Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.

Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КНР  в 1976-2000 ГГ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Брест, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ.. 6

1.1.       Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР. 6

1.2.       Изменение социально-экономического и политического курса КНР. 11

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ  РЕФОРМЫ КНР. 17

2.1.        Реформа экономической системы.. 17

2.1.1. Реформа сельской экономики. 21

2.1.2. Реформа городской экономики. 25

2.2.        Социальные реформы КНР. 38

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ.. 51

3.1. Истоки политического кризиса КНР. 51

3.2. Политическая реформа в КНР. 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью комплексного изучения процессов, происходящих в дружественных Республике Беларусь государствах, крупнейшим из которых является Китай, с целью изучения и возможности использования зарубежного опыта. Особенно важным представляется изучение процесса модернизации социально-экономической и политической системы в КНР с точки зрения обеспечения экономического прогресса посредством многомерных структурных преобразований, а также политическими методами, поскольку Китай в короткие исторические сроки добился значительных успехов в сфере экономики, не затрагивая фундаментальных основ своего политического строя.

      Начатые в 1978 г. реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой авансцене. Тем самым были созданы условия для вовлечения страны в процесс глобализации, который стал важным фактором модернизации всех сторон жизнедеятельности китайского общества, включая его политическую систему. В настоящее время опыт китайских реформ вызывает интерес всего мирового сообщества. Развертывается широкое исследование этого опыта вплоть до экстраполяции его основных черт на условия создания рыночных отношений в других развивающихся странах, растет численность публикаций, что уже само по себе является доказательством актуальности настоящего исследования.

      Однако в системе китайских реформ изучены пока не все факторы, влияющие на их эффективность. И менее всего исследованы проблемы модернизации социально-экономической сферы в контексте исторически обусловленных политических преобразований, в то время как именно этот процесс играет огромную роль в прогрессивных преобразованиях в КНР. С другой стороны, изучение проблем модернизации политической системы современного Китая отвечает интересам теории строительства рыночных отношений в странах социализма.

      Наша республика  заинтересована в изучении исторического опыта Китая в связи со складывающимися дружественными отношениями обеих стран, основу которых составляет сотрудничество в военно-технической сфере. Республика Беларусь и Китай являются также единомышленниками в отношении некоторых мировых процессов и международных событий современности.

       Целью дипломного исследования являются анализ социально-экономического и политического развития КНР в 1986-2000 годах.

       В ходе работы следует выполнить ряд задач:

- охарактеризовать процесс и особенности структурной трансформации социально-экономической и политической систем Китая на различных этапах ее развития с 1978 по 2000 год;

- определить основные направления модернизации социально-экономической и политической систем в период с 1978  до 2000 года;

- определить проблему политических реформ.

      Объектом дипломного исследования является социально-экономическое и политическое развитие КНР.

      Предметом исследования является процесс модернизации социально-экономической и политической систем Китая на разных этапах его развития с 1978 по 2000 год.

      Степень разработанности проблемы. В последнее время интерес к состоянию и эволюции социально-экономической и политической систем КНР стремительно растет. В самом Китае вышло немало публикаций с анализом отдельных аспектов социально-экономической и политической реформы. Систематизируются и издаются сборники законов и постановлений Всекитайского собрания народных представителей, его Постоянного комитета, среди которых есть законы и постановления, относящиеся к поправкам в Конституцию КНР по вопросам демократизации отдельных сторон общественной жизни Китая. Среди российских научных подразделений следует отметить активную работу над экономической и политической проблематикой коллектива ученых Института Дальнего Востока Российской академии наук (ИДВ РАН). Вопросы модернизации Китая отражены в трудах Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России (ИАМП). Ими занимаются исследователи из Института востоковедения РАН (ИВ РАН) и Института экономических и политических исследований (ИМЭПИ РАН). О масштабах их работы свидетельствуют многочисленные публикации фундаментального характера.

      Методологическая основа исследования — это междисциплинарный подход, сочетающий исторический и диалектический методы, которые позволяют рассматривать политику и экономику в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Исторический и сравнительный методы были особенно эффективны при решении вопроса об эффективности социально-экономической и политической реформы, а также перспективах  их развития в Китае.

      В настоящей работе использован широкий спектр исследований, которые представлены в основном экономическими, политическими и историческими трудами российских и советских ученых, связанными с изучаемой темой, а также публикациями отечественных и зарубежных печатных СМИ за исследуемый период.

      Дипломная работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.

ГЛАВА 1. ПРИХОД К ВЛАСТИ ДЭН СЯОПИНА. ПОДГОТОВКА РЕФОРМ

1.1.         Смена власти в ЦК КПК. Роль Дэн Сяопина в истории КНР


       К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». [27; 26] По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха. [39; 162-163]

      Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества – явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

      Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. [39; 165] Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP.  Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны. [39; 165-166]

      Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал  утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях – сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна. [27; 53-54]

      На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР. [34; 125]

      Таким образом, основными средствами осуществления модернизации  объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.  

      Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования». [31;56]

      Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты