На примере реформации можно проследить, как власть меняется от верховной власти церкви в светских и духовных делах к политической системе суверенитета. По словам Гоббса, суверенитет – полное отделение государства от церкви. Идея Гоббса заключается собственно, в суверенитете государства от церкви в невмешательстве церкви в светские дела. Гоббс считал, что государство возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.).
Широкую поддержку противников монархии получила работа Этьена Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве». В этой работе Боэси осуждал монархию как антиобщественную и антигуманную по своей природе. Боэси говорил о рабстве, в которую монархия ввергает людей, и как одно из средств такого порабощения он видел именно церковь. В частности, он говорил, что церковь своими ритуалами и показным величием вводит людей в подневольное состояние. Также как одно из средств такого введения в неволю можно рассмотреть страх перед адом, который сулила церковь в случае неповиновения, если учесть суеверность людей тех времен, то это представляется довольно веским аргументом.
Также сильное влияние на общественное сознание Европы оказал Жан Кальвин. Учение Кальвина интересно тем. Что оно развило индивидуализм, до сих пор характерный для общества западных стран. Согласно учению кальвинистов, богословление дается не по правопремности, как принято в католической церкви, а в зависимости от индивидуальной успешности и заслуг. С точки зрения формирования политики это учение интересно тем, что во-первых ослабляет авторитет церкви как посредника, во вторых развивает самосознание человека как индивида, при котором он совершает характерные для данного мышления политические действия.
Общественное движение против феодальных отношений было невозможно без того, чтобы сорвать с них «ореол святости».[5] Оно целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт.[6] С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.[7]
Именно этот случай присутствует в современных политических системах западных стран. В современных странах запада не религия влияет на политику государства, но политика влияет на религию, в качестве примера непосредственного влияния может подойти любое политическое действие государства, так или иначе затрагивающее религиозные интересы. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях по распространению некоторых идей, или дискредитированию отдельных религиозных образований или вполне конкретных людей. Как правило, взаимодействовать с религией стараются силы, стоящие у власти. Воздействие на религию может оказываться через материальную поддержку, апелляцией к общим интересам и давлением со стороны властей. Эти методы используются широко, несмотря на то, что они усугубляют межнациональную и межконфессиональную напряженность.
В данный момент мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. По моему мнению, такое положение есть результат более глубокого развития идей реформации.
Церковь в политической жизни общества.
Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть.
Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии - идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности.
Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере
Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Последнее можно оценить как социальную эволюцию и видоизменение функций религии в ходе социальных перемен. Данный процесс вовсе не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на политическую жизнь государства, экономику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой. По мнению Ива Алмана, доктора политических наук в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.
Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем.
Взаимовлияние современных западных государств и церкви.
История западных государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
В Европе существуют два основных вида взаимоотношений государств и церкви.
1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская церковь, главой которой выступает монарх.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее
2) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах.
3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
4) В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. В некоторых странах Запада все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.)
5) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
6) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах.
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее, для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
3) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
4) Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
5) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
Заключение
Влияние религии на жизнь государства и на государство в целом имело как созидательные, так и разрушительные последствия. Истории западных стран известны различные варианты взаимодействия государства и религии: от узурпации государства религией до узурпации религии государством. Эти две крайности не являются ни демократичными, ни созидательными, то есть не обладают ценностями западных политических систем. На мой взгляд, в современном отношении стран Европы и религии складывается единственно правильная связь, при которой ни религия, ни государство не используют друг друга, что не нарушает права конфессий и граждан. Такие отношения между государством и религией основаны на политике невмешательства религии в государственные дела и нейтралитете по отношению к какой либо политической власти, в том числе и к правящей, хотя при этом религия не теряет своей социальной роли. Этот подход характерен для всех государств с сильной светской властью, каковыми являются государства Европы.
Список использованной литературы.
1. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие- М.: Цифра, 2004
2. Нурулаев А. А. О соотношении религии и политики
3. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм- М.: Республика, 1998
4. Сухов А.Д. Религия в истории общества- М.: Наука, 1979
5. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества.- М: Полит. издательство, 1974
6. Зорькин В.Д.“Политическое и правовое учение Томаса Гоббса” “Советское государство и право”, 1989 г., №6.
7. Миронов А., Бабинов Ю. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения. – Социально-гуманитарные знания. 1999, № 3
[1] М Мчедлов «Политика и религия» Журнал «Обозреватель» №1
[2] М Мчедлов «Политика и религия» Журнал «Обозреватель» №1
[3] А.А. НУРУЛЛАЕВ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
[4] А.А. НУРУЛЛАЕВ О СООТНОШЕНИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
[5] Клочков В.В. Религия, государство и право- М.: Мысль, 1978
[6] Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса”
“Советское государство и право”, 1989 г., №6.
[7] Зорькин В.Д. “Политическое и правовое учение Томаса Гоббса”
“Советское государство и право”, 1989 г., №6.
Страницы: 1, 2