В районе ближнего востока сионисты уже в течение многих десятилетий всеми силами стремятся к навязыванию своей гегемонии, своей особой роли в решении религиозных проблем. С образованием в 1948 году государства Израиль эти устремления сионистских гегемонистов получили новое развитие, стала настойчиво проявляться тенденция к расширению сферы их деятельности на Средний Восток и ряд других регионов.
Для проведения своей гегемонистской политики во всех направлениях и аспектах сионистские лидеры самым активным образом используют разветвлённую сеть международных сионистских организаций, объединяемых "Всемирной сионистской организацией – Еврейским агенством для Израиля" (ВСО и ЕА) и "Всемирным еврейским конгрессом" (ВЕК). Идеологической основой сионистско-израильского гегемонизма служат догмы сионизма: о существовании экстерриториальной "особой", "всемирной еврейской нации" ("мирового народа"), об "избранности" (или "богоизбранности") еврейства, его мессианизме, особом историческом предназначении евреев ("закваска человечества", "светоч среди наций"), об "извечности антисемитизма".[41]
Рассматривая сионизм как одно из основных орудий осуществления гегемонистских целей, в том числе в районе Ближнего Востока, правящие круги США оказывали сионистским лидерам, и особенно активно оказывают сегодня, значительную поддержку.[42] Сионизм и как идеология, и как политика, глубоко враждебен арабскому миру. Он является врагом не только арабского народа Палестины, но и всех арабских народов и стран. На антисионистских позициях твёрдо стоят прогрессивные, демократические последовательно патриотические силы арабского мира. Их разделяют и так называемые "умеренные" круги, склонные в той или иной степени к сотрудничеству с империализмом, неоколониализмом. Иными словами, Арабский Восток в целом категорически отвергает сионизм и поползновения Израиля на роль некой ведущей силы в регионе.[43]
Милитаризм пронизывает все сферы современного израильского государства и общества. Французский журнал отмечал, что в Израиле "влияние армии является решающим, как в жизни отдельного человека, так и в национальной экономике".[44]
Для реализации своих долговременных стратегических планов израильские правители и лидеры международного сионизма с самого начала взяли курс на превращение Израиля в "гарнизонное государство", на милитаризацию свей государственной и общественно политической жизни страны. По мысли сионистско-израильских гегемонистов, чтобы стать со временем своего рода "ближневосточным Манчестером", Израиль должен в течение длительного периода быть "Пруссией Ближнего Востока" или же выступать в этих двух ипостасях одновременно.
Опираясь на США и других империалистических держав и в фактическом союзе с арабской реакцией Израиль стремится к реализации следующих идей:
· освоение, а затем и аннексия оккупированных территорий;
· ликвидация прогрессивных режимов в арабских странах;
· борьба с антиимпериалистическим и антисионистским национально-освободительным движением арабских народов;
· подрыв арабо-советской дружбы и сотрудничества, как мощных факторов упрочения независимости и суверенитета арабских стран…
· насаждение "мира" по американо-израильскому образцу, заключая частичные сепаратные соглашения-сделки, направленные против законных прав арабских народов, и в первую очередь арабского народа Палестины;
· противодействие сближению стран Европы с арабскими государствами; подрыв афро-арабской солидарности;
· осуществление регионального гегемонизма в экономической области.[45]
Ближневосточный конфликт – это борьба национально-освободительного движения арабских народов против заговора империалистических держав, стремящихся во что бы то ни стало подчинить Ближний Восток своему диктату – политическому, экономическому, военному, конфликт, в котором ударной силой империализма выступает сионистское государство Израиль.[46]
Шовинистическая сионистская идеология и политика агрессии и территориальных захватов в отношении соседних арабских государств стали главными особенностями израильского политического режима. Это обстоятельство определяет направление внутренней и внешней политики страны и все лавные события её новейшей истории. Палестина, которая до первой мировой войны входила в состав Османской империи, уже во второй половине XIX века стала объектом острого соперничества империалистических государств. В своем стремлении утвердиться в этой части Арабского Востока колониальные державы использовали возникшую в 90-х годах XIX века еврейскую буржуазно-националистическую сионистскую организацию, развернувшую пропаганду за переселение евреев из различных стран в Палестину.[47]
Современный сионизм – это реакционная шовинистическая идеология и империалистическая политика, выражающие интересы правящих кругов Израиля и крупной буржуазии еврейского происхождения сросшиеся с монополистическими кругами Запада, и прежде всего, США. Классовой сущностью сионизма является его антинародная направленность, откровенная враждебность демократии и социальному прогрессу, идеям интернациональной солидарности трудящихся. История сионизма наглядно свидетельствует о том, что он постоянно использовался правящей верхушкой империалистических государств для осуществления их захватнических планов на Ближнем Востоке, в других регионах мира.[48]
Попыткам отождествлять сионизм с национально-освободительным движением дан принципиальный и аргументированный отпор со стороны Коммунистической партии Израиля. Рассматривая этот вопрос, Коммунистическая партия Израиля совершенно справедливо подчеркнула, что подобным камнем национально-освободительного движения служит его отношение к империализму, к антиимпериалистической борьбе. В то же время программа и практика сионизма основаны на сотрудничестве с империализмом. Коммунистическая партия Израиля указала на основные факторы этого сотрудничества:
· в странах капитала сионистское движение поддерживает крупную буржуазию против революционного, коммунистического, рабочего движения, проповедует отрыв еврейский трудящихся от своих братьев по классу, от борьбы за изменение строя, за социализм;
· на Ближнем Востоке сионизм со времени турецкой, а потом и английской власти и до наших дней является верным союзником различных империалистических держав в их борьбе против национально освободительного движения арабских народов, что противоречит национальным интересам народа Израиля;
· в Израиле сионизм выступает против интересов трудящихся, за разделение еврейских и арабских рабочих, сеет между ними недоверие, насаждает шовинизм и национальное высокомерие. Сионизм выступает против национального Освобождения народа Израиля от уз иностранного капитала, от подчинения империализму и проводит политику территориальной экспансии с помощью империализма;
· сионизм служит одним из орудий империализма в его борьбе против СССР, мировой социалистической системы с целью подорвать в них социалистический строй изнутри;
· в Азии, Африке и Латинской Америке сионизм содействует неоколониалистической деятельности Соединенных Штатов Америки, Западной Германии, Англии и других империалистических стран.
Помимо того, в историческом плане, по мере укрепления позиций сионизма в Палестине все более воинствующим становился его антагонизм по отношению к национально-освободительным движениям во всем мире, в том числе в Африке, так как их успехи служили политическим катализатором борьбы палестинских арабов за свои национальные права и в значительной мере изменяли соотношения сил на Ближнем Востоке.[49]
Сионизм не имеет ничего общего с национально-освободительным движением ещё и потому, что самого "всемирного еврейства" вообще не существует.
К тому же первоначальные теоретики сионизма ещё не усматривали в Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении" территории, а о её приобретении..[50]
С момента своего образования Израиль стремился к контакту со своими арабскими соседями, которые отказали ему в праве на существование. Соглашение в Кемп-Девиде в 1978 года, мирный договор с Египтом в 1979 года, конференция по Ближнему Востоку 1991 года и израильско-палестинское соглашение 1993 года представляют собой важные вехи на пути к мирному решению арабо-израильского конфликта. Прогресс в ходе начавшихся в Мадриде прямых двухсторонних переговоров между Израилем и Арабскими странами вселяет надежду на то, что мирная перспектива превращается в реальность. Израильское стремление к миру уходит корнями в историю Еврейского народа, от библейских пророках до отцов современного сионизма и от переселенческого движения до сегодняшних граждан Израиля, мир был неотъемлемой частью еврейского национального самосознания.
"Шалом" (мир) – это слово приветствия в Израиле. Мир – это цель к которой стремится Израиль. С наступлением мира, огромные ресурсы, затрачиваемые на войну, смогут быть направлены на развитие экономики региона; социальной инфраструктуры в образовании, науке, здравоохранении и других областях; современные проекты с участием Израиля и его арабских соседей, которые страдают от продолжительной вражды.[51]
Попытки диалога с арабским миром предпринимались ещё на заре сионистского движения, которое задалось целью возродить еврейский национальный очаг. Контакты 1918 – 1919 годов между Хаимом Вейцманом (который тридцать лет спустя стал первым израильским президентом) и видным лидером арабского мира эмиром Фейсалом вселяли надежду, что национальные притязания евреев могут быть удовлетворены в духе сотрудничества.[52]
Заключение.
Ближневосточный конфликт – это борьба национально-освободительного движения арабских народов против тех стран, которые стремятся подчинить Ближний Восток, как в политическом, экономическом, так и в военном плане, а основной силой выступает сионистское государство Израиль, опирающееся на всестороннюю поддержку Соединенных штатов Америки.
В зависимости от обстоятельств сионизм поощряет обращение к военной силе на оккупированных землях Палестины. Также можно найти противоречия между его доктриной и реальными действиями.
Основные этапы ближневосточного конфликта можно отнести к началу нескольких больших войн:
1) арабо-израильская война 1948-1949 годов,
2) агрессия Израиля против Египта в 1956году, предпринятая им в союзе с Англией и Францией,
3) "шестидневная" агрессия Израиля против Египта, Сирии и Иордании,
4) октябрьская война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем – с другой в 1973 году,
5) широкомасштабные военные операции Израиля в Ливане в марте 1978 года и июне-августе 1982 года.
Помимо этого произошло бесчисленное количество других вооруженных столкновений. Фактически между арабскими государствами и Израилем не прекращается состояние войны. Заключаемые после каждого нового вооруженного столкновения соглашения о прекращении огня и перемирии лишь фиксировали окончание очередной опасной вспышки в продолжающейся конфронтации.