Становление и совершенствование белорусских политических партий

Становление и совершенствование белорусских политических партий

Cодержание


Функции политических партий

Особенности общественного развития Беларуси в период зарождения многопартийности

Первые политические партии и организации (1988 - август 1991 гг.)

Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси

Факторы влияния на партийную систему

Классификация и особенности партийной системы Республики Беларусь. Причины слабости политических партий

Литература



Функции политических партий


Одно из первых определений понятия "партия" было дано на рубеже XVIII-XIX вв. родоначальником консерватизма Эдмундом Берком. "Партия, - писал он, - представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствующихся некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию"[1]. Конечно, это определение не отвечает всем канонам современной политологической науки. Но оно интересно тем, что довольно удачно характеризует ключевые моменты, которых недостает современным белорусским политическим партиям. Мы имеем в виду, что у партий, не говоря уже об обществе в целом, нет единства в подходе к существованию национального государства и базовых ценностей демократии: частной собственности, свободе слова, свободе собраний, свободе вероисповедания, местному самоуправлению и т.д.

В статье 1 Закона Республики Беларусь "О политических партиях", принятого 5 октября 1994 г., законодатель дал следующее определение политической партии: "Политической партией является не зависимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах".

С учетом зарубежного опыта можно сказать, что группу лиц можно рассматривать в качестве партии, если она: а) особым образом организована и структурирована; б) имеет программу действий, разработанную на основе определенной идеологии; в) рассматривает участие в выборах в качестве законного способа завоевания власти; г) после прихода власти реализовывает свою программу и предвыборную платформу.

Хотя прототипы партий появились еще в Древней Греции, процесс их становления в современном понимании начался только в эпоху буржуазных революций XVIII в.

Значение партий в обществе не всегда оценивалось положительно. Например, А. де Токвиль, посвятивший объемный труд изучению демократии в Америке, писал, что "партии - это зло, свойственное демократическому правлению"[2]. Однако сегодня ни один серьезный политик или политолог не подвергает сомнению утверждение, что политические партии являются одним из основных институтов гражданского общества и правового государства. Это в равной степени относится к партиям, как находящимся у власти, так и к оппозиционным.

Каковы же функции современных политических партий? Ответ на этот вопрос зависит от того, что тот или иной исследователь понимает под партией и каких методологических принципов он придерживается при изучении социально-политических процессов, происходящих в обществе. Не претендуя на исчерпывающий перечень всех функций, которые могут выполнять партии, приведем важнейшие из них.

Во-первых, партии могут представлять интересы как отдельных социальных групп и слоев, так и всех граждан, и формулировать то, что выгодно обществу в целом. Естественно, что каждая партия, стремясь победить на выборах, должна не только вести механический учет социальных потребностей максимально большого круга избирателей, но и привести их к общему знаменателю в своей программе и предвыборной платформе. Однако партии не только выражают интересы тех или иных социальных групп. С одной стороны, они помогают им лучше осознать эти интересы, а с другой - активно участвуют в их формировании.

Во-вторых, непосредственная работа людей в политических партиях способствует их политической социализации, приобщению к политической жизни. Но это касается не только членов партии. Опосредованно партии способствуют политической социализации всего населения, особенно в период выборов, предлагая каждому члену общества выбрать для себя ту или иную программу общественно-политического развития, определить свое место и участие в жизни. Они прививают гражданам цивилизованные формы участия в политической жизни общества, без стихийных выступлений и беспорядков.

В-третьих, партии выполняют интегративную функцию между обществом и государством. Они обеспечивают динамичное функционирование важнейших элементов политической системы общества, прежде всего органов законодательной и исполнительной власти. Через партии осуществляется обратная связь государства с обществом, а конкуренция между ними препятствует установлению монопольной власти одной партии.

В-четвертых, партии из числа своих членов осуществляют подбор и подготовку политической элиты (кадров) для управления государством. В странах с развитой партийной системой и конкуренцией партий приход к власти случайных, некомпетентных людей практически невозможен. Партии, заботясь о своем имидже, ведут тщательный отбор лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, а также на должности в аппарат исполнительной власти. В-пятых, после победы на выборах партии получают законное право на осуществление государственной власти, на управление государством. Это дает им возможность реализовывать положения своих программ и предвыборных платформ посредством принятия соответствующих решений органами законодательной, исполнительной и представительной власти. Разработка и реализация внутри - и внешнеполитического курса страны - одна из важнейших функций политической партии.

В-шестых, партии, постоянно обновляя свои программы, способствуют выработке наиболее оптимальных и эффективных путей решения проблем, стоящих перед обществом. Партии, которые не в состоянии продуцировать новые идеи, обречены на быстрое политическое забвение.

В последнее время партии сталкиваются со своеобразной конкуренцией со стороны различных общественных организаций, лоббистских групп и даже отдельных СМИ, которые претендуют на выполнение некоторых функций, присущих политическим партиям. Это происходит с теми социальными группами (малочисленные этнические и религиозные группы, мигранты и т.п.), интересы которых недостаточно полно выражают традиционные политические партии и у которых не хватает собственных ресурсов на создание полноценных аналогичных структур. Но, несмотря на эту тенденцию, говорить об уменьшении роли политических партий в жизни общества и государства пока преждевременно.


Особенности общественного развития Беларуси в период зарождения многопартийности


Ключ к пониманию сущности возникновения и эволюции партийной системы Беларуси лежит в особенностях общественно-политического развития страны конца 80-х годов. Так, если по уровню социально-экономического развития Беларусь находилась на уровне стран Балтии, то по степени готовности восприятия идей гражданского общества и независимого национального государства - пожалуй, на одном из самых последних мест среди республик бывшего СССР. Количественные и качественные изменения населения страны, произошедшие в результате массовых репрессий и чисток, а также в период Второй мировой войны, привели не только к необратимым институциональным изменениям в образе жизни людей, но и к частичной потере ими национальной идентичности. Руководящую роль Коммунистической партии и советскую власть подавляющее большинство простых граждан, управленческая элита, значительная часть технической и творческой интеллигенции воспринимали не как нечто чуждое Беларуси, а как неотъемлемую часть ее собственной истории. Представители союзных силовых структур (КГБ, МВД, Советской армии) не чувствовали на себе, в отличие, например, от своих коллег в Литве, плохо скрываемого пренебрежения и неприязни по национальному признаку со стороны коренного населения. Правящая номенклатура, сильно разбавленная после 1945 г. мигрантами, не обладая опытом самостоятельного государственного управления в независимой стране, не представляла своего существования без "указующего перста Москвы". "Советские" белорусы на просторах бывшего СССР были самыми советскими людьми, даже, пожалуй, более советскими, чем русские.

В 60-70-е годы по темпам урбанизации с Беларусью не могла сравниться ни одна республика СССР. Подавляющее большинство населения городов являлось горожанами в первом поколении и не успело в полной мере адаптироваться к городу и городской культуре. Оторванность от прежней среды обитания и прежнего образа жизни способствовала предрасположенности таких горожан к восприятию популизма, обещаний о необходимости наведения порядка при помощи административных методов. Добиться улучшения своей жизни они хотели не путем достижения свободы, демократии и рынка, а посредством нового передела власти.

И все же в условиях общественного подъема конца 80-х годов XX в. казалось, что демократизация общественной жизни и политическое развитие Беларуси пойдут по пути, схожему со странами Балтии. Многие политики полагали, что если и будет какое-то отставание, то во временном плане оно будет очень незначительным. Действительно, первая массовая политическая организация - Белорусский народный фронт - возникла у нас примерно в то же время, что и в странах Балтии, и в своей деятельности ставила схожие цели и задачи. Однако в странах Балтии народные фронты (движения), опиравшиеся на поддержку национальной управленческой номенклатуры и объединявшие людей разных идеологических предпочтений, смогли на первом этапе сыграть роль тарана в борьбе с коммунистической тиранией и советской оккупацией. Затем они утратили свое значение влиятельной политической силы, но явились основой возникновения политических партий - национальных, консервативных, христианско-демократических, либеральных, социал-демократических и т.п. В Беларуси этого не произошло и, видимо, не могло произойти в силу указанных особенностей общественно-политического развития страны.

Возникшие в начале 90-х годов партии демократического направления оказались слабее аналогичных партий стран Балтии. Причина этого, как уже говорилось, заключалась не только в ограничительной и запретительной политике властей, но и в "советскости" рядовых, среднестатистических белорусских граждан, которые в большинстве своем были не готовы воспринять и поддержать идеи и ценности открытого общества, национального государства. Кроме этого, фактором, сдерживающим самостоятельное развитие политических партий, являлось доминирующее положение БНФ на политической арене и после августовского путча 1991 г. БНФ не желал "растворяться" в политических партиях или преобразовываться в одну из них, не доверял им и считал себя единственным последовательным защитником независимого государства и национально-культурного возрождения страны. Поэтому он относился к партиям демократического направления как к неравноправным партнерам по борьбе с существующей властью, пытаясь навязать им свои правила игры.

Вместе с тем, политические партии, осознавая свои подлинные и мнимые слабости, испытывали своеобразный комплекс неполноценности по поводу неумения привлекать граждан в свои ряды и вести реальную политическую борьбу. Поэтому они не спешили дистанцироваться и, тем более, порывать с БНФ, хотя многие из них рассматривали себя в качестве "третьей силы" и стремились проводить политику равноудаленное от прокоммунистического правительства В.Ф. Кебича и БНФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты