Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг.

      Были созданы также благоприятные условия для наращивания и поддерживания общественных сил, создающих организаций, занимающиеся обучением. В 2000 г. по всей стране было открыто 50 тысяч с лишним общественных учебных заведений различной ступени и различных категорий и учреждений образования, в них числилось свыше 10 млн. учащихся. Среди этих учебных заведений 37 тысяч детских садов, которые посещали около 2220 тысяч детей; 3264 начальные школы с контингентом 980 тысяч учащихся; 2593 обычные средние школы, в которых учились 1070 тысяч человек; 950 профессиональных средних школ с контингентом 270 тысяч учащихся. 37 вузов, функционирующих на общественные фонды, выдают дипломы и свидетельства в них обучалось 46 тысяч студентов; 157 экспериментальных учебных заведений с получением свидетельств и дипломов о получении высшего образования, в них обучалось 258 тысяч человек; 1240 других организаций высшего образования. Контингент учащихся составлял 1184 тысячи человек. Общественные организации высшего образования становятся важной силой в армии китайского образования. [45; 321-322]

      В Китае заметно прогрессирует информатизация образования, активно развивается дистанционное образование. В 1979 году был открыт университет Центрального радио и телевидения Китая, в 1986 году начало функционирование китайское телевидение образования со спутниковым вещанием. К середине 90-х годов в КНР сформировалась крупнейшая в мире по масштабам в рамках национальной территории система дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и телевизионные передачи, более 2000 тыс. преподавателям и директорам начальных и средних школ предоставляли возможность продолжать образование и переподготовку, оставаясь на своих постах. Благодаря этой форме обучения было выпущено 2310 тыс. человек, получивших 3-летнее образование. В настоящее время в учебных заведениях радио и телевидением обучается 1100 тыс. человек. Кроме того, учебные заведения радио и телевидения предоставил и десяткам миллионам крестьян знания по агротехнике.
В 1994 г. в КНР началось создание сети образования и научных исследований (CERNET) и в основном уже сформирована система сетей в области образования, состоящая из главной государственной сети, районной сети и сети учебных заведений и детских садов. Сетью СETNET уже охвачено более 70 городов, около 400 вузов. Очень скоро она свяжет все однопрофильные высшие учебные заведения, а через INTERNET свяжет и со всем миром. Пропускная способность главной государственной сети CERNET и районных сетей достигла 155М. Развитие сетей Интернета стимулирует развитие современного дистанционного образования. В Китае уже имеется 30 высших учебных заведений, ведущих преподавание через Интернет. Современное дистанционное образование, технической основой которого служит Интернет, в соединении с радио и телевизионным образованием и связью через спутники образовало телекоммуникационную систему образования, покрывающую весь Китай.

      В КНР активно развивается пожизненное образование. Китайское правительство разработало политику всестороннего продвижения вперед воспитания качественных характеристик, пролагая и укрепляя связи и контакты для получения образования разных ступеней и категорий, помогая учебным заведениям открываться обществу и стимулируя людей поэтапно завершать образование и продолжать учиться. В настоящее время быстро развивается система образования в социумах. [45; 324]

      В марте 1985 г. Китай принял решение провести реформу системы управления в области науки и техники для их скорейшей модернизации в соответствии с требованиями научно-технической революции. В решении ЦК КПК были определены основные направления реформы. Они предусматривали изменения в финансировании научно-исследовательских учреждений и внедрение подрядной и контрактной систем; замену передачи технологических новшеств чисто административными методами рынком технологии; поощрение сотрудничества между исследовательскими, учебными и проектными институтами; всемирное развитие контактов в области науки и техники с другими странами и обеспечение большей самостоятельности исследовательских институтов в принятии решений, в частности при организации исследовательской работы или при создании технических служб. [63 ;76]

       Как видно из приведенных данных, процесс развития образовательной сферы КНР идет интенсивными темпами с самых разных социальных аспектов, с использованием передовых возможностей науки и техники. Улучшалась жизнь народа, в целом был достигнут среднезажиточный уровень. Чистые среднедушевые доходы сельских жителей и среднедушевые доходы городского населения, находящиеся в его непосредственном распоряжении, составили в 2000 году соответственно 2253 и 6280 юаней при среднегодовом приросте на 4,7 и 5,7 %%. На рынке большой выбор товаров, потребительский уровень населения непрерывно возрастал, и общий объем розничной торговли предметами общественного потребления ежегодно поднимался в среднем на 10,6 %. Значительно улучшились условия жизни городского и сельского населения в смысле жилья, использования средств связи, потребления электроэнергии. Более чем в два раза возросли за последнее пятилетие остатки банковских сбережений населения. Быстро росли его финансовые средства в виде акций, облигаций займа и т. д. Значительно сократилось число бедствующих на селе, задачи семилетнего плана избавления от нищеты 80 млн. населения в основном выполнены.

      Разумеется, в условиях трансформации прежней командно-административной системы в систему социально-ориентированного государства с регулируемой рыночной экономикой, сопровождающейся появлением новых и обострением старых противоречий, при отсутствии позитивного опыта такой трансформации, невозможно избежать сопутствующих этому процессу негативных явлений, таких как рост имущественного расслоения общества, коррупции и эрозии традиционных и социалистических морально-этических ценностей, условия для которого объективно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому здесь речь может идти лишь о политической воле и способности власти противодействовать этим явлениям, ограничивая масштабы их проявления и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть.

      Подводя итог второй главе, важно отметить, что изменения в китайском обществе, связанные с модернизацией экономики,  не были однозначными. С одной стороны, был зафиксирован стабильный рост уровня благосостояния народа, а с другой – усиление его классовой дифференциации. Положительным явлением стала социальная политика КНР, включающая развитие программ социального обеспечения, медицинской сферы, образования. В целом же социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

     


     





ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ

3.1. Истоки политического кризиса КНР

      Преобразования политической сферы в Китае проходили наиболее медленно. Вопрос о политической реформе требовал деликатного подхода и осторожности. Но при этом аксиоматическим стало утверждение, что успех экономических реформ во многом зависит от политических преобразований.

      Опыт прошлых лет, трудности в проведении экономических реформ, социальная напряженность – все это свидетельствовало о том, что старая политико-административная система, для которой была характерна чрезмерная концентрация власти, отсутствие законности, бюрократизм, личный произвол, не ограничивающийся ни правовыми, ни моральными нормами, уже изжила себя, став тормозом на пути социально-экономического развития страны, ее модернизации. [26; 14]

      На первых порах своего осуществления – с конца 70-х до середины 80-х годов – процессы перестройки в КНР почти идеально балансировали между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Именно в это время мир заговорил о Китае как о «новом экономическом чуде». Однако скоро реформы стали давать сбои как в деревне, так и в городах. По мере продолжения реформ все большая часть населения считала себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были частично выполнены, потребность в социальной справедливости осталась неудовлетворенной. Социологические исследования, проведенные в КНР в конце 80-х годов, показали, что основные причины «сбоя» реформ большинству населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов, неравенстве стартовых возможностей при переходе к рыночным отношениям. [26; 10]

      Еще в 1980 г. Дэн Сяопином была выдвинута задача перестройки политической структуры, без чего, по мнению политика, трудно было осуществить реформу хозяйственной системы. Политическая реформа должна была укрепить роль права и закона во всех сферах социальной и экономической жизни страны. У многих местных (да и не только местных) руководителей совершенно отсутствует правовое сознание. Законы, принимаемые ВСНП, и постановления Госсовета не имеют для них обязательной силы. Сплошь и рядом на местах законы не соблюдаются, если они расходятся с интересами местного руководства, которое свои неправовые действия объясняет конкретными условиями. Подсчитано, что на практике выполняется только пятая часть законов, принятых высшими органами власти. [31; 64]

       В обществе все чаще стали раздаваться голоса о необходимости «приструнить распоясавшихся чиновников», «заставить их служить обществу, а не только собственным интересам». Состоявшийся в октябре 1987 г. XIII съезд КПК наметил обширную программу проведения реформы политической системы КНР, призванную, прежде всего, решить проблемы с бюрократией, а также законодательно закрепить первые результаты экономических реформ. Однако задержка с реформой цен и заработной платы, нарастание социальной напряженности в обществе изменили расклад сил в пользу сторонников «планового нормирования». В противовес решениям съезда III пленум ЦК КПК тринадцатого созыва (сентябрь 1988 г.) констатировал: «При переходе от старой системы к новой, во избежание хаоса в экономической жизни никак нельзя преждевременно и легкомысленно ослаблять административные методы». Таким образом чиновники, почувствовав серьезную опасность, в очередной раз навязывали  обществу свою логику развития, учитывающую лишь корыстные интересы бюрократии. [1; 21]

      Возникшие за последние годы трудности с еще большей остротой поставили вопрос о необходимости осуществления политической реформы. Общепризнано, что существующая в КНР политико-административная система не отвечает требованиям экономического роста страны, сковывает инициативу здоровых сил населения, мешает созданию правового государства на началах демократии. Политическая реформа должна привести к разделению функций между партийными, правительственными и хозяйственными органами, закрепив это разделение в законодательном порядке, устранить из жизни общества произвол и беззаконие бюрократической администрации, покончить с «фетишизмом власти» и обеспечить подлинное право народа на участие в управлении делами государства и общества. Политическая реформа должна устранить из управленческого аппарата все следы феодального деспотизма, предотвратить появление нового авторитарного вождя, бесконтрольно распоряжающегося судьбами народа и государства. Осуществление власти должно стать открытым, доступным надзору и контролю со стороны народа. [26; 14]

      Не смотря на то, что вопрос о необходимости политической реформы был поставлен еще в 1980 г., ее осуществление велось лишь в отдельных районах страны, в опытном порядке. Осторожный подход к проведению повсеместной политической реформы объяснялось в китайской печати того времени тем, что еще не созрели необходимые условия для демократизации общественно-политического строя, что широкие массы трудящихся, особенно крестьян, ни по уровню культуры, ни по степени политического сознания не подготовлены к тому, чтобы стать хозяевами государства. Выдвигался и такой вывод: китайцы, дескать, веками были рабами, и у них нет никакого представления ни о свободе, ни о демократии, да они и боятся стать хозяевами своей судьбы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты