США, Франция и европейская безопасность

Дилемма сочетания солидарности с НАТО и автономного статуса в блоке привела к созданию «сил быстрых действий» (СБД) численностью 47000 человек, которые предназначались для выдвижения на передовые рубежи обороны НАТО в Европе. Но неучастие Франции в ОВК не ставилось под сомнение и никаких войск в мирное время в первом эшелоне обороны НАТО в ФРГ у французов не было.

Администрация Рейгана считала, что стратегия СССР в Европе сугубо наступательная (из-за советских воинских уставов и превосходства СССР в Европе по количеству обычных вооружений в Европе). Рейган решил противопоставить Советскому Союзу наступательную стратегию в Европе, был разработан «план Роджерса», суть которого: превентивные удары по противнику. Рейды сухопутных сил США по глубоким тылам противника, комбинированное использование ядерного, химического и обычного оружия. Союзники США по НАТО эту концепцию подкорректировали (она осталась без применения ядерного, химического и бактериологического оружия).

Францию это не устраивало, так как по сути дела концепция с применением только обычного оружия увеличивала риск возникновения конфликта в Европе, это не вязалось с французской идеей «разубеждения».

В 80-х годах интеграционные процессы в Западной Европе оживились из-за усиления атлантических акцентов в политике Франции (переход Парижа к стратегии обороны на передовых рубежах НАТО, СБД). Увеличилась самостоятельность ФРГ. По протоколу 1983 года к Елисейскому договору (1963) был учреждён франко-западногерманский совместный совет обороны на уровне глав государств и правительств. Его задачами были: разработка совместных концепций в области обороны и безопасности, сотрудничество в области ограничения вооружений в Европе, создание смешанных воинских соединений, проведение совместных манёвров, развитие и углубление сотрудничества в области создания и производства вооружений.

В целом военно-политическое сотрудничество между Францией и Западной Германией переживало настоящий бум.

Франко-западногерманское сотрудничество упиралось в две проблемы: различный статус в НАТО и нежелание Франции, чтобы ФРГ участвовала в принятии решений о применении французского ядерного оружия.

К 1984 году ЗЕС усилиями, главным образом, Франции, приступил к обсуждению проблем безопасности на регулярной основе. 27 октября 1987 года в Гааге состоялась сессия Совета министров и был принят документ «Платформа по проблемам европейской безопасности», суть которого была в формулировке будущей концепции западноевропейского военно-политического сотрудничества и в соотнесении её с НАТО. Активизация Франции в первой половине 80-х в вопросе военно-политической интеграции в Западной Европе была вызвана теми же причинами, что вызвали некоторую атлантизацию её внешнеполитического курса в 70-х. Приплюсуем к этому ещё и вывод из Западной Европы американских ядерных ракет в соответствии с РСМД, неуверенность Парижа в американских ядерных гарантиях. К тому же уменьшение влияния сверхдержав через интеграцию в Европе было долгосрочной целью французской политики.

Особым аспектом, характеризующим положение Франции в НАТО является сфера действия Североатлантического договора (подходы к ней Вашингтона и Парижа). По 6 статье договора блоком охватывается территория стран-членов с их островами, расположенными к северу от тропика Рака. Таким образом Ближний Восток, Африка, Азия в сферу действия НАТО не входят.

Из тенденции в США к глобальному сдерживанию коммунизма интересы Парижа и Вашингтона в развивающихся странах часто не совпадали. Франция боялась быть втянутой в чуждый ей конфликт. К тому же в 60-е годы США хотели установить своё влияние в Индокитае (там всегда доминировала Франция). Все вышеперечисленные причины препятствовали блокированию Франции и США за пределами НАТО.

В начале 70-х годов было некоторое улучшение американо-французских отношений, что создавало поиск согласованной политики в развивающихся странах, главным образом для бесперебойного ресурсообеспечения.

В 1973 году США, выступив с инициативой включения в сферу деятельности НАТО экономики, энергетики Запада и увязывания их с военно-политическими действиями, восстановили против себя Францию. Разногласия Парижа и Вашингтона по поводу нефтяного кризиса и войны на Ближнем Востоке усугубили ситуацию. Тогда не было и речи о сотрудничестве США и Франции за пределами НАТО.

После прихода в Анголе, Эфиопии, Южном Йемене левых режимов, обострения экономического кризиса в Западной Европе администрация д’Эстена повернула к большей сплочённости стран НАТО. Появилась тенденция к налаживанию американо-французского сотрудничества в Африке и на Ближнем Востоке (первая половина 70-вторая половина 80).

В то же время Франция не хотела официального расширения сферы деятельности НАТО и была в оппозиции американским действиям, если те шли вразрез с её интересами. Хотя в Чаде в начале 80-х Франция и координировала с США свои действия и выделила войска в состав многонациональных сил в Синае и Ливане, она неоднозначно отнеслась к доктрине «нового глобализма» Рейгана. Выступая в 1984 году в английском парламенте, Миттеран подчеркнул, что НАТО охватывает «конкретный и ограниченный географический регион».

До 1990 года французская точка зрения на действия в развивающихся странах сводилась к защите своих интересов. Ситуация изменилась в связи с агрессией Ирака против Кувейта. Тогда французские войска приняли участие в боевых действиях в составе многонациональных сил (правда, после некоторых колебаний).

После крупных перемен в Восточной Европе и согласия СССР на сокращение своих вооружений значение НАТО упало. Благодаря иракской агрессии США смогли выдвинуть идею расширения сферы Североатлантического блока, в чём Франция не заинтересована. Перемены в Восточной Европе вызвали проблемы для НАТО. США стали перестраивать натовские структуры. В 1989 году Вашингтон выдвинул концепцию «нового атлантизма», политизации НАТО.

Блок нужен Западу в качестве противовеса военному потенциалу России, механизма определённого контроля над объединением Германии, гарантии европейской стабильности. К тому же НАТО - страховка Запада на случай неудачи преобразований в России.

Американцы стремятся сохранить не только сам блок, но и его военную организацию, что многим в Европе не нравится.

Новым моментом в американском подходе к НАТО является позитивное отношение к приёму членов из числа стран Восточной Европы, что не совсем соответствует интересам России.

Был создан Совет Североатлантического сотрудничества с участием республик бывшего СССР и государств Восточной Европы.

Военный механизм НАТО стал ещё более интегрированным. Что касается ядерного оружия, то оно превратилось в крайнее средство.

Для выживания  Североатлантического блока ему требуется придать новые функции. США выступили с инициативой предоставления НАТО мандата СБСЕ на операции по поддержке мира в Европе и активизировали свои действия по расширению географической сферы НАТО.

В развитии концепции «нового атлантизма» США пытаются подчинить НАТО все организации Запада, имеющие отношение к европейской безопасности (конечно, и ЗЕС).

Франция видела в НАТО временный фактор стабильности в Европе, считая, что скоро Североатлантический блок исчезнет и вместе с ним снизится американское влияние в Европе.

Другой фактор, усиливающий перспективы европейской интеграции. Единство Парижа и Бонна по этому вопросу (они начали создавать крупное воинское соединение - прообраз европейской армии, к которой могут присоединиться другие страны).

Изменения в политическом климате Европы приведут к европеизации» НАТО и  активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

В будущем участие США в обеспечении безопасности Западной Европы сократиться, понизится значение НАТО, роль ЕЭС возрастёт, возрастёт и роль таких стран, как ФРГ и Франция.

Что касается отношения Западной Европы к России в новых политических условиях, то западноевропейская военно-политическая интеграция не агрессивна , имеет оборонительный характер.

Возможно, Североатлантический договор останется, но в несколько другом виде - договор между США и объединённой Европой.

Германский вопрос и объединение Германии.

После разделения Германии подходы США и Франции к ней определялись, с одной стороны, установкой на воссоединение, с другой - небезопасностью для Европы форсирования вопроса о воссоединении и боязнью рецидивов германского национализма.

Что касается отношений с ФРГ, то здесь Франция и США были активны, так как их целью было становление ФРГ мирным, демократическим государством, и в то же время (из-за её расположения в центре Европы) она должна была стать важным звеном в обороне Запада. Контроль за ФРГ осуществлялся через включение её в натовские структуры безопасности, западноевропейскую экономическую интеграцию. Вашингтон и Париж официально всегда поддерживали стремление ФРГ к воссоединению Германии (это было записано в Конституции ФРГ). Официальная формулировка позиций США и Франции по вопросу воссоединения Германии к 1957 году формулировалась следующим образом: свободные общегерманские выборы; членство Германии в НАТО - по решению выбранного правительства; при решении германского правительства сохранить членство в НАТО - это не будет использоваться для получения Западом военного превосходства.

Де Голль считал, что воссоединённая Германия - «нормальное будущее для немецкого народа», если границы в Европе не будут изменяться. Действительно, в 1990 году Германия воссоединилась на основе нерушимости границ, но в то время ФРГ не признавало границы, находя в этом поддержку США. Вот отличие французского подхода к объединению Германии от западногерманского и американского.

Ядерная монополия Парижа по отношению к Бонну, включение Германии в процесс интеграции по де Голлю давали предпосылки против возрождения немецкого национализма.

Были расхождения между официальными позициями западных держав в пользу воссоединения Германии и рядом неофициальных заявлений. Двойственность подходов к воссоединению Германии была обусловлена невозможностью этого в тех условиях. В 50-х годах только-только началась европейская экономическая интеграция (она была определённой гарантией против национализма).

Второй берлинский кризис (случившийся уже после кризиса 40-х годов), являвшийся одной из проблем, вызванных расколом Германии, поставил мир на грань термоядерной войны.

Аденауэр требовал пересмотра территориальных итогов войны. Хрущёв же старался занять наступательную позицию, опираясь на создание СССР баллистических ракет (территория США стала доступной для ядерного удара). СССР предъявил ультиматум США, Англии, Франции об их уходе из Западного Берлина.

27 ноября 1958 года СССР предъявил ноту США, обвиняя  западные страны в нарушении Потсдамских соглашений, искусственном затягивании оккупационного режима в Западном Берлине, осуществлении с территории Западного Берлина подрывной деятельности против ГДР, требовал ухода войск из Западного Берлина. Срок выполнения - 6 месяцев (потом увеличен до года, потом - до 1,5 лет).

Действия Хрущёва были восприняты Западом как агрессивные. По мере того, как он шёл к подписанию мирного договора с ГДР и ликвидации на этой основе оккупационного статуса Западного Берлина. В целях обсуждения проблемы с Западным Берлином в середине мая 1960 года должна была состояться встреча глав СССР, США, Англии и Франции, но из-за того, что незадолго до этого был сбит над территорией СССР американский разведывательный самолёт , Хрущёв туда не поехал. Хотя продление сроков ультиматума смягчило кризис, в 1961 году Хрущёв при встрече с Кеннеди в Вене заявил о бесповоротности заключения с ГДР мирного договора.

В тот период точки зрения США и Франции относительно Берлина были почти единодушны, но когда обсуждался вопрос о боевых действиях против СССР в случае перехода его к блокаде Западного Берлина, де Голль дал понять, что французские войска воевать не будут.

Из-за военных приготовлений США Хрущёв не ввёл блокаду западного Берлина, не подписал мирный договор с ГДР и после лета 1961 года Берлинский кризис сошёл на нет. Но до 1971 года, когда было подписано четырёхстороннее соглашение по Берлину, неурегулированность ряда связанных с ним вопросов оставалась одной из главных проблем европейской безопасности.

В 60-х годах Аденауэр в своей политике исходил из формулы: «Никакой разрядки без прогресса по германскому вопросу» (ставил условием одобрения разрядки со стороны ФРГ воссоединение Германии). Это способстволвало сближению ФРГ  и США.

Де Голль пытался в свою очередь перетянуть Западную Германию на сторону «антиамериканского европеизма». В 1963 году был подписан Елисейский договор. Этот договор сулил множество перспектив Франции и ФРГ: Бонн рассчитывал получить доступ к тогда ещё создаваемому французскому ядерному оружию (хотя де Голль этого и не допустил); Франция создавала альтернативу атлантическим структурам безопасности, кроме того, вовлечение ФРГ в западноевропейское сотрудничество де Голль считал способом сковывания возможного германского национализма. За счёт  этого союза ФРГ повышала свой мировой статус.

Договор предусматривал сотрудничество в разных областях (политической, военной, культурной). Целью военного сотрудничества была выработка совместных стратегических и тактических концепций. Особое положение договора - рассмотрение его сторонами как ступень на пути к объединению Европы.

Этот договор вызвал недовольство Вашингтона. Сработал механизм западногерманской военно-политической зависимости от США, бундестаг в одностороннем порядке сформулировал преамбулу к договору, где заявил о своей приверженности обороне в рамках НАТО. Таким образом, договор был сведён лишь к регулярным консультациям между Францией и ФРГ.

После победы на выборах в ФРГ В. Брандта произошли знаменательные события, такие, как: признание итогов второй мировой  войны, отказ от «доктрины Хальштейна» и признание ГДР. Правительство Брандта исходило из того, что конфронтационный курс усиливал раскол Германии.

ФРГ подписала четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину и ряд договоров со странами Восточной Европы, что позволило закрепить послевоенные границы в Хельсинки в 1975 году окончвтельно.

Согласно соглашению по Западному Берлину СССР не препятствовал транзитному сообщению на территории ГДР, правительства Франции, Англии и США заявили, что связи между Западным Берлином и ФРГ будут поддерживаться, учитывая то, что Западный Берлин не является составной частью ФРГ.

США, поддерживая восточную политику Брандта, надеялись. Что СССР станет сдержанным на глобальном направлении. Франция хотела разрядки напряжённости в Европе. Самостоятельного сближения ФРГ и СССР Париж и Вашингтон боялись, так как  ради перспектив воссоединения Западная Германия была готова пожертвовать многими преимуществами союза с Западом, могла появиться агрессивная единая Германия. Гарантиями против таких угроз служили: отсутствие у ФРГ ядерного оружия, её членство в НАТО. Присутствие американских, французских войск на западногерманской территории, вовлечение ФРГ в систему взаимосвязи Запада.

Движение Западной Германии к разрядке побудило Францию и США к такой же политике (чтобы контролировать Бонн). Париж был обеспокоен за судьбу буфера, отделявшего Францию от ОВД. В этот период французское правительство более осторожно высказывалось по поводу опасностей блоковой системы. Беспокоясь за удержание ФРГ в системе атлантизма и о сохранении американского военного присутствия.

Ко второй половине 70-х годов советско-американские отношения ухудшились, что тормозило разрядку. Это сближало Париж и Бонн, так как оба были за разрядку (Париж желал стабильности в Европе, а второй понимал невозможность объединения Германии без разрядки).

В начале 80-х годов ситуация изменилась: Франция опасалась размягчения западногерманского буфера из-за поляризации сил в ФРГ. Как и в 70-х годах возникли опасения самостоятельного движения ФРГ по пути разрядки. Кроме того, в  80-х годах в вопросе воссоединения Германии чувствовалась двойственность, так как никто не был уверен в результате процесса воссоединения. При всех недостатках блокового противостояния ситуация в Европе была относительно стабильной, перемены же таили в себе опасности.

Французское руководство первоначально вообще не верило в быстрое воссоединение Германии. Париж опасался дестабилизации в Европе при форсированном объединении. Немцы и сами не предполагали даже в 1989 году, что объединяться так быстро (первоначально говорили о создании двумя странами договорного общества на конфедеративной основе). Когда же объединение Германии стало очевидным, французы забеспокоились, так как перед Парижем встала проблема сильного германского влияния не только в НАТО, но и в ЕЭС, ЗЕС. У Франции появился конкурент с точки зрения возможности повышения влияния в Европе.

К 90-му году процесс германского объединения после демократизации в СССР и падения режима Хоннекера  пошёл полным ходом. Причём никто на Западе не стал использовать объединение Германии для создания военного превосходства над СССР. В Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии (12 сентября 1990 г.) сказано о неизменности послевоенных границ в Европе, отказе Германии от ядерного, биологического, химического оружия. ФРГ обязалось сократить ВС объединённой Германии до 370000 человек. Ещё одно положение договора - обязательство не размещать иностранные войска и ядерное оружие на бывшей территории ГДР.

Объединённая Германия проявляет традиционную ориентацию на устоявшиеся западные институты. После ухода в прошлое блокового противостояния, Германия не зависит от США и её политика становится самостоятельной, возрастающее немецкое влияние носит цивилизованный характер.

В такой ситуации Франция и США стараются установить тесные интеграционные связи с Германией. Вашингтон делает упор на обновляемую НАТО. Париж - на ЕЭС и ЗЕС.

В целом вовлечение Германии в Общеевропейский процесс идёт удачно (Маастрихт - ещё один шаг). Это государство богатое, стабильное, демократическое, у которого хватает ресурсов для интеграции бывшей ГДР в свою экономику и для  крупных инвестиций в бывшем СССР и Восточной Европе.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты