Система государственного управления в современных монархиях

   Согласно конституции , император “ от имени народа “ созывает парламент , может объявить о роспуске нижней палаты ; промульгирует поправки к конституции , законы , договоры , правительственные указы ; назначает премьер - министра по рекомендации парламента ; Награждает орденами , принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других , главным образом полномочиями носит лишь формальный характер , поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .

   Таким образом , император не обладает полномочиями , связанными с осуществлением государственной власти , и может предпринимать действия , относящиеся к делам государства , лишь по совету и одобрению кабинета министров , который несет за них ответственность . 

  Высшим органом исполнительной власти является правительство , которое в Японии называется  кабинетом министров . Его деятельность осуществляется на основе конституции , Закона о кабинете министров ( 1947 г.) и Закона об организации государственного управления ( 1948 г ) .[6]

   В состав кабинета , который возглавляет  премьер - министр , входят заместители премьера , министры и государственные министры  , генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро .

   Кабинет образуется следующим образом . Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры . Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета . Большинство министров должны быть депутатами парламента . В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер -министра .

   Согласно конституции , кабинет министров , наряду с общими функциями управления выполняет следующие обязанности : проведение в жизнь законов , ведение государственных дел ; руководство внешней политикой ; заключение договоров ; организация гражданской службы и руководство ею ; составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента ; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов ; принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении и отсрочке наказаний , восстановлении в правах .

   Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий : дает императору советы в отношении всех его действий , касающихся государственных дел , и несет ответственность за эти действия ; назначает судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также всех судей судов низших инстанций ; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом . кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен  правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов .

   Премьер - министру предоставлены широкие права , что делает его самым высоким в государственном аппарате страны . Выступая в парламенте от имени кабинета , он вносит на его рассмотрение проекты бюджета , законопроекты и иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны . Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях . Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением компетенции любого министра .

   У всех министров кабинета , стоящих во главе министерств , имеется по одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров . Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении административных дел , а также исполняют обязанности министров в их отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства .

  При кабинете министров имеется секретариат , который регулирует дела , связанные с заседаниями кабинета , подготавливает и согласовывает вопросы , выносимые на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем , возглавляющим секретариат .

  Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны .

   Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений : канцелярия  премьер - министра , министерства , комитеты и управления . В функции канцелярии премьер - министра , которая равнозначна министерству , входят решение государственных административных вопросов общего порядка , имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части , а также вопросов специального характера , не входящих в компетенцию какого - либо министерства .

  Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями . Некоторые из этих учреждений , например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции , управление обороны , управление экономического планирования , выполняют фактически функции министерств .

    Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции .

    особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет  , который не подчинен ни кабинету министров , ни какому - либо министерству . Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны .Этот орган возглавляется советом ревизоров .

                           Местное самоуправление в Японии

 В стране существует двухзвенная иерархическая система территориально - административных образований : верхнее звено образуют префектуры , нижнее - муниципалитеты , к которым относятся города , поселки , сельские общины . В стране 47 префектур , три города ( Токио , Осака , Киото ) выделены в особые городские префектуры , а остров Хоккайдо образует провинцию , разделенную на округа . Муниципалитетов более 3200 .

  Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные , городские , поселковые и деревенские собрания . Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц . Собрания возглавляются председателями .

   Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты . [7]   


              Сравним системы государственного управления в

                             Японии       и Великобритании

         

          Великобритания

                 Япония

1  Великобритания конституционная монрахия ,главой государства является король ( королева ) . Формально монрах обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько заонодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . По своему усмотрению монрах не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Это значит , что в настоящее время королева не играет ни какой роли в осуществлении государственной власти . Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно влияет на решения , принимаемые должностными лицами британского государства .

2. Центральная исполнительная власть представлена органом состоящим из министров ,- правительством ее Величества во главе с премьер - министром . Однако главную роль в управлении государством играют правительство и прмеьер - министр . Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых парламенских выборов .  Королева назначает премьер - министра лидера партии , получивший абсолютное большинство мандавтов в палате общин . На сегодняшний день премьер -министром Великобритании является Тони Блеер . И подводя итоги по системе госуправления Великобритании , можно сказать , что Великобритания является - конституционной монрахией ; монрах царствует , но не правит .

1.  В ступлением в силу Конституции 1947 года Япония превратилась из диуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император выполняет те же функции , что и британский монрах ( правит , но не управляет ) . К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит : назначение премьер - министра в соотвествии с решения парлдамента ( ст.6 ) ; промульгация правительственных указов и договоров ; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц ( ст.7) . При осуществлении этих полномочий император лишается личной власти . Соврешая государственные акты , он должен руководствоваться “ советами “ и получать предворительное “одобрение “ кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора .

2. Оценивая место императора в механизме государственного управления , нельзя ограничиться только формальной юридической стороной дела . Традиционное преклонение японцев перед особой императора предопределяет отношение политиков и государственных деятелей к императорскому дому. Монрах по прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны . К тому же и сама Конституция не лишает главу государства возможности активно влиять на политические процессы . Исполнительная власть в Японии , как и Великобритании осуществляется кабинетом министров . В состав кабинета ( найкаку) входят премьер - министр и государственные министры ( кокуму дадзин ) . Государственные министры , руководят работой соответствующих министров . Глава кабинета премьер - министр , как и Великобритании назначается императором по представлению парламента . По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства . Пост премьер - министра - высшая должность в Японии .Однако многие исследователи считают по разному .Одни сравнивают статус японского премьер - министра с положением британского главы правительства . Другие же напротив , считают главу японского кабинета политической слабой фигурой .





















              Глава 3. Роль монарха в государственном управлении


Монархическая форма правления до сих пор  распространена в мире , приблизительно пятая часть государств являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от форм , считается , что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .

     В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное . Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности , против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры . На практике , однако , во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I  и Людовика шестнадцатого , в Центральноафриканской Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу , приговорили его к смертной казни , но затем он был помилован после длительного заключения . Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах.  Монарх обладает государственными регалиями  ( трон , скимптер , корона и .т.д.) , имеет свой двор - лиц , занятых обслуживанием короля , но оплачиваемых из государственной казны . Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент , он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист . В некоторых странах по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха ( например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен,т.е. 3,24млн.долларов США в год ) . , но обычно монархи жалуются на необходимость экономии ( королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете , а не на специальном ) , хотя многие монархи очень богатые люди  . Они имеют акции , земельные владения , другую собственность Вместе с тем  определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей ( продать , подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король ) фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы , имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам , принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по традиции вето совсем не использует или почти не использует . Новые конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето ( Испания , Швеция , Япония ) . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой инициативой практически не выступает и подписывает все документы , представляемые ему премьер - министром ).

  В соответствии с конституцией монарх назначает правительство . В абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему усмотрению , хотя фактически учитывает ситуацию в стране . А  в абсолютных монархиях и сейчас большинство министров - близкие родственники монарха ( Кувейт ) , но уже в состав правительства включаются представители крупного капитала ( Саудовская Аравия ) . В дуалистических монархиях представители крупного капитала и даже технократы в правительствах  представлены шире . Они тоже подбираются монархом часто по советам его окружения .

   В парламентской монархии король не определяет состава правительства . Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством мест в нижней палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии большинства . Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет явного партийного большинства , существует раскол , разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в Великобритании . В парламентской монархии глава государства царствует , но не правит . Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская прерогатива ( права монарха , не зависящие от парламента ) , их на деле осуществляет правительство либо они вовсе не реализуются ( право вето по отношению к законам) [8]

   По традиции монарх рассматривается как лицо , стоящее над борьбой классовой партии , как арбитр , и поэтому он всегда является беспартийным . Но в ряде стран ( Великобритания , Швеция ) он должен принадлежать к государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей .

  Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь . В странах Азии , Африки его влияние очень велико , часто имеет определяющий характер , но оно негативно . Монарх там выступает с реакционных позиций , особенно внутри страны . В развитых странах король фактически не участвует в политической жизни , часто сложно говорить о каком - то его влиянии . Оно может обнаруживаться только в кризисных ситуациях и отнюдь не всегда бывает негативным .

  Во многих странах институт монархии присущи индивидуальные особенности . Во - первых , в ОАЭ существует не единоличный , а “ коллективный монарх “ . Это Высший совет эмиров , состоящий из эмиров семи эмиратов , входящих в ОАЭ. Этот орган - “ абсолютный монарх “ . Он обладает законодательной властью и коллективно осуществляет полномочия главы государства . Национальное собрание , назначаемое эмирами , имеет совещательный характер . Правительство тоже назначается Советом эмиров . Во - вторых , во многих государствах власть монарха связана с сильнейшим воздействием религии. Во всех мусульманских странах монарх сочетает светскую власть с очень сильной религиозной властью. Воздействие последней на мусульман зачастую гораздо сильнее светской роли монарха . особое значение такая власть имеет в странах мусульманского фундаментализма.( Оман , Катар , Саудовская Аравия и др ) . В Бутане , небольшом горном королевстве в Гималаях , король возглавляет несколько иную систему управления , но тоже основанную на принципах религии . Это - территориально - региональная система . Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к нему окресностями , а главу монастырского округа назначает король . Округа группируются в губернии , губернаторов тоже назначает король . Второе лицо в государстве после короля - это главный аббат , который избирается монастырской верхушкой на три года . Поскольку религия  и государственность в Бутане практически слитны воедино , главный аббат выполняет также некоторые функции государственного должностного лица . В - третьих , в отдельных монархиях в Африке  королевская власть теснейшим образом связана с общинными структурами и с иерархией различных родовых и племенных вождей . Важнейшие решения принимаются королем совместно со съездом вождей ( в Свазиленде их около 400 ) , наследника престола определяет малый совет вождей ( 17 человек ) и.т.д.



 



























                                                         Заключение .


Проводимое исследование позволило сделать следующие выводы.

Система государственного управления - это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти и имеющую функциональную специфику . Система госуправления это - целое состоящее из следующих подсистем : муниципального уровня , регионального и центрального уровня управления . Государственное управление имеет специфические признаки : это линейность , включенность в механизм и субординацию .

   Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире , приблизительно пятая часть государств  являются монархиями . Во всех монархических государствах , независимо от их форм , считается что монарх обладает исполнительной властью , хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .

  В своей работе я рассмотрел  и сравнил систему государственного управления Великобритании и Японии ,где существует парламентская монархия .

 Великобритания - парламентская монархия , главой государства является король ( королева ) . Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена ,и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями .В настоящее время королевой Великобритании является Елизавета II , которая является символом британской  монархии . Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер - министр .Премьер - министра назначает королева  лидера партии , получившее абсолютное большинство мандатов в палате общин .

В Японии с вступлением в силу Конституции 1947 года она превратилась из дуалистической в конституционную монархию . Сейчас японский император выполняет приблизительно те же государственные функции , что и британский монарх. Совершая государственные акты , император должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора . Исполнительную власть в Японии осуществляется кабинетом министров , в состав которого входят премьер - министр и государственные министры .

  Из этого следует , что современных монархиях ( например Великобритания , Япония )  формально главой государства является монарх , но исполнительная центральная власть принадлежит премьер министру и министрам , т.е «. МОНАРХ ПРАВИТ , НО НЕ УПРАВЛЯЕТ »   













                                          Список литературы :



1.Абрамов . В.С. Статус монарха  // государство и право .1999 .№


2. Василенко . И.А. Институт госуправления в Великобритании // проблемы теории и практики управления .1997 . № 6.


3. Гуревич . Е.А. Исполнительная власть в Великобритании // госслужба . Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпуск 5.М : РАГС ,1996 .


4. Ершин .В.Н. Политическая система современного японского общества // государство и право .1999 . № 5.


5. Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Яплнии // Государство и право .1999 .№ 11.


6. Чиркин .В.е. Учебник : Государствоведение .М.,- 1999 г.С.321


7. Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // вестник госсулужбы . 1997 .№ 8


[1]Чибкин .В.Е. Учебник : государствовоедение .М.-1999.-С.41.

[2] Чибкин .В.ЕУчебник : государствоведение .М.- 1999.-С.44

[3] Василенко .И.А. Институт государственного управления в Великобритании // Проблемы теории и практики управления .1997 .- № 6.С.38

[4] Гуревич.Е.А. Исплнительная власть в Великобритании // Госслужба .Правовые аспекты : Зарубежный опыт . Выпю5 .М .- : РАГС ,1996 .С.95

[5] Ермин.В.Н. Политическая система современного японского общества // Государство и право .-1999.-№ 5.С.15

[6] Наумов .Л.П. Исполнительная власть в Японии // Государство и право .1999 .- №11.С.18

[7] Черкесов .И.А. Местное самоуправление в Японии // Вестник госслужбы .- 1997.№8. С. 29

[8] Абров.В.С. Статус монраха // Государство и право .1999 .№ 2 - С.32


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты