Система государственного управления в современных монархиях

   Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . Каждый билль ( закон ) , после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента , передается на подпись монарху . Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу , с того времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли .[3]

    Король ( королева ) созывает и распускает парламент , назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц , является главой исполнительной власти ,верховным главнокомандующим вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и ратифицирует международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко , в частности потому , что только часть их основывается на нормах статутного права , тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу ( прерогативными полномочиями являются , например , право объявления войны , право роспуска парламента и др. ) .Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады , Австралии и Новой Зеландии .

   Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества . В прецедентном праве Великобритании есть норма , согласно которой “ король не может быть не прав “. Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты , изданные от его имени ,- ответственными считаются министры , скрепившие их своими подписями . Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе , как по “ совету “ ( предложению ) соответствующих министров . Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров , но получает регулярную информацию о принятых им решениях . Королеве оказывает содействие Тайный Совет , с которым она консультируется . В его состав входят все министры кабинета , некоторые министры вне кабинета , специальные советники .

  Это не значит ,что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно на решения , принимаемые должностными лицами британского государства .

  Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом , состоящих из министров ,- правительством Ее Величества во главе с премьер - министром .  Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр .

   Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты : Акты о министрах Короны 1937 , 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 .[4]

    Порядке формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов . Королева назначает премьер - министром лидера партии , получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин . Поскольку каждая  партия имеет заранее избранного лидера , никакого другого на этот пост королева назначить не может . Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства , королева проводит консультации с лидерами парий и , выслушав их советы и предложения , сама принимает решения . После назначения премьер - министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства .

  Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами , его приемник назначается королевой после того , как партия , располагающая большинством голосов в палате общин , изберет нового официального лидера . Новый премьер - министр , даже если он принадлежит к той же партии , что и его предшественник , формирует новый кабинет . Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства . Что касается королевской прерогативы увольнения премьер - министра , то с 1783 г. монархи ею не пользовались .

   Должность премьер - министра возникла как результат конституционного соглашения . До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются не писанным правом , а также зависят от политических обстоятельств .

  Согласно обычаю , премьер - министр носит титул первого лорда казначейства  , а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы . В исключительных случаях на премьер - министра возлагается непосредственное руководство каким - либо крупным министерством . Например , Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем .

   Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве , осуществляет руководство их деятельностью , а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами . Он является главным советником королевы , представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь , служащую программой правительства , выполняет представительские функции в международных отношениях . Премьер- министр устанавливает круг вопросов , подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством , определяет их общую политическую стратегию , руководит работой комитетов , дает рекомендации монарху относительно состава кабинета , решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства , направляет правотворческую деятельность кабинета . Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер - министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета . Безусловно признается , что вправе вмешиваться в любую область правления . Практика свидетельствует , что премьер -министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сношений , экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни .

   Премьер - министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени : назначает высших чиновников государства , созывает и распускает парламент , объявляет войну и заключает мир . Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра . Лицо , претендующее на эту должность ,должно быть совершеннолетним , британским подданным , членом парламента .

   Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер - министра  , который не имеет постоянного состава . Премьер - министр может создавать в структуре этого органа новые звенья . Секретариат премьер - министра включает лиц , являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга . В его функции входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета , с отдельными министерствами и ведомствами , подготовка информационных и аналитических материалов.

  В отличие от других стран , внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров  с более узким составом . Таким образом , термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны . В правительство входят все министры , тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства , играющая особо важную роль .

    Что касается состава кабинета , то он определяется лично премьер - министром , и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек , считая и самого премьера .Премьер - министр группирует  вокруг себя  несколько министров , занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств .

   Работа кабинета организуется аппаратом , в который входят ряд органов : секретариат , центральная статистическая служба и др .  Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер - министра , имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения .

    В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти : от совета графства до советов приходов и сельских островных советов . В течении 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения ; некоторые советы были упразднены , появились новые .

   По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия , Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия , а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по разному .

  Так , Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов . Графства в свою очередь делятся на округа ( 296 ) . Округа в графствах состоят из более чем10тысяч сельских приходов .  Уэльс поделен на 8 графств , состоящих из 37 округов , низовые территориальные единицы называются общинами . В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г. , согласно которому создано 9 регионов , 53 округа ,3 островных территории и 1343 общины . В Северной Ирландии существует 6 графств , разделенных на 26 округа .

  Все административные территории управляются советами  , являющимися юридическими лицами . Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей . Советы графств , округов и городских округов избираются на 4 года .

  Главой исполнительной власти является председатель совета  , избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета .

   К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят : полицию , пожарную охрану , землепользование ,дороги , социальные службы . В компетенцию советов округов и городских округов входят : налогообложение , городское и сельское землепользование , заводы и учреждения  и.т.д.


                         Государственное управление в Японии

После капитуляции Японии  второй мировой войне верховную власть в стране , по соглашению с союзниками , осуществляла американская  военная администрация , одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны . В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция , принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 года .

   Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы , ввела всеобщее избирательное право . В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провазглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и судебной . [5]

  Конституция кардинальным образом изменила статус японского монарха . Из персоны “ священной и неприкосновенной “ он превратился в “ символ государства и единства народа  “ . Однако в конституции нет формулировки о том , какова форма правления в стране , хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну . По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений . Одни считают , что Япония является парламентарной монархией , так как имеется наследственный монарх с титулом  императора  ( тэнно ) . Другие заявляют , что монархии уже не существует , а Япония является республикой с монархическими атрибутами , имеющими лишь внешнее , формальное значение .

   Не содержит конституция положений и главе государства . В следствии этого возникли некоторые концепции , затрагивающие вопрос о том , является главой государства император . Согласно одним теориям , именно император есть глава государства , согласно другим , таковым является премьер - министр . Широко распространены также теории , в которых утверждается , что Япония существует специфический тип парламентарной монархии , при которой император не является главой государства , а служит лишь символом монархии . В целом можно сказать , что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности .

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты