Роль ислама в истории внешней политики Пакистана

Роль ислама в истории внешней политики Пакистана

Роль ислама в истории внешней политики Пакистана


Трагические события сентября 2001 г. в США и последовавшая международная антитеррористическая операция привлекли внимание к Пакистану, его истории и особой роли, которую ислам продолжает играть в жизни пакистанского общества, оказывая несомненное влияние на принятие ключевых политических решений.

Успех на выборах в октябре 2002 г. альянса 6 исламистских партий («Муттахида Маджлис-е-Амаль»), завоевавшего 46 из 272 мест в Национальной ассамблее (третье место после Пакистанской мусульманской лиги им. Каид-и-Азама Мухаммеда Али Джинны и Пакистанской народной партии), – беспрецедентный случай в истории Пакистана. Он свидетельствует о значительном росте фундаменталистских настроений и резком всплеске антиамериканизма на фоне военной операции США в соседнем Афганистане, а также в Ираке и проамериканской позиции, занятой в связи с афганскими событиями президентом Пакистана Первезом Мушаррафом. Ситуация, сложившаяся после парламентских выборов, делает менее предсказуемой внешнюю политику страны.

Пакистан сегодня превратился в один из ведущих центров исламского фундаментализма и связанных с ним религиозного экстремизма и терроризма. Он принадлежит к числу крупнейших демографически мусульманских государств (145 млн. человек на 2002 г. – пятое место в мире). К тому же в отличие от более населенной пока Индонезии Пакистан характеризует конфессиональная однородность (97% жителей – мусульмане), а также местоположение на восточном фланге пояса исламских государств, протянувшегося с запада Африки до центра Евразии. В свете усиления исламского фактора во всем мире и с превращением региона Среднего Востока в арену высокой международной активности значение Пакистана как фактора мировой политики возрастает.

Первые мусульмане появились на территории Северной Индии в VII–VIII вв., однако прочные позиции ислам завоевал здесь только в XI–XIII вв. С того времени он стал частью жизни, культуры общества Британской Индии, а в конце XVIII – начале XIX вв. превратился в составляющую часть политического процесса. На всем протяжении существования Пакистана обращение политических лидеров к традиционным стереотипам мусульманского населения служило важным политическим средством привлечения масс на свою сторону. Декларирование верности принципам ислама всегда было неотъемлемой частью политики как диктаторских-военных, так и демократических-гражданских режимов; приверженность исламу была немаловажной составляющей программ большинства политических партий. Ислам глубоко проник в политико-правовую систему Пакистана, исламизация различных сфер государственной и общественной жизни сохраняется, и с этим не могут не считаться политические акторы.

Следует, однако, отметить, что изначально в рамках идейной концепции отца-основателя Пакистана М.А. Джинны, получившей название теории «двух наций», ислам выступал как средство духовного, культурного и национального единения будущих граждан Пакистана. Как подчеркивал известный исследователь О.В. Плешов, для М.А. Джинны вопрос о создании Пакистана не означал образования исламского государства в теократическом, фундаменталистском смысле этого слова. Джинна не делал попыток теоретически обосновать положение, согласно которому принадлежность к одной религии могла бы стать решающей предпосылкой для объединения какой-либо общности людей в отдельную нацию. Однако после смерти Джинны в 1948 г. началась постепенная активизация исламских фундаменталистов, выступивших с альтернативным проектом базовых принципов конституционного строительства страны (т.н. Резолюция о целях, принятая Национальным собранием Пакистана в марте 1949 г.). Указанный документ создал прецедент совмещения исламского и гражданского законодательства, что повлияло на дальнейшее формирование всей правовой системы Пакистана.

В первой конституции страны, принятой в 1956 г., содержался целый ряд положений программы фундаменталистов. Государство было названо Исламской Республикой Пакистан. Полный текст Резолюции о целях был включен в качестве преамбулы в текст конституции. Согласно статье 198, Национальной ассамблее было поручено пересмотреть все существовавшие на тот момент законы на соответствие их принципам ислама, содержащимся в Коране и Сунне. Хотя государство признавалось светским, его идеологической основой объявлялся ислам. Это относилось и к вопросам внешней политики. В соответствии со статьей 24, государству надлежало прилагать все усилия для укрепления уз единства с мусульманскими странами (впоследствии это положение в том или ином виде было закреплено в Конституциях Пакистана 1962 г. (статья 21) и 1973 г. (статья 40).

Период конца 40-х – начала 50-х годов стал временем становления внешней политики Пакистана и его выхода на международную арену. 30 сентября 1947 г., выступая на пленарном заседании 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел Пакистана Чоудхури Мухаммад Зафрулла-хан от имени своего правительства заверил международное сообщество, что «Пакистан приложит все усилия для достижения лучшего взаимопонимания между народами и внесет посильный вклад в дело сохранения и поддержания прочного мира». Этот внешнеполитический курс вытекал из жизненных интересов молодого государства, которое нуждалось в благоприятных международных условиях, чтобы упрочить завоеванную независимость.

Следует отметить, что на процесс формирования внешней политики Пакистана серьезное влияние оказывали отношения с соседними странами. С первых лет независимости в связи с разделом Британской Индии между Пакистаном и Индией возникли многочисленные споры по территориальным, финансовым, имущественным и другим вопросам. Через несколько месяцев после достижения независимости между двумя странами вспыхнул вооруженный конфликт из-за бывшего княжества Джамму и Кашмир. Одновременно у Пакистана возникли серьезные разногласия с правительством Афганистана, связанные, прежде всего, с «проблемой Пуштунистана». Указанные противоречия в отношениях с соседними государствами обусловили стремление Пакистана найти союзников, с помощью которых можно было бы попытаться укрепить свои позиции на международной арене и заручиться их поддержкой в решении территориальных споров.

Следует подчеркнуть, что внешнюю политику Пакистана невозможно рассматривать вне контекста его отношений с Индией. С самого начала своего независимого существования Пакистан столкнулся с нарастающим конфликтом со своим соседом. Комплекс противоречий и проблем в отношениях с Дели оказывал и оказывает постоянное влияние на формирование пакистанским руководством внешнеполитического курса страны. Индийский фактор так или иначе принимался во внимание правящими кругами Пакистана при определении приоритетов в двусторонних отношениях с другими государствами и при выработке официальной позиции страны в ходе участия в международных форумах.

Курс на укрепление позиций в исламском мире

В первые годы после завоевания независимости Пакистаном его лидеры предприняли активные попытки создать союз мусульманских стран, в котором Пакистан мог бы играть руководящую роль. Еще в апреле 1943 г., стремясь объяснить необходимость создания государства Пакистан, М.А. Джинна заявил, что этому новому независимому государству Южной Азии предначертана роль лидера в мусульманском мире. А в своем послании в 1948 г. по случаю праздника Ид ул-фитра Каид-и Азам подчеркнул: «Мое послание по случаю празднования Ид ул-фитра являет собой послание дружбы и доброй воли. Мы все сегодня переживаем трудные времена. Драма, разыгравшаяся с участием великих держав в Палестине, Индонезии и Кашмире, должна послужить нам предостережением. Только объединившись, мы сможем сделать так, что наш голос будет услышан мировым сообществом».

Организация подобного блока во главе с Пакистаном, как считает известный российский востоковед В.Н. Москаленко, имела целью укрепить внешнеполитическое положение страны, его позиции в конфликте с Индией. Одновременно во внутренней жизни Пакистана успехи в сплочении исламских государств были призваны усилить чувства «мусульманского единства» населения и тем самым стабилизировать внутреннюю обстановку в стране, отвлечь внимание пакистанских граждан от внутренних проблем.

Для реализации своих планов пакистанские руководители совершили серию поездок по мусульманским странам; им удалось организовать несколько политических, экономических и религиозных конференций с участием представителей мусульманских государств. К концу 1948 г. Пакистан установил дипломатические отношения практически со всеми мусульманскими странами мира. В феврале 1949 г. в Карачи состоялась IV-я сессия Всемирного исламского конгресса (ВИК), первое заседание которого прошло в 1926 г. в Мекке. На IV-й сессии было принято решение активизировать деятельность ВИК на более широкой основе с привлечением большего числа участников от мусульманских государств. По решению V-й сессии ВИК, штаб-квартира Конгресса была размещена в г. Карачи (Пакистан).

Однако усилия по созданию упомянутого блока не увенчались успехом, что во многом было связано с нежеланием других мусульманских государств признать претензии Пакистана на лидерство в исламском мире. По мнению исследователя Н.В. Жданова, после Второй мировой войны панисламизм, некогда бывший инструментом укрепления Оттоманской империи, стал орудием соперничества между Пакистаном, Саудовской Аравией, Ираном, Ливией и рядом других стран за гегемонию в мусульманском мире.

Арабские идеологи использовали тот факт, что ислам возник среди арабов, а Коран ниспослан на арабском языке, что, по их мнению, делает неоспоримым исключительную роль арабского народа среди мусульман. Пакистан же не принадлежит к арабскому эпицентру ислама, культурно и этнически он скорее относится к индо-иранской цивилизации. Как считают некоторые исследователи, в частности И. Мурадян, подобная цивилизационная принадлежность Пакистана делает его положение в исламском мире уязвимым, а его по существу периферийным государством по отношению к сакральным центрам ислама.

Если в первые годы независимости страны пакистанские руководители с некоторой наивностью и идеализмом, как пишет С.М. Бур-ке, относились к развитию многостороннего сотрудничества со странами мусульманского мира, то постепенно они начали осознавать серьезные расхождения между позициями мусульманских государств, с одной стороны, и интересами Пакистана, с другой, и избрали более прагматичный курс в своей внешней политике.

Провал попыток пакистанского руководства укрепить позиции страны в мире ислама и заручиться поддержкой мусульманских стран в условиях развернувшейся «холодной войны» означал только одно: Пакистан был вынужден включиться в сложившуюся биполярную систему международных отношений на стороне одной из двух сверхдержав. Советский Союз в те годы не проявлял особой активности в Южной Азии, а противоречия с Индией побуждали пакистанцев искать могущественного покровителя. Соответственно, Пакистан стал все больше склоняться в сторону Запада. Существенное значение для выбора курса пакистанским руководством имели также и соображения политико-идеологического характера. Уже на встрече с государственным секретарем США Джорджем Кэтлеттом Маршаллом в Париже в октябре 1948 г. премьер-министр Пакистана Лиакат Али-хан подчеркнул, что «немыслимо, чтобы Пакистан пал жертвой коммунизма, поскольку коммунизм выступает против ислама».

24 февраля 1955 г. в Багдаде при непосредственном участии Великобритании и США был подписан «Пакт о взаимном сотрудничестве между Ираком и Турцией», положивший начало Организации Багдадского пакта (с 1959 г. – Организация центрального договора, СЕНТО). 4 апреля 1955 г. к Пакту присоединилась Великобритания, 23 сентября того же года – Пакистан, 3 ноября – Иран. США, не являясь формально участником Багдадского пакта, с 1956–1957 гг. входили в основные комитеты этой военно-политической группировки. Вступая в Багдадский пакт и СЕАТО (8 сентября 1954 г. пакистанское руководство подписало «Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии», оформивший создание Организации договора Юго-Восточной Азии – СЕАТО), правящие круги Пакистана рассчитывали на то, что участие в созданной западными державами системе блоков не только обеспечит приток в страну инвестиций из США, но и укрепит внешнеполитические позиции Пакистана в Южной Азии, а также на Ближнем и Среднем Востоке.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты