Шпаргалка

Шпаргалка

1Понятие и предмет политология.
Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва, общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор, пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д.
Политика решает ? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз
Мерриам “Новые аспекты политики”
1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:
1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.
2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.
Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания
2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на ?? Как приобрести власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?
Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.
Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных отношений.

2Методология, функция и значение политологии.
Метод-способ познания.
Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек- ий,общенаучный, эмперический.
Методы:
Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос- ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия решений.
Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы.
Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации.
Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами.

Функции:1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об- ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально- полит. ценностей.

14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)
При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в заданном направлении.

3. Политическая элита и полит. лидерство.
Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на принятие властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и активностью.
В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием, квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.
Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов:
1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями, возможностями и желанием участвовать в политике;
2.законом разделения труда, кот.требует профес-ого занятия управленческим трудом как условия его эффект-ти;
3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
4.шмирокими возможностями использования управл-й деят-ти для получения социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с распределением ценностей;
5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за полит.руководителями;
6.полит.пассивностью широких масс населения, главные интересы кот. обычно лежат вне политики.
П.Э. неоднородна. Она делится на: правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита); открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной среды (дворянтсво).
Внутри самой элиты на: высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего госуд-ва. средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м признакам: доходу, профес.статусу и образованию.
Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым условием становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но и доступ к СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде всего финансовыми; спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой др.людей.
П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности, потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья ответ-ть за их реализацию.
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе.
Функции полит лидера

5. Консерватизм как идеология.
Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти – сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К. рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических обязательств перед будущими поколениями.
Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др., кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с либеральными идеями (неоконсерватизм).
Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в мире.


6. Либерализм как идеология.
Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы деят-ти гос-ва.
Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.
Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику, чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных собственников и проявления их инициативы.
Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и населением.
Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма, более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические требования к полит. поведению граждан и правительства.
Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.

Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704 гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант
(1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826 гг.)
Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на частной собственности и рынке, и независимого от государства и политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея
“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.


7.Нацизм как идеология.
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.
Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая значение нац-х различий и достоинств собственной нации.
Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку.
Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием людей.
Формы проявления Н.: этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической чистоты. фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы
«неполноценной» нации сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и наносят ущерб гражданам всех наций.


8. Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии.
Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему идеалистических представлений о мире.
В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей
(классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой жизни, мотивация полит-го поведения граждан).

Философия политическая изучает политику как целое, ее природу, значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью и разрабатывающая идеалы и нормативные прицнипы поли-го устройства, общие критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.
Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы гос.власти и т.п.
Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой культуры общества.
9.Политический конфликт.
-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием
(лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в иную область соц.отношений).
Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК, возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).
Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально- политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;
- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных изменений.
Отрицательные.
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
- материально-разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры, сотрудничество.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты