Система учреждений ООН по защите прав человека

Система учреждений ООН по защите прав человека

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова

Кафедра политологии

«Система учреждений ООН по защите прав человека»

Выполнил студент физико – математического факультета

V курса группы В

Злобин Ю.Л.

Могилев, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

История создания системы ООН 3

Организация Объединенных Наций 3

Специализированные учреждения ООН 7

Региональные международные организации 12

Правосубъектность участников международных отношений 13

Система ООН и мирное разрешение международных споров 14

История создания системы ООН

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом и в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами.

Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости.

Во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Первоначально главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами.

Важным этапом на пути создания международной организации безопасности явилась конференция союзных держав в Москве 30 октября 1943 г. В Декларации
1943 г., подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые.

Особенности этой организации: ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества.

Важнейшие этапы создания ООН:

. Конференция в Думбартон-Оксе (1944), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.

. Крымская конференция (Ялта, февраль 1945) с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 г.

. Конференция в Сан-Франциско, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 г. и завершившаяся принятием учредительных документов Организации

Объединенных Наций. 24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу.

Организация Объединенных Наций

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет
Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке.
Секретариат и Международный Суд.

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Наделена в соответствии с Уставом
ООН рядом весьма важных функций в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики:

. укрепление международного мира,

. смягчение международной напряженности,

. сокращение вооружений и разоружения,

. создание условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

Общая компетенция Генеральной Ассамблеи (ст. 10 Устава):

. обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН;

. делать рекомендации государствам - членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам;

. рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;

. обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно- технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Совет Безопасности

Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета — постоянные
(Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (п. 2 ст. 23).

Совет Безопасности может принимать согласно Уставу ООН юридические акты двоякого рода: рекомендации и обязательные решения. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции.

Согласно Уставу ООН Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН.

Международный Суд

Международный Суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и
Советом Безопасности на срок девять лет с правом переизбрания.
Местопребывание Суда - Гаага.

Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если стороны об этом просят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами.

Решения Суда считаются обязательными для государств - сторон в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (п. 2 ст. 94 Устава ООН).

Помимо судебной Международный Суд осуществляет и консультативную юрисдикцию.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (ст. 61).
Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности
ООН и ее 16 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН.

В круг ведения ЭКОСОС входят:

. созыв многочисленных международных конференций;

. подготовка для представления Генеральной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межгосударственного сотрудничества;

. согласование деятельности специализированных учреждений ООН;

. представление Совету Безопасности информации и оказание ему помощи.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную и две регулярные сессии. Начиная с 1992 г. Совет собирается на одну 4- или 5-недель-ную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В течение года работа
Совета проводится в его вспомогательных органах, которые регулярно собираются и представляют доклады Совету.

ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий:

. Статистическую комиссию,

. Комиссию по народонаселению,

. Комиссию социального развития,

. Комиссию по правам человека,

. Комиссию по положению женщин,

. Комиссию по наркотическим средствам.

К числу вспомогательных органов относятся 5 региональных комиссий:

. Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе),

. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана

(Бангкок),

. Европейская экономическая комиссия (Женева),

. Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго),

. Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад).

Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает 6 постоянных комитетов:

. по программе и координации;

. по природным ресурсам; -

. по транснациональным корпорациям;

. по населенным пунктам;

. по неправительственным организациям;

. по переговорам с межправительственными учреждениями.

Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС.

Неправительственные организации, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять наблюдателей на открытые заседания ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представлять письменные заявления, касающиеся деятельности Совета.

Совет по опеке

Состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и
КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий десять в ходе работы Совета получили независимость:
Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика
Танзания, Самоа, Науру и Папуа-Новая Гвинея. На его рассмотрении осталась только одна - Тихоокеанские острова (Микронезия), - находящаяся под управлением США. В ведении Совета по опеке еще находится Республика Палау.

Секретариат ООН

Один из главных органов ООН. Он состоит из Генерального секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Содержание работы Секретариата:

. осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета

Безопасности;

. организация и проведение международных конференций по проблемам мирового значения;

. составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем;

. подготовка исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека;

. устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

Генеральный секретарь ООН

Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной
Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения
Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Комиссия ООН по правам человека

Это главный орган ООН, который проводит политику, направленную на соблюдение и защиту прав человека. Она была создана в 1946 г. по инициативе
ЭКОСОС. В 1993 г. с целью координации и усиления роли ООН в деятельности по соблюдению прав человека был образован пост Верховного комиссара по правам человека. Назначаемый на четырехлетний срок Верховный комиссар выполняет широкий круг обязанностей:

. содействует защите и результативному использованию всех прав человека;

. поощряет международное сотрудничество в области защиты прав человека;

. активизирует и координирует работу по защите прав человека в рамках системы ООН;

. содействует развитию новых форм нормативных документов и способствует ратификации договоров по решению проблем в этой области.

Верховный комиссар наделен полномочиями осуществлять ответные действия при серьезном нарушении прав человека и предпринимать шаги по предотвращению этого нарушения.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты