Роль государства в управлении обществом

1.                 Поддержание стабильной политической обстановки и проинвестиционной политики для обеспечения доверия и привлечения инвесторов

2.                 Внедрение определённой дисциплины предпринимательства путём перекрытия каналов для непроизводительных инвестиций и утечки капитала, ограничение потребления предметов роскоши.

3.                 Образование современных отраслей экономики (выделяемых по таким критериям, как потенциал повышения производительности труда, соответствие национальным технологическим возможностям, перспективы спроса на их продукцию).

4.                 Модернизация на базе стратегической интеграции в мировую экономику.

5.                 Предотвращение опасности маргинализации различных социальных групп  посредством поддержки малого предпринимательства, социальных гарантий со стороны государства и иных форм государственного вмешательства в экономику.

Модернизация по «этатистской» (иначе называемой «авторитарной») модели в различные исторические периоды была успешно осуществлена многими странам второго и третьего эшелона: Россией, Германией, Италией, Китаем, Японией, Кореей, Индонезией и т.п., что несомненно подтверждает исключительную роль государства в процессе догоняющей модернизации; в противоположность этому, модернизационный переход без государственного контроля не удалось осуществить ни одному государству, за исключением «пионеров» модернизации – «стран старого капитализма». Тем не менее, поскольку модернизация в современном быстро меняющемся мире, по сути дела, перманентна, даже государства, вошедшие в первый эшелон модернизации со временем были вынуждены усилить вмешательство государства в социально-экономическое развитие: так, уже в конце 19 – начале 20 столетия (при формировании монополистического капитализма) возникла необходимость государственного вмешательства в экономику и урегулирования усилившихся социальных противоречий. В настоящее время, ни одна из экономически развитых стран не обходится без государственного регулирования стратегически важных секторов экономики (например – связанных с развитием новейших технологий и военно-промышленным комплексом), а также – достаточно сильно развитого государственного сектора экономики. Это обусловлено тем простым фактом, что рыночная сила была, есть и будет не более, чем концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам, а «невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить целеустремлённое развитие национальной экономики и нуждается в дополнении «видимой рукой» — государственным регулированием. Наличие богатых природных ресурсов, физического и интеллектуального капитала наций является важным, но недостаточным условием процветания стран и народов, а их экономическое процветание в значительной мере определяется системой государственного правления.

Важнейшей формой участия государства в экономике и технологическом развитии является создание и функционирование государственного сектора, который основывается на принципах, отличающихся от принципов деятельности частных компаний. Он служит для компенсации принципиальной неспособности рыночного хозяйства решать такие общенациональные задачи, как развитие инфраструктуры, модернизация наукоёмкого производства, развитие науки и переподготовка кадров, бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

Государственный сектор играет роль защитника национальных экономических и политических интересов от иностранной экспансии, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся и жизненно важные отрасли, а также отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной для него мотивации, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач.

Государство выступало и выступает самым крупным собственником наукоёмкого производства и основным потребителем наукоёмких технологий. Без поддержки государства невозможно продвижение на мировые рынки не только оборонной техники, но и наукоёмкой продукции.

Итак, на основании вышеприведённых сведений, можно сделать следующий вывод. Государство, вне всякого сомнения, является основным субъектом процесса модернизации, как в экономически развитых странах, так и в странах, вынужденных идти по пути догоняющего развития (причём, в последних, роль государства намного более значительна). В развивающихся странах государство управляет всеми основными направлениями социально-экономических трансформаций, целью которых является осуществление модернизационного перехода; в развитых странах посредством государственного регулирования решаются многообразные задачи общенационального масштаба, за счёт чего социум сохраняет достигнутое высокое положение в мировом сообществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


В целом, в настоящей работе нам удалось решить поставленные задачи. Была проведена чёткая дефиниция ключевых терминов с учётом важнейших современных теоретико-методологических подходов, подробно была рассмотрена система государственного управления и существующие внутри неё отношения, а также роль государства в процессе модернизации. На основании разнообразных источников мы пришли к выводу (соответствующем воззрениям сторонников концепции этатизма), что государство в современном мире  является необходимым субъектом процессов модернизации и управления обществом; более того – в настоящее время осуществление перманентной модернизации является одной из важнейших функций государства, жизненно необходимых для социума.

 В ходе написания курсовой работы мы столкнулись и с определёнными трудностями; в частности, многообразие теоретико-методологических подходов несколько затрудняло точную дефиницию ключевых понятий.  К числу недостатков настоящего исследования можно отнести некоторую диспропорцию между второй и третьей главами, вызванную, впрочем, весьма значительным объёмом вопросов, нуждавшихся в рассмотрении в рамках второй главы. Следует также отметить, что структура системы государственного управления и характер взаимодействия внутри неё могли бы быть рассмотрены нами несколько более детально, но, к сожалению, ограниченность объёма работы не позволила это осуществить. Тем не менее, на наш взгляд, мы имеем достаточные основания считать цель настоящего исследования достигнутой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1)       Афоризмы. Средние века. Возрождение. Просвещение. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

2)       Большая Советская Энциклопедия. Источник: www.rubricon.com

3)       Бородкин М. История самоуправления в России / Социс. 1997.

4)       Венгеров А. Теория государства и права. М., 1998.

5)       Государство как субъект управления. Источник: www.mnogosmenka.ru

6)       Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: «Статус», 2002.

7)       Модернизация в социокультурном контексте: традиции и трансформации. Екатеринбург, изд-ва УрО РАН, УрГИ, 1998.

8)       Опрятная О.Н. Противоречия современной практики социального управления и тринитарный подход к их интерпретации. М.: Академия Тринитаризма, Эл № 77-6567, публ.12205, 24.06.2005.

9)       Панкратов С.А. Модернизация как исторический феномен. Волгоград: изд-во Волгоградского Государственного университета, 1999.

10)  Словарь по общественным наукам. Источник: www.glossary.ru

11)  Словарь по экономике и финансам. Источник: www.glossary.ru

12)  Соколова Г.Н. Модернизация. Источник: www.slovari.yandex.ru

13)  Социальное управление. Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

14)  Энциклопедия социологии. Источник: www.slovari.yandex.ru








[1] Цит. по: Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: «Статус», 2002.

[2] Цит. по: Большая Советская Энциклопедия. Источник: www.rubricon.com

[3] Цит. по: Соколова Г.Н. Модернизация. Источник: www.slovari.yandex.ru

[4] Цит. по: Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: Статус, 2002.

[5] Цит. по: Социальное управление. Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

[6] Цит. по: Словарь по общественным наукам. Источник: www.glossary.ru

[7] Цит. по: Энциклопедия социологии. Источник: www.slovari.yandex.ru

[8] Цит. по: Опрятная О.Н. Противоречия современной практики социального управления и тринитарный подход к их интерпретации.  М.: Академия Тринитаризма,  Эл № 77-6567, публ.12205, 24.06.2005.

[9] Опрятная О.Н. Противоречия современной практики социального управления и тринитарный подход к их интерпретации.  М.: Академия Тринитаризма,  Эл № 77-6567, публ.12205, 24.06.2005.

[10] Цит. по: Словарь по экономике и финансам. Источник: www.glossary.ru

[11] Цит. по: Энциклопедия социологии. Источник: www.slovari.yandex.ru

[12] Цит. по: Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: «Статус», 2002.

[13] Цит. по: Государство как субъект управления. Источник: www.mnogosmenka.ru

[14] Венгеров А. Теория государства и права. М., 1998.

[15] Бородкин М. История самоуправления в России / Социс. 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты