10.Политическое насилие.
- осуществляемое в полит.целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение чел-ка или др.живых существ или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие м.б. физическим, экон-им, психологич. и др. Применительно к политике имеет в виду физич-ое насилие как средство ее осуществления. ПН отлич-ся от др.его форм не только физич- им принуждением и возможностью быстро лишить чел-ка свободы, жизни или нанести ему непоправимые телесные повреждения, но и организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения. В мирные времена его осуществляют специально подготовленные люди, кот.обладают оружием и др.средствами принуждения, объединины жесткой дисциплиной и централизованным управлением. ПН – антипод гуманизхма и нравстенности, т.к. означает действия направленные против чел-ка или его достоинства.
Систематическое применение Н.разрушает нравственные основы общ=ва, совместной жизни людей – солидарность,доверие, правовые отношения и т.п. В виду несовершенства чел-ка, его коллективной жизни,общ=во не может полностью устранить всякое насилие и вынуждено в целях его ограничения и присечения использовать силу.
В демократич.общ-ве допускается применение гос.насилия лишь в кач-ве ответной или предупреждающей меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, нарушителям законов, сторонникам насильственного свержения демократич.строя, агрессорам и т.д.
В конце 20в. с распространением ядерного и др.видов оружия массового поражения обострилась антигуманнпя сушность ПН. Появились благоприятные условия для его дальнейшего ограничения.
12 Структура политической системы. общества.
В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре
крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и
политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде
всего, формы политического правления (республика, монархия), политические
режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,
исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные
общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме
принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается
нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы
функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых
нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах,
регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование
полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная
система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные,
исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе
политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую
систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,
возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде
всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений
являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит
элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:
ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,
взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит
институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и
всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого
общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные
подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным
обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых,
общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,
специфические формы их проявления в различных странах.
13Мораль и политика.
Мораль в политике-воплощ. в полит. и ее мотивации моральных норм и
ценностей- добра(блага), справедливости, долга и т.д.По вопросу о возмож-ти
нравственной полит. мысли сущ. разн. точки зрения: 1)полит. д.б. полн-ю
подчинена морали по принципам,целям, по примен. сред-м. Этот подход не
учитывает особенности полит. и реальный уровень нравственного сознания ее
участников.2) политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в
компетенции друг друга. 3) политика и мораль- непримиримые
противоположности. М.- это сфера добра, гуманизма, политика же- всегда
зло, поскольку она связана с властью, насилием и обманом.4)Политика д.б.
нравственной, насколько это возможно. Соединение этих облостей регуляции
повед. людей-М. и П.- м.б. дост-то лишь в том случае, если нравственные
требования учитывают особ-ти политики, связ-е с применением насилия,
борьбой с антиобщ-ми элементами,. реализ-й групповых интересов, направ-ю на
эффективность действий и др. Т.о. прямое расспрос-е М. на П. невозможно
14Социальна политика.
Социальна политика- деят-ть гос-ва по поддерж-ю такого хар-ра равенства-
неравенство соц-х групп, кот-й способствует сбалансир-му развит. об-ва и
обеспеч. стабильность правления. Основ-я цель П.С- увелич. продолжит-ти
соц. активности граждан, стимуляция актив-го участия граждан в развит. об-
ва. П.С призвана решать задачи:1)предост. благоприят-х возмож-ей для
индивидуального развития кождого,опред-х соц. услуг населению(обл-ть
здравоохранения, образования и т.д.).2)осуществ. прогамм соц. помощи опред.
слоям населения(пенсионерам, молодежи и т.д.). 3)Регулир-е роста, структуры
и численности населения. 4)Регулирование отношен., формир. материальные
основы жизнидеятельности населения (за счет сдерживания инфляции, решения
проблем налогообложения, создания рабочих мест и т.д.); 5) участия в
международных соц-х программах гуманитарного хар-ра. В С.П. принято
разграничивать права и ответ-ти федеральных, регион-х и муниц-х органов
власти. Высокий уровень развития С.П.
характеризует понятие социального государства.
14Социальная политика.
Соц.полит-ка – транспорт, медицина, досуг.1)Развитие соц.сферы оказ-т
обратн-е воздейст-е ''Мы не только живем как работаем, но и работаем как
живем”.2)Развитие экономической сферы опред-ся развит. экономич. сферы. 3)
При решении хоз-х ? надо думать и о соц. сфере.(дом в тундре- надо
школа…).4) Эконом. многообразие (плюролизм) порждает соц-ы плю-м.
Соц.полит-ка стоит на 2 месте после эконом. полит.
Соц.полит-ка- это д-сть соотв. пол. субъектов по регалир-ю соц. отношений в
заданном направлении.
15Политические организации как субъекты политики.
Политические организации –обьединен. людей для достижен. общих политич-х
целий на основе принципов разделен-я труда, специализ-и труда и
иерархической структуры.
П.О. функционир-ют по заран-е выработ-м планам, направ-е на достижение
различ. целей. Сущ. два вида П.О.: формальная и неформальная.
Формальная-им-т спец-й административный аппарат, основой явл-ся координация
действий членов организ-и для ее сох-я и достиж-я поставленных целий.
Неформальная-складывается стихийно и не им-т четко зафиксир-й струк-ы. Она
дополняет бюрократ-й аппарат, основ. на принц-е иерархии, может повысить
эффективность формальной П.О. за счет усиления сплоченности ее членов,
сглаживание возмож-х конфликтов м-ду лидерами и рядовыми членами.
16Политическое сознание и политическое поведение.
Политическое поведение личности.1.Личность с высокой политической
активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:
а) лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры,
профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией,
источником существования, но и главным смыслом жизни);
б) лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или
организациях. Это так называемая политическая деятельность “по
совместительству”.
2. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы,
референдумы, выдача наказов и т.п.).
3. Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не
участвующая в ней.
4. Личность пассивная в политике.
1. Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
Формы политического сознания- 1.Политическая психология - это практическое
сознание субъекта власти,совокупность духовных предметов,которые
способствуют выработке человека непосредственных мотивов и установок
политического поведения.2Политическая идеология-это систематизированная
совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих интересы той или
иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и
поступков как можно большего числа людей соответствующим целям изадачам
использования власти.
17Человек как субъект и объект политики.
Чел-к становится полит. существом благодаря след обстоятельств.:
1) Отделен. умственного труда от физич. и выделен. управленч. деят-ти в
особую отр-ль жизнедеят-ти людей. 2) Соц.-классовое разделен. общ-ва
(богатые и бедные). 3) Возникновен. част. соб-ти, р-чной эк-ки. Ч-к –
личность – гражданин. Типы ролей: рядовой член общ-ва; гражданин, состоящ.
в ощ-ых орг-иях и каким-то образом влияющ. на политику; гражданин, состоящ
в полит. стр-ре; общ-ый деятель; профполитик; полит. лидер. Личность может
выступать в зав-ти от типа ПС и ПР.
18Тоталитаризм как субъект политики.
Тоталитаризм- тип политической системы об-ва, характер-ся всеобъемлющей
идеологизацией и политизацией общ-ой жизни, отсутствием свободой личности,
подчинением всей соц. системы коллективным идеологическим целям. Теория
тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг.в работах Фридриха и Бжезинского. В их
книге «Тоталитарная диктатура и автократия»- попытка обоснования Т. как
понятия, отражающего сталинизм и др. однотипные (фашистские, национал-соц-
е) политические режимы. Несмотря на весьма огранич-ю применимость к
реальным полит. систем-м, теор. Т. до сих пор сохраняет определенную
научную значимость и полит. актуальность, позволяя отслеживать притиворе-е
свободе личности тот-е тенденции, прояв. в разтич. частях мира.
19Демократия как политический режим.
Демократия-1.народовластие в гос-ве или «правл-ие народа, избранное
народом и для народа»;2. форма уст-ва любой орган-ии, осн-ной на
равноправном уч-ии ее членов в управлении и принятии в ней реш-й по больш-
ву. Вэтом смысле говорится о партийной, проф-ой и семейной Д. В таком знач.
Д. может сущ. всюду, где есть организация, власть и управление. Центральным
в политологии явл. понимание Д. как народовластия в гос-ве. т.е.
Д.представляет собой 1-н из типов политической системы, признаком кот.
явл.:приз-е народа высшим источником власти; равноправие граждан и равен-во
их избирательных прав и т. д. Несмотря на это понимание Д. как
народовластия подвергается критики, т.к. ни одна из реально сущ. Д. не была
властью народа.
Принципы:
1. Признание в качестве источника власти народа или его определенной части.
2. Выборность представительных органов власти.
3. Постоянное влияние общества на государственную власть.
4. Равноправие граждан в смысле участия в политической жизни.
5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
6. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и признание
ценности мнений, интересов меньшинства.
20Авторитаризм как политический режим.
Авторитаризм- один из основоп-х типов полит. систем(гос-в) власть кот.
принад-т 1 чел. или группе лиц. Для А. хар-на неограниченность власти
высших правителей, запрет полит-ой оппозиции и вместе с тем отсутс-е у гос-
ва претензий жесткого Конт-ть всю, прежде всего эконом-ю и дух-ю, жизнь об-
ва и личности.А. власть в 1 очередь заним. ? собст-ой безоп-ти, обеспеч.
обороны и общес-о порядка, хотя и может порводить и актив-ю эконом-ю и
политч. политику, осущ. общес-е реформы. А- антипод демократии т.к. не
признает народ верховным источ-м власти и свобод. конкур-е выборы высших
орг-ов гос-ва. Должностные лица назначаются сверху. В авторитарных гос-ах
нет легальной оппозиции, в них допускается сущ-е подконтрольных властями
партий, профсоюзов и др. орга-й. А Вт-ые полит. сист. разнообразны:
монархии, деспотические, диктаторские, в т.ч. националистические режимы и
т.д. Слабой стороной А.явл. полная зависимость гос-ой полит. от позиции
главы гос-ва или высших руководителей, отсут-е у граж-н правовых
возможностей предотв-я злоупот-й властью, артикуляций свох интересов и
защиты прав. В последнее время автор-ые режимы, учит-я непопулярность в
мире открытых диктатур, часто маскируют свой антидемок-ий хар-р, претендая
на презид-е формы правления, создавая в этих целях подконтрольные главе гос-
ва парламенты, суды и некоторые др. демократич. институты, что, однако, не
меняет сути.
21Понятие «экономическая политика».
Экономическая политика-деят-ть гос-ва по поддер-ю опред-х принципов развит-
я эконо-й жизни, сохранен-ю известных пропор-й м-ду отраслями матер-го
пори-ва и непроиз-ой сферы, т.ж. стимул-ю эконом. активности населения.
П.Э. призвана реш-ть те зад-чи в слож. эконом-й сист-ме, кот. сама она
решить в состоянии. Однако и П.С. не может решить все порблемы эконом-й
сферы. Содержание П.Э. формир-ся вокруг решения задач по сох-ю покуп-ой
спсоб-ти национальн. валюты, обеспеч. высок. степени занятости населения и
внешнеэконом-го равновесия. П.Э. реализуется посредствам издаваемых гос-м
законов, регулирующих соответ-ие обл-ти общест. жизни
с помощью кредитования и инвист-й, установ. налогов, опред. соц. пограмм и
т.д. Главная задача П.Э.- формир-е гос. бюджета, опред. величину и хар-р
субсидий, напав. в различ. отрасли эконом-ки, на поддержку ее частного, гос-
го и общ. сектора. В завис-ти от конк-х целей политико-экономч.
регулирования различают бюджетно-финансовую, кредитно-денежную, налоговую,
инвестиционную и др. виды П.Э. В завис-ти от типа гос-ва и истор-х условий
в основе П.Э. могут лежать методы жесток. администр-го регулирования,
гибкое гос. регул-е без прямого контроля и принуждения или денежно-кредит-е
регулирования.
22Понятие «государство». Формы устройства правления.
Государство- в широком смысле слова общность людей, организуемая и представ-
я единым органом власти и пржи-я на опред. терр-ии. Важнейшими
конституирующими Эл-ми Г. считаются: объед-й правовым союзом народ, тер-я
суверенная власть. В узком смысле слова Г.- это цент-я орга-я полит-й
системы, облад. верхов-й властью на опред. терр-ии и име-я право
издавать обяз-е для всех граж-н законы. В любом об-ве Г. выполняет
важнейшие функ-и: обеспеч. безопас-и и порядка, выполнение ряда общ-х дел,
в т.ч. развитее коммуникаций(средств связи, дорог и т.д.), изготовление
денег и поддер-е общих правил хоз-вания. Типы гос-ва : традиционные,
сложившиеся приему-но стихийно и им-е неогр-ю власть над подданными, и
конституционные, огранич. власть правом(конституция) и строящейся на основе
разделения властей.Соотв-но типу политического режима Г. делятся на демокр-
ие, авторит-е и тоталитарные; по формам прав-ния (т.е. по организации
верховной власти и способу взаимоот-я оргаров гос. власти и граждан) – на
монархии и республики; по формам территор-го устройства(т.е. по соотнош.
целого и частей, центральных и регионалиных органов власти)- на унитарные
гос-ва, федерации и конфедерации.
Форма гос-ва.- понятие хар-ее организ-ю верховной власти, структуру и
порядок взаимоот-й высших гос. и местных орг-в, должностн. лиц, разлиц.
терретор. единиц и центра. В Ф.Г. обычно выделяют ф-мы правления, отраж-е
источ-к, способы и структуру высших органов власти, и ф-мы территор-го
устройства, хар-е способы взаимоотнош-я едени и цен-ой власти.Ф. прав-я
делятся по способу организ-и власти, ее формальному источнику на монархии и
республики. Ф. тер-го устрйства включают унитарное гос-во, федерацию и
конфедерацию.
)Формы правления- Это монархия (обсолютная или конституционная) и
республика (парламентская или президентская,либо смешанная).
23Типология политической системы.
Политической системы-категория, отражаю-я системную интерпретацию полит.
явлений и употреб-я в 2 основных значений. В 1 из них С.П. – это искусст-
но созданная теоретич. модель, позвол-я выявлять и описывать сист-е свой-ва
различ. полит. явлений. П.С. отражает не какую-либо конкр-ю полит.
реальность, а выст. одноврем. рез-м и средс. систем. анализа. полит. Она
прим-ма ко всей полит. жизни в целом,(гос-ву, партии и т.д.). Функции П.С.-
Типология политических систем
По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические.
Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты
подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.
+: 1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.
2.- Возможность быстро про контролировать исполнение решений.
3.- Отсутствие конфронтации.
-: 1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.
2.- Отсутствие политической конкуренции.
3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.
Плюралистическая пс.
3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит
жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у
каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.
+: 1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит
от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти,
распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном
взаимодействии власти и народа.
-: Способность нарушения целостности общества.
24.Гражданское общество и правовое государство.
1.. гражданское общество составляют различные предприятия не
государственной формы собствености.
2... общественные организации и учреждения
3.. разл союзы, фонды, клубы, общ движения, гражданские инициативы
4.. органы местного самоуправления
5.. полит партии () неправящие
6.. независимые СМИ
7.. группы давления
основу соц гражданского общества образует средний класс. Франк писал –
важнейшая соц ценность средних слоев заключается в осознании того, что
нельзя обогатиться с помощью каких либо мелких или революционных
мероприятий, что свойственно только низшим слоям. Суть духовных устоев
среднего слоя заключается в следующем : экономическое благосостояние
органически зависит от трудолюбия, предприимчивости и образования.
Условия формирования гражданского общества:
1..Наличие многообразных форм собственности
2.. существование множества соц групп, интересов, запросов …
3.. наличие широкой сети добровольных объединений, движений
4.. наличие четкой и непротиворечивой системы законов
5.. общегражданская ментальность (вера в себя, конкурентность, готовность
взять полит ответственность).
Правовое государство - государство, в котором функционирует режим
конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая
правовая система, обеспечивается реализация прав и свобод личности.
Принципы:
1. Верховенство права и закона.
2. Обеспечение гарантий прав и свобод граждан, высокий уровень защищенности
личности.
3. Взаимная ответственность гражданина и государства.
4. Разделение властей.
5. Равенство всех перед законом и судом.
6. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.
Гражданское общество.
Содержание - сфера реализации повседневных интересов индивидов.
Средства реализации - убеждение, правовые и моральные нормы, традиции,
обычаи и т.д.
Основа - свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации.
27 Законодательная власть в РФ.
-одна из ветвей власти гос-ва, издающая законы;в либерально-демократ.гос-ве
институц-о отделена от исполнит-й и судебной властей.В соврем.
демократ.непосредс-м носит-м В.З. является парламент, хотя во многих
странах ею обладает непосред-но и сам народ, приним-ий важнейшие законы
посредством референдума.
28Три основания легитимности /М. Вебер/.
Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам, а
также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и
ценностям. Различают личностную и институциональную Л. в реальной жизни они
могут присутствовать одновременно. Личностная Л.-все общее согласие
распрост. на полит. руковод-й, их полит. решения или на полит.
руководителей. Институциональная Л.-всеобщее согласие распрос-ся на полит.
систему в целом и прежде всего на способы решений и их осуществлений. Она
явл. более сущ-м стабилиз-м фактором, чем личностная, т.к. смена полит.
лидеров или отношения к ним может резко изменить соотношение факторов
стабильности/нестабильности системы.
Большой вклад в объяс-е мех-ма легитимизации господства(власти) внес М.
Вебер, выделив-й 3 основ-х способа легитимизации: традиционный,
харизматический и рационально-правовой. Традиционная- опирается на веру
подданных в правомерности власти в силу обычаев, привычек повиноваться
ей(монархии). Харизматическая-опирается на веру людей в необыкновенные,
магические св-ва вождя.Харизма-по своей природе явл. временны, приход-м
явлением, готов-м почву либо для традиционной
либо для рационально-правовой Л. Последняя означает, что люди подчиняются
не правителю, а законом, которые едины как для руководителей, так и для
упровляемых.
Страницы: 1, 2