозному принципу. В марте 1992 г. была оформлена исламистская партия под руководством А. Бенкирнана, председателя благотворительной ассоциации Исламское общество. Бенкирнан, поддерживаемый городской беднотой и студентами, – очень противоречивый лидер, симпатизирующий и марокканским социалистам, и алжирским исламистам.

Король ищет также возможности установить контроль над исламистами с помощью влиятельных политических сил. Исламисты являются объектом пристального внимания Министерства внутренних дел и администрации провинций. В декабре 1979 г. началась волна широких репрессий против исламистских группировок. Новая волна крупномасштабных репрессий прошла в конце 1983 г.

Дозированная демократия Хасана II в какой-то степени оказывает сдерживающее влияние на быстрое распространение исламизма в Марокко. Однако религиозное движение оказалось очень живучим, умело приспосабливалось к непростой обстановке. В отличие от политических партий, которые можно поставить вне закона, религиозное движение имеет одно практическое преимущество: власти не в состоянии запретить публичные молитвы и только в определенных пределах могут контролировать содержание проповедей. Таким образом, у религиозных деятелей есть реальные возможности для распространения своего влияния (в том числе и аудиовизуальная пропаганда). Кроме того ислам является обязательным предметом в светских университетах.

В 80-е годы среди традиционных вождей Братьев-мусульман, влияние которых сильно в стране, все чаще стали появляться представители средних слоев – государственные служащие, политики, порой даже получившие образование на Западе, которые являются членами политических партий. Они используют свое влияние, вовлекая братьев в политику и межпартийную борьбу в интересах лидера своей партии.

Сравнительно быстрому распространению исламизма способствовало активное проникновение его сторонников в общественные организации, за счет которых они, в значительной мере, смогли легализовать свою деятельность. В частности, марокканская организация по правам человека обеспечивает юридическую защиту на многих процессах по делу исламистов. Эта организация тесно связана с партией Истикляль. Руководство Истикляль и ССНС увидело в исламистах возможности для расширения своего влияния.

Партии Истикляль и Народное движение, основанные на синтезе религии и национализма, всегда демонстрировали свою приверженность исламу, призывая к его возрождению, используя концепцию «исламского социализма». Для взглядов лидера Истикляль А. Аль-Фаси была характерна компромиссно-религиозная концепция, ориентирующая внимание на рационалистических аспектах ислама и приспосабливающая его положения к требованиям современности. С помощью теологических рассуждений, трактовки положений шариата, идеологизированной интерпретации арабо-мусульманской теории делается попытка обосновать различные мероприятия, направленные на смягчение последствий капиталистического развития. Тем более, что сама идеология ислама дает богатую почву для использования ее разнообразными общественными течениями. Попытки политизировать ислам предпринимали в 60–70-е годы и коммунисты, усиленно интерпретируя освободительное содержание принципов ислама.

В 1991 г. газета Истикляль «Аль-Алам» опубликовала программу алжирских исламистов, нашедших убежище в Марокко. Следует при этом напомнить, что для марокканского правительства покровительство алжирским группировкам – элемент длительного спора с Алжиром за Западную Сахару.

В преддверии парламентских выборов 1994 г. оппозиционные партии Истикляль, ССНС, ППС и ОНДД создали Демократический блок (Кутля). Блок заявил, что он открыт для диалога с исламистами. Истикляль и ССНС выставили единый список из 107 кандидатов. Демократический блок поставил себе целью получить большинство мест в парламенте, с тем чтобы сформировать левое правительство. Одним из популярных лозунгов блока стал призыв к Совету безопасности ООН снять экономическое эмбарго с Ирака.

Поддержка исламистов обеспечила успех Кутле в первом туре парламентских выборов (прямое голосование). Во втором туре при голосовании выборщиков победу одержал блок Национальное согласие (Вифак) из трех правоцентристских партий – КС, НД и НДП (154 депутатских места, Кутля – только 115).Непрямые выборы в парламент (по мнению оппозиции сфальсифицированные) определили парламентское большинство, от которого зависел состав правительства. Всего в выборах участвовало 11 партий. Таким образом королю удалось создать сбалансированный парламент. Председатель правительства А. Филали устраивает и правых, и левых. Правительство было сформировано из «технократов» и представителей КС.

Однако в Демократическом блоке сразу же возникли разногласия по поводу участия в правительстве. Если ППС выразила желание принять участие в правительстве, то три другие партии решили остаться в оппозиции. При этом серьезные разногласия потрясают ССНС. Истикляль заявила, что готова участвовать в коалиционном правительстве при условии, что оно возьмет за основу предлагаемую ею программу мероприятий по оздоровлению экономики и демократизации общества.

13 сентября 1996 г. в стране прошел референдум по поправкам к конституции, ставшей, по определению журнала «Жен Африк», «успешной политической операцией марокканского монарха». Референдум стал надеждой марокканцев на диалог в целях достижения сменяемости исполнительной власти. В соответствии с поправкой к конституции 1972 г., вслед за референдумом, в 1997 г. должны состояться выборы в двухпалатный парламент. Ныне действующий однопалатный парламент вызывал недовольство оппозиции, считавшей, что тем самым законодательная власть была сильно ограничена, действующая система выборов давала возможность для манипуляций, а также возможность пройти в депутаты людям с сомнительной репутацией.

У оппозиции появилась реальная возможность оказать влияние на экономическое развитие страны. Намечается возникновение двухпартийной системы западного образца. Однако эта тенденция несопоставима с уровнем политизации масс.

Все это говорит о том, что в Марокко возникла своеобразная политическая система с широким спектром политических партий, получившая название «хасановской демократии». Объективной реальностью, как и для всего Востока, стала органическая связь модернизации и «вестернизации». Западный принцип плюрализма сочетается с восточным принципом структурирования их как кланов.

Формирование многопартийной системы проходит продолжительный этап политической раздробленности, когда возникает множество партий, не имеющих устойчивой социальной поддержки и укорененного массового влияния. Постоянное дробление оппозиционных сил позволило Хасану II заявить, что «в стране 15 миллионов оппозиционеров, но нет оппозиции» [8, с. 145]. Однако под руководством партии Истикляль идет процесс формирования действенной политической оппозиции, которая сможет найти мирные и верные решения насущных вопросов. Наметился процесс постепенного превращения бунтарских организаций в партии парламентского типа, в задачу которых входит борьба за право исполнения власти.

Некоторое расширение демократии стало реакцией и на исламизм. Усиливается апелляция к религии как важному средству мобилизации масс. Исламизм постепенно вытесняет социалистические мировоззрения в умах людей. Исламские силы все настойчивее добиваются официального признания своих партий, стремясь влиять на формирование политического курса страны.

Однако монархии пока удается сохранить баланс политических сил при очень заметной тяге к монополизации политической жизни. Вместе с тем проводится курс на демократизацию конституции путем постоянных референдумов. Следствием прочности устоев монархии стал относительно высокий уровень стабильности внутренней жизни.




Список источников и литературы

марокко гражданский общество исламский

1)    Ментешашвили З.А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50–70-е годы XX века). М., 1985.

2)    Diouri M. Realites marocaines. Lausanne, 1987.

3)    Рабочий класс и современный мир. М., 1988, №3.


 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты