Режим генерала Первеза Мушаррафа в Пакистане

Одновременно с парламентскими проводились выборы в провинциальные законодательные собрания. В самой крупной по населению провинции – Пенджабе уверенную победу одержала ПМЛ (КА). В Синде на первом месте оказалась ПНП, а в Белуджистане – ММА. Значительного успеха добился ММА в Северо-Западной пограничной провинции – из 99 мест он завоевал 48 и вместе с союзниками образовал провинциальное правительство.

После проведения прямых выборов в Национальное собрание там начался дележ зарезервированных 60 женских мандатов и 10 мест для немусульман. Многие из них достались ПМЛ (КА). Ее фракция в Национальном собрании увеличилась с 76 до 118 депутатов. ПНП увеличилась с 62 до 81, а ММА – с 52 до 61 депутата. В Национальном собрании оказались представленными также еще 12 партий.

Но даже и после отмеченных выше операций ПМЛ (КА) не имела возможности сформировать правительство. После долгих поисков союзников ей удалось создать коалицию, в которую вместе с ней вошли Национальный альянс, ОНД, несколько фракций ПМЛ, депутаты от Полосы племен, группа членов ПНП. В целом численность коалиции составила 172 депутата, т.е. немногим более половины депутатского корпуса.

16 декабря П.Мушарраф был приведен к присяге в качестве президента страны на следующие пять лет. Правящей партии удалось провести своего кандидата на важный пост спикера. 21 ноября кандидат коалиции Мир Зуфарулла Хан Джамали, не очень известный политик из Белуджистана, стал премьер-министром Пакистана (выдвижение такого человека на пост главы правительства преследовало, по крайней мере, две цели: с одной стороны, по силе влияния, масштабности деятельности и авторитету он не мог противостоять П.Мушаррафу, а с другой, назначение на второй по важности пост в государстве представителя Белуджистана усиливало позиции правящей элиты в этой крайне неспокойной провинции, занимающей при этом важное стратегическое положение). Подчеркнем, что такое назначение премьера произошло впервые за всю историю Пакистана. Заместителями спикера нижней палаты и председателем верхней палаты стали представители другой «беспокойной» провинции – СЗПП. В правительстве большинство министерских портфелей принадлежало, естественно, ПМЛ (КА). В то же время несколько министерств было отдано союзникам по коалиции. Так, важные посты министров обороны и внутренних дел заняли диссиденты из ПНП.

В Сенате ведущее положение также заняла ПМЛ (КА). Ее представитель стал председателем этой палаты парламента. На втором месте по численности оказалась фракция ММА, а ПНП – только на третьем. Во всех провинциях Пакистана в той или иной доле во власти участвовала ПМЛ (КА) со своими союзниками.

Таковы были государственно-политические позиции, занятые П.Мушаррафом и его сторонниками. Несмотря на то, что эти позиции были довольно значительными, их база – большинство в парламенте – была довольно непрочной и зыбкой; она могла обрушиться в любой момент из-за выхода из коалиции всего нескольких человек. Не во всех провинциях ПМЛ (КА) полностью распоряжалась властью, а поскольку Конституция предоставляет провинциальным органам власти довольно широкие полномочия, это создавало определенные трудности для внутреннего курса центра. И, наконец, пакистанское общество было расколото по принципиальным идеологическим вопросам. И судя по итогам выборов, правящая группировка не пользовалась поддержкой большинства населения. Подобная ситуация требовала от руководства большой осторожности и умения искать компромиссы, продуманно лавировать и маневрировать. Думается, что П.Мушаррафу удалось в кратчайшие сроки добиться этого, отойти от прежнего командно-приказного стиля руководства и приспособиться к новым реалиям и требованиям политической жизни.

Сразу после восстановления парламентских форм правления страна столкнулась с острым и длительным политическим кризисом. Оппозиционные партии, получив официальный доступ к законодательным органам власти, резко ужесточили борьбу против произведенных изменений Конституции. Эта борьба шла на различных уровнях, в т.ч. и на «улице», где антиправительственные силы под знаменем «восстановления демократии» проводили массовые митинги и собрания. В знак протеста против Семнадцатой поправки к Конституции оппозиционные партии начали бойкот работы парламента, а поскольку их представители составляют почти половину контингента высшего законодательного органа страны, то его деятельность была практически парализована.

Перед П. Мушаррафом встала трудная задача поиска выхода из создавшегося положения. Собственно говоря, было три возможных варианта – роспуск парламента и проведение новых выборов, введение военного правления, длительное маневрирование в поисках компромисса. Первый вариант не гарантировал «улучшения» состава парламента, второй превратил бы Пакистан в страну-изгоя в мире со всеми вытекающими последствиями. Поэтому президент избрал путь поиска компромисса с противниками (разумеется, этот вариант не сулил обязательного урегулирования проблемы). Начался длительный период переговоров, встреч, обсуждений. В ходе этого процесса правительству удалось определить «слабое звено» в стане своих противников. Им оказался блок фундаменталистских партий ММА. Его руководители стояли на более прагматических позициях, считая, что лучше получить какие-то выгоды мирным путем, чем продолжать курс, который бы мог завести их слишком далеко и окончиться крайне неблагоприятно. ПНП и ПМЛ (Н), понуждаемые своими лидерами-эмигрантами, «униженными и оскорбленными» лично П. Мушаррафом, не шли ни на какие компромиссы с «узурпатором».

Несмотря на давление со стороны ПНП и ПМЛ (Н), ММА достиг с правительством приемлемого для обеих сторон соглашения. Оно было официально закреплено решением парламента 29 декабря 2003 г. Семнадцатая поправка была принята в соответствии с процедурой такого вида законодательства (за нее проголосовало более двух третей депутатов). Из всего комплекса положений поправки лишь один вопрос относительно СНБ остался отложенным на неопределенное время. П.Мушарраф принял одно из главных требований ММА – назвать дату своего ухода с поста начальника штаба армии (до этого в правительственных кругах утверждалось, что Мушарраф «будет носить военную форму до самой смерти»). Такой датой было названо 31 декабря 2004 г. Наконец, от президента потребовали получить вотум доверия парламента и провинциальных законодательных собраний, что и было вскоре сделано. Таким образом, теперь законность пребывания П. Мушаррафа на президентском посту не может быть оспорена.

Думается, что П. Мушаррафу удалось с наименьшими потерями выйти из скандала, связанного с участием Пакистана в контрабандной торговле ядерными секретами, технологией и оборудованием. А. Кадир Хан взял за это всю вину на себя, объяснив свой поступок «желанием нажиться», за что слезно просил у президента прощения. Глава государства простил «национального героя Пакистана». Тем более, что тот клятвенно заверил, что все «нехорошее» происходило в 90-е годы, когда в стране царили экономический хаос и политическая нестабильность.

В течение первого года правления в новых условиях П. Мушарраф предпринял ряд мер по укреплению своего положения. Существующие в стране пять отдельных фракций Мусульманской лиги (их создавали в своих интересах бывшие пакистанские руководители, поэтому были ПМЛ (Джунеджо), ПМЛ (Зия-уль-Хака) и др.) были объединены и включены в ПМЛ (КА). С другой стороны, властям удалось добиться еще одного раскола в ПНП. В административно-организационном плане были проведены такие меры, как укрепление правоохранительных органов, значительное увеличение численности полицейских кадров, особенно в Белуджистане, ограничение пользования оружием частными лицами и т.д.

Власти продолжали борьбу с религиозным экстремизмом. Проводились запреты партий и организаций, связанных с террористической деятельностью, аресты их руководителей и активистов. Серьезные меры были приняты по реформированию религиозных школ-медресе из кузницы кадров для исламских радикалов в обычные учебные заведения. Ослабла поддержка сепаратистских организаций, действующих в Кашмире (это признают и индийские руководители). 17 января 2004 г. президент П. Мушарраф, выступая перед обеими палатами парламента, призвал поддержать борьбу с терроризмом и фактически объявил джихад экстремизму.

Разумеется, такая политика властей вызывает ожесточенное сопротивление экстремистов, которое выливается в массовые антиправительственные демонстрации, столкновения между различными исламскими течениями, побоищами на религиозной почве. Так, в начале марта 2004 г. в день траура по почитаемому шиитами имаму Хусейну в Кветте и в других районах Пакистана произошли взрывы и кровавые суннитско-шиитские столкновения. Дело дошло до терактов против руководителей страны. В декабре 2003 г. в течение десяти дней было совершено два покушения на П.Мушаррафа. Имело место и покушение на премьер-министра М.З.Х. Джамали.

В целом удачным был внешнеполитический курс правительства П.Мушаррафа. Пакистан продолжал линию на расширение сотрудничества с США и другими западными странами, получая от них экономическую и политическую поддержку. Он участвовал в антитеррористической кампании в Афганистане. Пакистанские военные и спецслужбы участвовали вместе с американцами в операциях по поимке руководителей «Аль-Каиды» во главе с Усамой бен Ладеном. Причем в данном случае Исламабад не только поддерживает своего союзника, но и защищает свои собственные интересы. Ему крайне важно покончить с длительной и острой нестабильностью в соседней стране, откуда в Пакистан нелегально переправляются иммигранты, оружие и наркотики. Кроме того, в настоящее время Исламабад стремится закрепить пуштунское влияние в афганском руководстве. Надо добавить, что Пакистан не слепо следует за своим могущественным союзником, а взвешенно рассматривает возможность того или иного действия с точки зрения мирового общественного мнения, позиций других стран, особенно мусульманских. Так, Пакистан занял нейтральную позицию по отношению к событиям в Ираке, мотивируя это отсутствием решения ООН по данному вопросу.

В течение почти всего года происходило улучшение индо-пакистанских отношений. Отойдя от края пропасти, над которой оба государства стояли в 2002 г., и выждав некоторое время, Индия и Пакистан приступили к восстановлению нарушенных связей. Возобновились железнодорожные и автобусные перевозки, авиаполеты, в полном составе вернулись к своей работе дипломатические миссии в обеих странах, прекращены вооруженные инциденты на границе и «линии контроля» в Кашмире, вновь начались взаимные визиты государственных и политических деятелей обеих стран и т.д. Расширение сотрудничества продолжалось и дальше. Главным здесь следует назвать проведение широкого политического диалога по основным спорным вопросам, включая кашмирский. Крайне важной была встреча премьер-министра Индии А.Б. Ваджпаи с пакистанскими лидерами П.Мушаррафом и М.З.Х. Джамали в Исламабаде в 2004 г. Результатом состоявшейся встречи стала договоренность о проведении комплексных переговоров по всем спорным вопросам, что и началось через некоторое время. Без преувеличения можно сказать, что нынешний уровень индо-пакистанских отношений – самый высокий за всю историю их существования.

Очень важным для жителей обеих стран стало возобновление встреч по любимейшему здесь виду спорта – крикету, в котором индийские и пакистанские игроки, вечные соперники на мировой арене, являются сильнейшими в мире. Последняя их встреча состоялась в 1999 г. в Индии.

Значительный вклад в улучшение индо-пакистанских отношений внесла и вносит Россия. Она отошла от прежней ориентации на одного участника конфликта и налаживает сейчас широкие контакты с другим участником. Это сразу благотворно сказалось на их взаимоотношениях. Президент России В.В. Путин способствовал уменьшению угрозы войны между двумя соседними государствами, встретившись с их лидерами в июне 2002 г. в Алма-Ате. В начале марта 2003 г. состоялся официальный визит в Россию президента П.Мушаррафа, во время которого были достигнуты договоренности о расширении сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, науки и т.д. После этого началась реализация конкретных соглашений.

В дальнейшем события в Пакистане, если, конечно, не случится ничего экстраординарного, будут развиваться примерно так же, как и сейчас. Во всяком случае, так можно говорить о периоде до конца 2004 г., когда президент Пакистана покинет свой высший военный пост и сразу лишится значительной части своей власти и силы. Нельзя исключить, что изобретательный руководитель найдет «законный» повод сохранить свое нынешнее «двоевластие». Однако сделать это, на наш взгляд, будет очень трудно. Дата прекращения военной службы П. Мушаррафа выбрана не случайно. В конце 2004 г. истекает уже единожды продленный срок его военной службы, который по закону длится три года, и вряд ли в условиях парламентаризма и сильной оппозиции П. Мушаррафу удастся еще раз продлить свое пребывание на посту руководителя армии. В этом случае опасности и вызовы президенту будут формироваться по следующим направлениям.

Прежде всего будут неизбежны расхождения между президентом и премьер-министром, разница политических весовых категорий которых несколько сгладится. Вполне естественно, что глава правительства по ряду проблем будет расходиться с президентом, и в таком случае последнее слово не обязательно будет за гражданским президентом. Премьер-министр для увеличения собственной значимости будет стремиться к определенной самостоятельности, даже оппозиционности главе государства. Наконец, премьер через парламент, членом которого он является, больше связан с электоратом и зависим от него. Он должен внимательнее прислушиваться к мнению «улицы», занимать более популистские позиции. И это тоже может стать источником разногласий двух высших руководителей государства (между прочим, нечто вроде изложенного выше произошло между президентом М. Зия-уль-Хаком и премьер-министром М.Х. Джунеджо).

Конечно, главная опасность будет исходить от исламского радикализма, сила которого будет возрастать. В условиях ослабления центральной власти в случае ухода президента с высшего военного поста страну ждет политическая нестабильность. Пакистан фактически не готов к успешному функционированию конституционного парламентаризма. Для этого нет условий, традиций, практического опыта. Вполне вероятны острые политические кризисы, досрочные роспуски представительных органов, отставки правительств. В подобной обстановке острой нестабильности станет возможным приход к власти прикрывающихся эгалитаристскими лозунгами исламистов, если, конечно, их не опередит армия.

Что касается внешней политики, то при неизменности внутреннего курса она будет продолжена, поскольку во многом соответствует национальным интересам Пакистана. При больших внутренних изменениях, особенно при резком усилении исламистов, прежде всего пострадают отношения Пакистана с Индией, а также с западными странами. Неблагоприятно эти внутренние события отразятся и на пакистано-российских отношениях, но, безусловно, в меньшей степени.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

пакистан мушарраф военный реформа

1)                Зарубежное военное обозрение. Ежемесячный информационно-аналитический журнал МО РФ. – М., 2004, № 1, с. 55.

2)                The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. Karachi, 1973, с. 4.

3)                Economic Survey. 1999–2000. Islamabad, 2000. «Statistic Appendices», с. 11, 13.

4)                Данные об экономических результатах деятельности правительства генерала П.Мушаррафа взяты из специального приложения к газете «The News», Islamabad-Rawalpindi, 01.01.2004.

5)                Rabbani M.R. LFO – A Fraud on the Constitution. Karachi, 2003, с. 66–197.

 


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты