Роль церкви в политической жизни западных государств

Роль церкви в политической жизни западных государств

                   Министерство образования и науки Российской федерации

                                   Федеральное агентство по образованию

                                Государственное образовательное учреждение

                                   Высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»


Факультет  гуманитарный

Кафедра      регионологии

                                     Курсовая работа защищена с оценкой__________________

                                     Руководитель работы________________________________

                                                                              Подпись и.о.                                                   фамилия

                                                                                                                  «_____» __________________2007 г.



                           РЕФЕРАТ


Роль церкви в политической жизни западных государств


                   


по дисциплине___Социальные системы Европы и Америки______________________


                                            

 

 

 

Студент группы _________________РВ61_______________________С.И. ГРОХОТОВ

Руководитель

Курсовой работы_______к.и.н. доцент кафедры регионологии_____ МИЛЕВСКИЙ О. А.

                                                      БАРНАУЛ 2007





План реферата






1.     Введение…………………………………………...………....3

2.     1.Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы..5

3.     2.Проблема косвенной власти, идеи западных философов относительно государства и религии……...…….…………7

4.     Церковь в политической жизни общества..…..………..…..8

5.     взаимовлияние современных западных государств и церкви………………………………………………………..12

     6.  Заключение…………………………………………………..17

    7. Список использованной литературы……………………….19













Введение

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями.[1] Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на государство тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям.[2]

Ввиду довольно позднего отделения политической сферы жизнедеятельности человека от сфер экономической, социальной и, в том числе, духовной Религия сыграла немалую роль в  жизни государства. Религия, как и государственность, является социальным явлением и, при оценке влияние религии на политику, нельзя не учитывать, что вплоть до восемнадцатого века все знания о социальных явлениях являлись единой целостной системой и не отделялись друг от друга.

[3]Широкая роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политике – регулятивная и интегративная – присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию


История государственности, отделенной от церкви относительно небольшая и, в зависимости от государства  насчитывает сто, а то и меньше лет. Даже в наши дни единственное европейское государство, провозгласившее светский характер своей конституции это Франция, в то время как Основной закон Германии обращен к Богу, а Ирландская Конституция – к Святой Троице. Отношения между церковью и государством в Европе чрезвычайно разнообразны. Некоторые страны имеют государственную церковь (Великобритания, Дания, Финляндия, Греция), такие как Франция – провозглашают атеизм, некоторые – отделяют церковь от государства, при этом, практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые иным образом выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург). [4]Говоря о роли церкви в политической жизни западных стран, нельзя не упомянуть и о христианско-демократических общественно-политических движениях и партиях. Большого подъема эти движения добились после окончания Второй мировой войны.

В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-демократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах. Наряду с региональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр – Всемирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократических партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.



Общая оценка роли церкви в жизни государств Европы.


Изначально церковь ущемлялась государством, в это время не приходится говорить о вмешательстве церкви в дела государства, а скорее наоборот. Новая церковь вставала на ноги на крови мучеников, это был период активного вмешательства государства в церковь, которое было трагическим для самой церкви. Однако и после становления церкви говорить о ее роли в государственной жизни не приходится, тогда феодалы могли легко менять пап. Однако положение изменил указ, изданный в 1059г., согласно которому пап отныне избирали кардиналы, назначаемые папой, т.е. феодалы и даже король не могли влиять на выбор пап. Хотя доктрина церкви подчеркивала превосходство духовного над мирским, в действительности сама религиозная власть церкви испытывала постоянное вмешательство со стороны светских властей. Даже в начале двадцатого века крупнейшие католические государства Европы оказывали серьезное влияние не только на политику Папы, но даже на его избрание. Франция, Испания и Австрия обладали даже официально признанным церковью правом вето на любую кандидатуру во время анклавов по избранию нового папы. Это продолжалось до 1903 г., когда папа Пий Х (1903—1914) объявил вето не имеющим силы. Церковь становится независимой от  светской власти. В дальнейшем светская власть становится зависимой от церкви. Церковь превратилась в огромную тоталитарную организацию. А тоталитаризм в любом проявлении не терпит никакого инакомыслия. В эпоху феодальной раздробленности множество епископов по всей Европе, в особенности в германских княжествах, являлось светскими государями.

Церковь оказывала влияние на основные институты общественности, такие как образование, судопроизводство, и т.д. Также церковь влияла на государство и политику. Особенно сильно это влияние было в период средневековья, когда власть Ватикана  была крайне сильной. Практически во всех европейских государствах церковь была крупнейшим после монарха землевладельцем, что делало ее материально обеспеченной. Также Папа римский мог опираться на военную помощь правителей целых государств. Нельзя не учесть влияние церкви и внутри государства, которая, в свою очередь, также подчинена Ватикану. Чиновники от духовенства нередко занимали ключевые посты внутри государственных систем. Простые же служители церкви имели ряд существенных привилегий. Монахи, священники, епископы, аббаты, кардиналы, диаконы и великое множество других существовали как бы в отдельном мире. Они не платили внешнему миру абсолютно никаких налогов, были свободны от феодальных повинностей и неподсудны светским судам. Более того, бытовало такое выражение: "Последний служитель церкви стоит гораздо больше любого государя". Это было временем наиболее сильного влияния церкви на жизнь государства.

Нередко церковь выступала как реакционная сила силы в европейской политике. Папы определяли и провозглашали официальное мнение церкви по таким либеральным принципам как свобода прессы, отделение церкви от государства и свобода религии. Это мнение было бескомпромиссно отрицательным. Папы прилагали все усилия для отстаивания своего положения правителя в собственном мирском королевстве как залога своей религиозной независимости. Церковь вступала в союз с авторитарными государствами, и до 1859 г. сам папа являлся абсолютным монархом не только в церкви, но ив своем мирском государстве, известном как Папская область в центре Италии

Апогей вмешательства церкви в государственную жизнь стала печально известная инквизиция. Общеевропейская сыскная сеть, организованная инквизицией была еще одной попыткой Святейшего Престола создать всемирное католическое государство. Влияние инквизиции сильно  сказалось на экономике стран Европы. Это было вызвано такой мерой борьбы с еретиками как конфискация имущества. Причем эта мера была доведена до абсурда, так как позволяла церкви присваивать имущество не только живых еретиков, но и мертвых. В последнем случае конфисковывалось имущество наследников вплоть до третьего колена. Подобные меры полностью парализовали промышленность и торговлю на южных территориях Европы.

Также широкое влияние оказала  инквизиция на систему европейского права Судебное производство Инквизиции предполагавшее в своей основе таинственность и строжайшую секретность информации, целиком основывалось на каноническом праве, что добавляло тайны и усугубляло и без того тяжелое положение осужденных. Инквизиция показала, насколько несоответствие законов реально существующим общественным отношениям может быть опасно для общества. Это дискредитировало систему канонического права, и она не рассматривалась как реальная альтернатива Римскому праву. Также это оказало сильное влияние на то, что в Англии получила распространение система прецедента. Как известно в Англии Инквизиция не получила сильного распространения, следовательно и каноническое и обычное право не внушало населению сильного отвращения и это определенно сыграло свою роль формировании правовой системы. Однако, в правовых системах других европейских стран церковные догматы и  церковное писание играло исключительную роль. Достаточно сказать, что библейские заповеди были прописаны в правовых нормах всех стран Европы. Чтобы понять суровость некоторых законов, относящихся к  церкви, достаточно упомянуть, что в случае неуплаты десятины во время,  которая также была введена по всей Европе,  налог платился в двенадцатикратном размере.

Проблема косвенной власти. Идеи западных философов относительно государства и религии.

Разделение влияния над людьми есть явление перманентное, следовательно, это та область отношений между государством и церковью, в которой они постоянно участвуют в деятельности друг друга, изменяя баланс влияния.

История показывает, что тот, кто имеет власть над умами людей  (а с точки зрения религии - над душами), тот имеет реальную политическую власть, независимо от того, в какую форму она обличена и каким образом ее делят государство и церковь. Поскольку религия занимает большое место в умах людей, то становится понятно, почему государство нуждалось в церкви довольно долгое время, то есть, взаимоотношение религии и государства можно рассмотреть как разделение умов людей между двумя сторонами.  При поддержке государства церковью, оно получало часть влияния церкви, которое необходимо для  правления над народом, кроме того, государство могло придавать своим действиям легитимность, основываясь на идее избранности и божьей воле. Однако, это возможно, только когда действия государства одобряются религией, в противном же случае эта функция направляется против действий государства.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты