Становление политических партий Российской Федерации: "Единая Россия" - партия-гегемон

Противостояние города и села в первой российской партийной системе выражала такая депутатская группа, как трудовики, действовавшая во всех четырех Думах[16]. Кроме того, решение крестьянского вопроса содержали программы буквально всех политических партий России начала 20 века, особенно активно в этом направлении действовали эсеры. В современной России существует Аграрная партия, которая была представлена в первой и второй Государственных Думах[17].

Противостояние центра и переферии в первой партийной системе вызывало к жизни партии и группы, защищавшие, в первую очередь, интересы национальных окраин. В Деме первого созыва (1906) существовала фракция автономистов, состаявшая из польской, украинской, эстонской, латышской, литовской и других национальных групп. Во второй (1907) и третьей (1907-1912) Думах представители национальных окраин создали Мусульманскую депутатскую группу и Польское коло, в четвертой Думе (1913-1917) действовали отдельные национальные группы.[18] В современной России законодательно запрещено создание партий на национальной или этнической основе и функционирование региональных партий на федеральном уровне, следовательно, противостояние между центром и периферией проявляло себя не в формировании партий федерального уровня, защищающих интересы регионов, а в создании уже внутри Государственной Думы объединений.

Противостояние предпринимателей и работников в начале 20 века в радикальном виде выражала РСДРП, хотя решениек рабочего вопроса содержали программы буквально всех политических партий того времени. На современном этапе этот конфликт выражается в положение наемных работников в постиндустриальном обществе, которое активно формируется в России и ведется всеми ведущими политическими партиями.

Таким образом, все общие конфликты партийного генезиса, изложенные в теории Липсета и Роккана, с той или иной степени действовали и действуют в современной России.

Если обратиться к особенным российским факторам то можно согласиться с К.Г. Холодковским, что для России конца 20 начала 21 веков характерными движущими силами партогенеза, партийного размежевания явились противостояния по нескольким линиям таким как:

1.                 модернизация – традиционализм, то есть постоянная дискуссия за продолжение или прекращение реформ;

2.                 демократия – авторитаризм;

3.                 элитарность – социальность, то есть выбор между экономической целесообразностью и социальной справедливостью;

4.                 западничество – почвенничество.[19]

Эти общие и особенные противостояния в российском обществе или даже можно сказать противоречия общественного сознания порождали, порождают и будут порождать все многообразие современных российских партий, формируя в чем-то общеевропейский, а в чем-то собственно российский формат политической партийной системы.

Партийные системы в свою очередь тоже имеют свои закономерности формирования. Согласно Дж. Брайсу двухпартийные системы формировались в условиях противостояния двух основных политических сил, а многопартийные системы вырастают в обществах, испытывающих противостояние сразу по нескольким направлениям.[20] Кроме того на формирование партийной системы, согласно Дюверже, оказывает влияние избирательное законодательство. Пропорциональная система выборов способствует образованию многопартийных систем, в то время как мажоритарная система в один тур дает тенденцию к формированию бипартизма.[21] Поэтому в континентально-европейских странах, включая Россию, партийный генезис шел по пути образования многопартийных систем, а в США, Великобритании, других англоязычных странах – по пути формирования бипартизма.

Процесс партийного генезиса в России был нарушен приходом к власти большевиков и созданием с помощью насилия однопартийной системы. Создание такой системы осуществлялось путем запрета деятельности всех партий, кроме коммунистической, и физического уничтожения носителей всех политических идеологий, кроме коммунистической. Поэтому партийный генезис в России конца 20 начала 21 веков имел иную точку отсчета, чем в странах Западной Европы, и начался с перехода от однопартийной системы к многопартийной. Политические партии в России в процессе своего становления в той или иной степени прошли 4 конфликта характерные для европейских обществ, выделенные Липсетом и Рокканом. Но партии России также развивались под влиянием собственных неповторимых факторов.


ГЛАВА II. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

§1. Институционализация политических партий в современной России


Нужно отметить, что конституции 19 и первой половины 20 веков, как правило, этот вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия.

Кроме конституции, правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях.

Основу для законодательной регламентации деятельности политических партий в Российской Федерации представляют собой конституционные положения и федеральные законы.

·                   Конституция Российской Федерации. [22]

Согласно статье 13 первой главы в России признаются политическое многообразие и многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Но, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

·                   Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях».[23]

Этот закон вступил в силу с момента подписания, а именно с 11 июля 2001г. Каждый гражданин имеют право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в них. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Партия должна состоять не менее чем из 50 тысяч человек. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в ее уставе. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, также как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Любая политическая партия обязана в соответствии с этим законом иметь Устав, в котором должны быть прописаны все положения от целей и задач до структуры. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане, признанные судом недееспособными.

Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

Политическая партия вправе:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3. участвовать в выборах и референдумах;

4. создавать региональные, местные и первичные отделения;

5. организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

6. учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

7. пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

8. создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;

9. защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

10 устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

11. осуществлять предпринимательскую деятельность.

Политическая партия обязана:

1. соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

2. ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности и т.д.;

3. допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия;

4. извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Государственная финансирование политических партий осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

·  Федеральный закон «о выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации».[24]

Кандидатом в депутаты Государственной Думы может являться гражданин России, достигший 21 года.

Политические партии осуществляют выдвижение кандидатов в составе федеральных списков. Политическая партия в праве выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты