Шпаргалка
1Понятие и предмет политология.
Политология-наука о политике. Изучает полит.сферу жизнидея-ти чел.об-ва,
общетеор.деят-ть, служит основой для част-х полит.наук: пол.истор,
пол.геогр, теор.гос-ва и права и т.д.
Политика решает ? о власти. Полит-я связ. с социол. Полит.стала
формироваться с 1880г.в Колумбийском унив-те США в Нью-Иорке появ.отделение
политич.наук.1923г. в Чикагском ун-те еще 1 отдел.полит-и возглав. Чарльз
Мерриам “Новые аспекты политики”
1925г.опред.2 основ.цели кот.должна решать политика:
1.Свести к мин.негативные последствия полит.действий.
2.Найти, высвободить полит. возмож-ти в полит. природе.
Предмет полит-я-общест.отношен. и закономер-ть по поводу:1.преобретания
2.осуществления 3.удерживание полит власти.Отвечает на ?? Как приобрести
власть? Как власть осуществить? Как власть удержать?
Шехнозоров, Бурлацкий- основатели полит-и в России.
Предметом полит-и явл.власть, те законом., кот. возникают в сфере властных
отношений.
2Методология, функция и значение политологии.
Метод-способ познания.
Метод-я- совокупность методов с помощью кот. специолисты исле.науку: диалек-
ий,общенаучный, эмперический.
Методы:
Институциональный. Внимание: ф-ие и взаимод полит институтов: права, гос-
ва, полит партий. Анализирует офиц стр-ры и формальные правила принятия
решений.
Исторический. Внимание: полит процессы во времени и простр-ве. Анализ
изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи
прошлого, настоящего и будущего.
Социологический. Внимание: зависимость политики от социальных факторов:
экономики, социальной структуры, культуры и т.д. Анализ политики как сферы
целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои
интересы.
Бихевиористский. Внимание: На личностном измерении политики, поведении
отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения
индивида, возможность измерения его мотивации.
Психологический. Внимание: На субъективных механизмах политического
поведения: побуждения, желания, страсти и т.д. Анализ индивидуальных
качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на
политическое поведение.
Системный. Внимание: На целостности политики и характере ее взаимоотношений
с внешней средой. Анализ характера внутренних связей между составляющими
политику элементами.
Функции:1)Определ. целий и задач об-ва. 2)Выработка программ жизнедея-ти об- ва в соответствии с интересами. 3)Мобилизация ресурсов об-ва. 4)контроль за распред-м ценностей в об-ве. 5)интеграция об-ва вокруг общих социально- полит. ценностей.
14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т
обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как
живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)
При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо
школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в
заданном направлении.
3. Политическая элита и полит. лидерство.
Полит.элита – составляющая меньшинство об-ва группа лиц (или совокупность
групп) в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и
подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие
позиции в общественных институтах и/или непосредственно влияющих на
принятие властных решений в об-ве. Это относ-но привилегированная, полит-ки
господствующая группа, претендующая на представительство народа и в
демократическом об-ве в большей или меньшей степени подконтрольная массам
и относ-но открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих
необходимой квалификацией и активностью.
В постиндустриальном гос-ве нет единой господствующей П.Э., а сущ-ют
функциональный элиты, кот.составляют лица, обладающие образованием,
квалификаией, навыками и спос-тями , необходимыми для управлен. деят-ти.
Существование П.Э. обусловлено действием основных факторов:
1.психол. и социал. неравенством людей, их неодинаковыми спос-тями,
возможностями и желанием участвовать в политике;
2.законом разделения труда, кот.требует профес-ого занятия управленческим
трудом как условия его эффект-ти;
3.высокой общественной значимостью управленческого труда и его
соответствующим стимулированием;
4.шмирокими возможностями использования управл-й деят-ти для получения
социальных привилегий, т.к. политико-управл-й труд прямо связан с
распределением ценностей;
5.практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за
полит.руководителями;
6.полит.пассивностью широких масс населения, главные интересы кот. обычно
лежат вне политики.
П.Э. неоднородна. Она делится на:
правящую, кот. обладает госуд. властью и оппозиционную (контрэлита);
открытую – воспроизводящаяся из об-ва и закрытую – воспр-ся из собственной
среды (дворянтсво).
Внутри самой элиты на:
высшая – непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего
госуд-ва.
средняя – около 5 % населения, кот.выделяются одновременно по 3-м
признакам: доходу, профес.статусу и образованию.
Полит.лидерство – прямо связано с руководящим местом, должностью в
общественной иерархии, с обладанием властью. В соврем.об-ве необх-мым
условием становления П.Л. явл-ся не только занятие властных должностей, но
и доступ к СМИ, особ-но к телевидению, обладание др.ресурсами , прежде
всего финансовыми; спос-ть выполнять роль лидера, умение повести за собой
др.людей.
П.Л. играет важную роль в жизни об-ва: могут выражать его потребности,
потребности отдельных групп, формировать цели полит.действий, брать на сеья
ответ-ть за их реализацию.
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое
поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой
социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций
в группе, организации, обществе.
Функции полит лидера
5. Консерватизм как идеология.
Консерватизм – разновидность полит. идеологии. Гл. требование к власти –
сохранение морального порядка и естественно правовых устоев, лежащих в
основе семьи, религии и об-ва. Прошлое как исходный принцип К.
рассматривается в кач-ве символа морального долга, исторических
обязательств перед будущими поколениями.
Кризисное развитие индустриальных держав в 20 веке вызвало появление разл-х
реакционных консервативных течений: антисемитизм, расизм, шовинизм и др.,
кот. отрицали идеи демократии и выступали за социальную и этническую
дискриминацию. Новые явления в экономике, соц. и полит. жизни (развитие
акционерных об-тв, демократизация) способстовали сближению К. с
либеральными идеями (неоконсерватизм).
Общая установка К на сохранение традиционных ценностей ч-ка в
постиндустриальном об-ве, ориентация на эволюционность изменений и бережное
готношение к сложившемуся порядку вещей, резкое неприятие общественных
потрясений и искусственных реформ обуславливают его авторитет и влияние в
мире.
6. Либерализм как идеология.
Либерализм – полит.идеология, базирующаяся на требованиях обеспечения
свободы личности, гражданских и полит.прав индивида и ограничении сферы
деят-ти гос-ва.
Ведущие полит. ценности Л. – идеи правового равенства граждан, договорной
природы гос-ва, полит.плюрализма и конституционализма.
Характерными для Л. явл-ся требования невмешательство гос-ва в экономику,
чтобы снять все препятствия на пути реализации свободы частных
собственников и проявления их инициативы.
Многие классич. идеи Л. утрачивают свое влияние в тех странах, где люди
предпочитают более тесные и ответственные отношения м/д гос-вом и
населением.
Во 2-й половине 20 века развитие Л. привело к возникновению неолиберализма,
более терпимо относящегося к гос-ному вмешательству и усилившего этические
требования к полит. поведению граждан и правительства.
Либерализм - идейно-политическое движение, объединяющее сторонников
буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за
его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и
церковной власти.
Ведущие идеологи классического либерализма: Д. Локк (1632 – 1704
гг.), А. Смитт (1723 -1790 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), И. Кант
(1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г. Джефферсон (1743-1826
гг.)
Основные компоненты. Абсолютная ценность человеческой личности и
изначальное (от рождения) равенство всех людей. Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
- господство частной собственности;
- невмешательство государства в экономику;
- простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как общества экономического основанного на
частной собственности и рынке, и независимого от государства и
политических институтов. Концепция социального прогресса. Идея
“естественного неравенства людей”. Неравенство - естественный
биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия.
7.Нацизм как идеология.
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на
противопоставлении нации, признании исключительности и превосходства
собственной нации над др. и стремлении обеспечить ей привилегии за счет
инонациональных групп.
Н. складывается на основе реальных нац-х общностей людей, преувеличивая
значение нац-х различий и достоинств собственной нации.
Используется нац-ое самосознание, патриотическое чувство, лингвистическое и
иное этническое родство. По своей сути Н. конфликтен, т.к. делит всех людей
на «мы» и «они», чужие и свои, противопоставляя людей по нац-му признаку.
Для обоснования превосходства собственной нации Н. использует различного
рода мифы, предрассудки и стереотипы, методы манипулирования сознанием
людей.
Формы проявления Н.:
этнократизм – ущемляет права граждан др.нац-ти под предлогом этнической
чистоты.
фашизм и нацизм – безжалостное уничтожение представителей др., якобы
«неполноценной» нации
сепаратизм и изоляционизм – разрывают естественные связи м/д народами и
наносят ущерб гражданам всех наций.
8. Понятие полит.идеологии. Взаимосвязь полит.идеологии и философии.
Полит.ид.-специфич-ая форма полит-го сознания, совокупность
систематизированных представлений той или иной общ-ой группы, призванных
выразить и защитить ее интересы и цели в сфере полит-ой власти. Понятие
иделогии ввел А.Де Траси в 17в. и означало учение об идеях или систему
идеалистических представлений о мире.
В основание ПИ могут лежать интересы определенной общности людей
(классы,нации) или полит.цели,которые не сводятся к интересам социальных
или этнических групп (напр.цели фашизма, анархизма и т.д.). ПИ выполняет
определенные функции в организации и осуществлении власти (овладение
массовым сознанием граждан; определение критериев ориентаций полит-ой
жизни, мотивация полит-го поведения граждан).
Философия политическая изучает политику как целое, ее природу,
значение для чел-ка, взаимоотношения между личностями,общ-ва и гос.властью
и разрабатывающая идеалы и нормативные прицнипы поли-го устройства, общие
критерии оценки политики. Стремится ответить на вопр-сы, почему и зачем
существуют те или иные полит.явления и каковыми они должны быть.
Ф.П.служить общей методологич.базой полит.исследований, раскрывает смысл
разл-ых концепций, выявляет универсальные принципы и законы во
взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и
ирацион-го в политике, ее нрав-ые критерии и мотивационную основу,
определяет границы и принципы гос.власти и т.п.
Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и полит-ой
культуры общества.
9.Политический конфликт.
-борьба двух и более сторон с целью реализации своих интересов в сфере
гос.власти. Источники ПК – в различии статусов и ролей, исполняемых людьми
в полит.жизни, в разнообразии и несовпадении их потребностей и интересов; в
принадлежности граждан к разл. общ-ым группам, в наличии у людей разных
ценностей и убеждений. ПК существуют, проявляются в форме борьбы, игры или
спора (дебаты). Каждый конфликт имеет специфические способы урегулирования
и завершения. ПК разделяют на внешние и внутренние политические, явные и
латентные, кратко-,средне-, и долгосрочные. Все КП могут заканчиваться либо
тупиковой ситуацией(неразрешимый), либо тем или иным урегулированием
(лишение противоречия его остроты), либо разрешением (устранение
источника конфликта), либо устранением самого конфликта(перенесение его в
иную область соц.отношений).
Мирное урегулирование – наиболее часто встреч-ся цель управления ПК,
возможно на основании копромисса сторон (взаимные уступки, понимание прав
оппонента и др.) или за счет принуждения одной стороны др.стороной (при
превосходстве имеющихся у последней ресурсов, статусов и др.факторов).
Политический конфликт - столкновение, противоборство различных социально-
политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои
интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение
власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса,
с политическими перспективами развития общества.
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения неудовлетворенности;
- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;
- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных изменений.
Отрицательные.
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической
системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование
власти;
- материально-разрушительная и жизненно-опасная;
- духовно – деградирующая.
Решение: сила, переговоры, сотрудничество.
Страницы: 1, 2