Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления

К сектам, и вообще к нетрадиционным конфессиям, также нужно подходить осторожно и дифференцированно. Учитель-обществовед, без сомнения, должен хорошо разбираться в подобных вопросах. Информации сейчас предостаточно, однако, не всегда ее можно назвать непредвзятой. Особенно это касается православных источников (например, таких сайтов, как «Сектовед.ру» и др.) Поэтому к анализу ее нужно подойти достаточно серьезно. В принципе, учитель – не религиозный проповедник и не советский преподаватель научного атеизма, а урок обществознания – не богословский диспут. Он не должен ничего навязывать. Лучше оставаться умелым дирижером и постараться сделать так, чтобы ребята задумались и сами сделали выводы. Разводить же богословские дискуссии на уроке вообще не стоит. Ведь, как уже говорилось, среди учеников (особенно в старших классах) могут быть члены той или иной «сектантской» организации. Для верующего человека подобные дискуссии не имеют смысла, они могут вызвать только реакцию отторжения, подросток замкнется в себе, и тогда переубедить его уже будет гораздо сложнее.

Как же заставить человека задуматься, посеять сомнение (в данном случае полезное)? Прежде всего, не грести всех под одну гребенку. Это - секта, а это – нет. Пусть делают выводы сами для себя. Еще раз вспомнить, что такое секта. Побольше проблемных вопросов для размышления. Можно ли называть сектой мощнейшую международную организацию «Свидетелей Иеговы», имеющую филиалы во всех странах мира и миллионы последователей. Можно ли назвать ее «деструктивным культом»? На все эти вопросы должен ответить сам ученик. Только тогда он поймет, опасны они или нет.

Здесь учителю может помочь уже упоминавшаяся книга А. Дворкина «Тоталитарные секты», в которой выделены основные характерные признаки подобных опасных организаций:

1)       Организационная замкнутость. Как правило, тоталитарные секты имеют внутри себя строгую иерархию, основанную на жестком вертикальном подчинении «младших старшему», «учеников учителям», «непосвященных посвященным или избранным». При этом рядовые члены зачастую ничего не знают ни об истинном руководстве секты, ни о ее стратегии и политике. Они лишь послушные исполнители чужой воли.

2)       Наличие харизматического лидера. Он может быть как живой, так и уже умерший. Как правило, это основатель секты, ее лицо и персонификация. Внутри секты он воспринимается как живой бог, Учитель либо пророк, (выступающий от имени божества или передающий сокровенное знание), и пользуется безусловным авторитетом. Примеров можно привести множество: Виссарион Христос, Секу Асахара, Рон Хаббард для саентологов и т. д.

3)       Ограничение личной свободы для членов организации. Жизнь адептов строго регламентируется и контролируется руководством секты. Они связаны массой запретов и предписаний, начиная от требований соблюдения различных постов и обетов, до ограничения видеться с родственниками (как было в случае Белого братства и Оум Сенрике).

4)       Высокая степень социальной активности. Секта может существовать лишь постоянно пополняясь новыми членами, поэтому для вербовки адептов используются все возможные средства, иногда и противозаконные. Некоторые сектантские организации разрабатывают достаточно успешные методики психологической обработки потенциальных адептов, благодаря чему уже вышли на международный уровень: количество их последователей исчисляется сотнями тысяч и миллионами, в их ряды вступают известные политики, крупные предприниматели и звезды шоу-бизнеса. Самый типичный пример здесь – Свидетели Иеговы и Церковь Саентологии. Подобные им организации широко используют для своей рекламы как СМИ (по возможности), так и не менее эффективные методики индивидуального и коллективного общения (в том числе и виртуального - с помощью Интернета): личные беседы, форумы, собрания, конгрессы и т. д. В этом смысле они очень сильно напоминают такое социально-экономическое явление, как сетевой маркетинг или финансовые пирамиды. Еврошоп, Гербалайф, и печально знаменитая отечественная «МММ» действовали и действуют теми же технологиями, только главной целью является не власть над сознанием людей, а банальная нажива.

В связи с этим А. Дворкин выделяет среди тоталитарных сект псевдорелигиозные организации, которые, прикрываясь какой-либо религиозной идеологией, на самом деле преследуют совсем другие, более прагматичные цели. Если первыми руководят фанатики, то вторыми – мошенники (граница, впрочем, здесь весьма условна, так как одно вовсе не исключает другого). Так, например, к последним А. Дворкин относит Сан Се Муна и его организацию, Церковь Саентологии, из отечественных примеров сюда почти однозначно можно отнести скандально известного Г. Грабового и его объединение «ДРУГГ». [1]

А. Дворкин считает тоталитарные секты типичным порождением XX столетия, хотя и выделяет в отдельную категорию ранние тоталитарные секты, к которым относит мормонов и Свидетелей Иеговы, возникших еще в XIX веке. Данная классификация весьма удобна для анализа, но нужно учитывать, что она также условна и относительна, как и все предыдущие. Нетрудно заметить, что исследователю явно присуще излишне критическое отношение к изучаемому предмету. Тем не менее, критерии, выделенные исследователем позволяет выявить среди множества новых и старых религиозных и псевдорелигиозных организаций действительно опасные и помочь учащемуся психологического порабощения. В самом деле, следует различать степень опасности Белого Братства или Церкви Последнего Завета и небольшого подросткового сообщества неоязычников или «готов», которые где-то собираются, проводят вместе время, слушают музыку и попутно имитируют какие-то безобидные псевдообряды, больше похожие на игру. Главное дать понять ребятам, в чем отличие церкви от секты. Церковь – открытая для всех организация, в которую сейчас легко вступить и легко выйти. Секта – замкнутая группа, противопоставляющая себя всему остальному миру. Это и делает ее асоциальной и опасной.

В качестве учебного проекта, конечно, по согласованию с родителями, учащимся можно предложить проанализировать согласно указанным критериям местные неоконфессиональные религиозные организации. Сейчас их довольно много в каждом более или менее крупном провинциальном городе. Естественно, учитель должен хорошо разбираться и религиозной палитре родного края, хорошо знать его религиозную историю. Если взять как пример, наш родной Балашов, и то, и другое здесь чрезвычайно богаты. Балашов – один из первых центров молокан в Поволжье, баптисты появились здесь еще в XIX веке, а сейчас здесь обитают представители около десятка различных конфессий от вездесущих Свидетелей Иеговы (у которых здесь находится свой «Зал Царств») до экзотических неоязычников (у которых также есть свое капище – в городе действует целых две неоязыческих общины, которые являются официальными представителями Международного объединения славянских общин) и анастасиевцев. Есть свой молельный дом и у баптистов. И последнее. Мы уже говорили, какую опасность таит в себе глобальная сеть в свете указанной нами проблемы, но тот же самый Интернет может послужить и учителю и ученику неоспоримым помощником как в поисках информации о различных сектах, так и полем для исследования религиозных организаций. Нигде разнообразные религиозные группы не позиционируют себя так ярко, как в глобальной сети. Увы, на государственном и на местном уровне для борьбы с сектами практически ничего не делается, все остается пока на уровне обсуждений. В СМИ нагнетается антисектантская истерия, которая еще более опасна, чем сами секты. Пока же учитель одинок в борьбе с сектантами, им он может противопоставить только свои знания и красноречие. Но и это уже не мало. Фанатизм и догматизм возникает из неразвитости мышления, узости мысли и неспособности найти альтернативу ясной и красивой, но опасной идеологии. Если учитель заставит ребенка задуматься – в борьбе с религиозным экстремизмом будет достигнут первый успех.


Заключение

Мы считаем, что задачи, поставленные в работе, в целом выполнены. Было выяснено, что понимается в настоящее время под понятием «религиозный экстремизм», мы попытались выделить его сущностные черты, выявили связь экстремизма и фанатизма. Проследили истоки и причины возникновения религиозного экстремизма в исторической перспективе, выявили его специфику в разные исторические эпохи. Было показано, что религиозный экстремизм является одной из актуальных проблем в современной России, в том числе и для нашего края, города и района. Мы выявили, какие средства используются для борьбы с религиозным экстремизмом на государственным и на местном уровне, и главное - как учитель на уроке истории и обществознания может внести вклад в решение этой важной социальной проблемы.

Лучший способ борьбы с религиозным экстремизмом – эта профилактика, а для этого необходимо масштабное и планомерное его изучение. И Интернет здесь – лучший помощник для учителя и ученика, так как предоставляет массу разнообразной информации по этому вопросу. Интернет – уникальное социокультурное пространство, где секты (особенно подчеркнуто асоциального и деструктивного характера), обычно в реальной жизни старающиеся быть в тени и действовать незаметно, максимально раскрываются перед своей аудиторией, пока чувствуя себя здесь в безопасности.

Мы считаем, что людям, попавшим под влияние деструктивной секты, нужна незамедлительная помощь, ведь дошедший до этого этапа человек неподвластен себе. Сектантство сродни наркомании. Неслучайно известное высказывание К. Маркса - «религия – это опиум для народа». Духовный наркотик действует скрытно и не так быстро, а его симптомы могут появиться через много лет. Статистика показывает, что 32% людей, вовлеченных в секты, попадают в психиатрические больницы, 18% заканчивают жизнь суицидом, и только 5% людей с помощью своих близких выходят из этой зависимости, и не хотят об этом вспоминать. Учитель, как никто другой, может выявить эту болезнь на раннем этапе. Именно он может оказаться рядом в нужный момент, и в отличие от родителей, обладая необходимыми знаниями, дать полезную консультацию и помочь молодому человеку избежать роковой ошибки. Но самое главное оружие против религиозного экстремизма, и это зависит только от учителя – воспитание с самого девства толерантности и уважения к людям, независимо от национальных и религиозных различий. Это очень сложно, так как учитель должен сам стоять выше всех этих различий, то есть почти на сверхчеловеческой моральной высоте. Во всяком случае, должен стараться.

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках, лекциях и практических занятиях в курсах по истории, философии, культурологии, религиоведению, в качестве возможных докладов и рефератов для учащихся и студентов.



Литература

 

1. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты: Опыт систематического анализа / А.Л. Дворкин. – Н. Новгород, 2002.

2. Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма» // www.iriney.ru/document/018.htm

3. Нуруллаев А.А Религиозно-политический экстремизм / А.А. Нуруллаев, ., Ал. А. Нуруллаев // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 83-92.

4. Религии мира: учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского университета, 2003.

5. Религиозный экстремизм в России // Сайт юридической правозащитной организации Славянский Правовой Центр: www.rlinfo.ru

6. Религия и гражданское общество: проблема толерантности: Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

7. Самсонов С.И. Россия – многоконфессиональное государство: учебно-методическое пособие / С.И. Самсонов. – Саратов, 2007.

8. Секта // Википедия — свободная энциклопедия: #"#">#"#">#"#" target="_blank">Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы научной конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2002.

12. Бачинин В.А. Религиоведение: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во В. А. Михайлова, 2005. – 287 с.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты