Современная политическая партия в избирательном процессе

«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа»

Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.

Подобные положения распространяются и на региональные отделения политической партии.

Временное приостановление деятельности политических партий представляет собой меру, применяемую к партии в качестве санкции за нарушение определенных правовых предписаний. Приостановление деятельности политической партии влечет за собой ряд правовых последствий: запрещается любая публичная деятельность (проведение собраний, митингов, демонстраций, пользование средствами массовой информации и т. п.), ограничивается ее право распоряжаться собственными финансовыми средствами (в частности, банковскими счетами), но главное — она лишается права участвовать в выборах.

Согласно российскому законодательству существуют следующие основания приостановления деятельности политических партий:

- деятельность политической партии может быть приостановлена

вследствие нарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- деятельность партии приостанавливается, если она не соответствует положениям устава;

- деятельность политических партий может быть приостановлена в связи с введением чрезвычайного и военного положения.

Вполне естественно, что в случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав. Приостанавливаются их права как учредителей средств массовой информации, пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, им запрещается проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах. Операции по банковским вкладам могут вестись ограниченно, лишь для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения, возмещением причиненного их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетами по трудовым договорам (контрактам). В то же время партии сохраняют вещные и обязательные права, право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов, устанавливать и поддерживать международные связи и т.д. Внутренняя жизнь партии в этот период также не прекращается (проводятся съезды политических партий и конференции ее региональных отделений, действуют руководящие органы партии).

Если в течение срока приостановления деятельности, установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившие основанием для приостановления, то после истечения указанного срока она возобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то в соответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии. При этом в партийном законодательстве предусматриваются юридические, политические и имущественные последствия приостановления деятельности партии.

В Российской Федерации партия может окончательно утратить свой статус только в результате ликвидации, которая может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Решение о добровольной ликвидации партии принимается в соответствии с ее уставом на съезде партии, в работе которого принимают участие представители региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. На региональном же уровне добровольная ликвидация возможна в двух случаях: если такое решение примет руководящий орган партии, управомоченный на то ее уставом, а также в случае ликвидации самой политической партии.

Принятое решение о ликвидации политической партии направляется в Минюст России, который принимает решение о государственной регистрации факта ликвидации партии и направляет в регистрирующий орган необходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.

В отношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением "федерального " законодательства или перестала отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» применяется правовая санкция в форме ликвидации в судебном порядке.

Решение о ликвидации политической партии может быть принято в следующих случаях: при невыполнении требований пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях», не устранении в установленный срок решением суда нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, неучастии политической партии в выборах в течение пяти лет и т. д.

В соответствии со статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение по первой инстанции дел о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий относится к ведению Верховного Суда Российской Федерации, а дел о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии — к ведению верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:

1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;

2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;

3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;

4) отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее 500 человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членов равного пятидесяти тысячам.

Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.

В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

Рассмотренная правовая регламентация порядка создания, и ликвидации политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широком правовом регулировании этого вопроса. Эта регламентация преследует две основные цели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам демократического правового государства.[20]

Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского законодательства о политических партиях характерна тенденция к установлению данного соответствия.


2.2 Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства

Важная роль деятельности политических партий обуславливает объем и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.

Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны – «гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы».[21]

Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством. Уставы политических партий могут содержать и другие положения.

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них и обязанности. Чаше всего в законодательстве зарубежных стран они формулируются в самом общем виде, в ФЗ Российской Федерации «О политических партиях» они носят более конкретный характер. В соответствии с 27 статьёй политическая партия обязана:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты