Революции и реформы политической системы

Политическое значение прямых действий достаточно многообразно, они выступают и как механизм давления и поддержки, форма протеста и выражения политической позиции, сплочения или, наоборот, раскола социальной группы. Их эффективность напрямую связана с их массовостью, запускающей специфические механизмы поведения людей: снижение личной ответственности и самоконтроля в острые моменты политической конфронтации, склонность к подражанию, следование за лидерами или вожаками.

Рассмотрим некоторые специфические черты основных проявлений прямого действия в политике.

Митинг - собрание людей с неограниченным составом участников, посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несомненно, это мощное средство развития интереса, единовременного включения в политику больших масс людей, служащее зримым проявлением сложившегося в обществе отношения к той или иной проблеме, способу ее решения, политическому лидеру и действиям органов политической власти[14]. Митинг - это и демонстрация, выявление политической позиции, занятой отдельным человеком или группой, средство определения поддержки или неодобрения ею того или иного акта политической власти или политического лидера.

Поскольку часто митинг становится ареной противостояния и противодействия разных политических сил, здесь вполне возможны вспышки неконтролируемого насилия, разного рода провокации и эксцессы типа паники или элементарного хулиганства. Поэтому уровень организации митинга и со стороны его инициаторов, и со стороны дающих на него разрешение и контролирующих его властных структур должен быть максимально высоким, а сценарий, распределение обязанностей по обеспечению порядка на нем - предусматривать самые различные варианты развития событий.

Демонстрация - массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти. Как политический процесс демонстрация может иметь характер из года в год повторяющейся традиции, приобретая функцию карнавала или ритуала и превращаясь, собственно, не в политическое, а в культовое или развлекательное действие с незначительным политическим эффектом. Но она может иметь смысл открытого выражения большим количеством людей своей политической позиции, выполнять функцию поддержки или противодействия. Демонстрация для ее участников связана с выделением себя из массы, с показом своей осознанной готовности к определенным действиям, с пониманием своей ответственности. Это мощный фактор политической мобилизации и агитации, который при хорошей организации и проведении позволяет веско заявить о своих требованиях, подкрепив их массовой поддержкой, завоевать сторонников из колеблющихся[15]. При массовом участии, внушительных размерах демонстрация оказывается зримым средством сдерживания или устрашения политического противника.

Забастовка - прекращение работы с целью политического давления, предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой форме массового политического действия присуща способность в короткое время приобщить к выражению активной политической позиции огромную массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В ходе нее возникает остро ощутимая связь проблем, существенно важных для жизни отдельного человека или социальной группы, и проблем, затрагивающих интересы всего общества. В некоторых политических течениях, прежде всего в анархо-синдикализме, всеобщая забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или государствам, считается наиболее действенным, решающим средством политической борьбы.

Среди причин забастовок, как правило, доминируют социально-экономические - неудовлетворенность условиями жизни, организацией работы, стремление привлечь массовое внимание к определенной проблеме. Но основанием для забастовки могут быть и чисто политические причины: всем памятен августовский призыв Президента Б.Н. Ельцина объявить бессрочную политическую забастовку в знак протеста против попытки государственного переворота в стране.

На забастовку людей толкают экстремальные события, условия, которые далее терпеть становится невозможным, возникающее при этом доминирование негативных эмоций усиливает вероятность возникновения всякого рода срывов, неупорядоченных действий, всплесков насилия. Поэтому забастовка — это акция, требующая для обеспечения своей эффективности высокого уровня организации, четкого определения целей, сроков, требований, источников поддержки участников, средств возможной компенсации нежелательного урона невольным жертвам забастовочных действий.


Заключение


Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры - стержня цивилизованного общества - предпосылка формирования демократического правового государства.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, законов всеми членами общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления - неотъемлемая черта демократического государства.

Поскольку политическая власть является важнейшим средством удовлетворения социально-экономических интересов борющихся классов, важнейшим средством достижения социально-экономического господства - главной цели, к которой они стремятся, то перевороты в технико-экономической и политической областях теснейшим образом переплетаются. Завоевание политической власти открывает дорогу радикальным преобразованиям в основных сферах общественной жизни, а они в свою очередь делают устойчивой новую политическую власть.

Все рассмотренные выше политические процессы возникают в условиях специфического состояния политической системы - ее кризиса, служащего моментом наивысшего обострения противоречий в ней, когда необходимость ее преобразования приобретает основания необратимости, а требование перехода политической системы в новое состояние становится все более ощутимым.

Зримыми проявлениями кризиса служат состояния, когда установленные в обществе нормы регуляции политических отношений не принимаются его частями в качестве авторитетных; деятельность государственного аппарата, замкнутая рамками его специфического интереса, не способствует улучшению состояния социального организма; а структура государственных институтов формируется вопреки традициям и историческому опыту народа.

 

Список использованных источников и литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) //Российская газета. - 25 декабря. – 1993.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.;

4. Гобозов И.А. Революция социальная // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004. С. 722 - 723.

5. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. // И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2008. 608 с.;

6. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.;

7. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько - М.: Юристъ, 2006 - 300 с.;

8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

9. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.

10.Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" Юристъ, 2004 (издание третье, переработанное и дополненное).

11. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник. / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 2005. - 400 с.;

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.

13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.

14. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4.

15. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2008. N 11.

16. Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2007. N 8. С. 87 - 94.

17. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Государство и право. 2004. N 2. С. 98 - 104.

18. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.60

19. Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (2004. 18 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.

20. Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006.


[1] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.60

[2] Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - С.60

[3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004

[4] Ст 13 Конституции Россйской Федерации

[5] Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая)

[6] Ст.11 Конституции Российской Федерации

[7] Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000. -115 с.

[8] Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. // И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2008. 608 с

[9] Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. // И.А. Исаев - М.: Юристъ, 2008. 608 с

[10] Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2008. N 11

[11] Гобозов И.А. Революция социальная // Философия: Энциклопедический словарь

[12] Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.

[13] Ст.37 Конституции Российской Федерации

[14] Ст.31 Конституции Российской Федерации

[15] Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты