Стратегия и тактика избирательной кампании на примере избирательной кампании во Франции в 2007 году

Главные фавориты президентской гонки принадлежат к противоположным политическим формированиям и, соответственно, придерживаются различных политических взглядов, но, тем не менее, есть нечто общее, что их объединяет. Это не только возраст (им чуть за пятьдесят), примерно одинаковое образование (изучали политические науки, работали адвокатами), послужной список (были министрами в составе нескольких правительств, депутатами парламента), партийная карьера (стали партийными активистами ещё в студенческие годы, быстро продвигались по партийной лестнице), наконец, присущая обоим кандидатам харизматичность и нацеленность на результат. Главное их сходство состоит в том, что и Саркози, и Руаяль являются воплощением перемен, востребованных французским обществом. Они, если хотите, - носители идей «французской перестройки» начала ХХI века. Если с именем Николя Саркози связывается возрождение правых сил, их теоретического багажа, то Сеголен Руаяль – новое лицо французских социалистов, с большим трудом пытающихся выработать «левую идею» применительно к реалиям нового века. А платформы кандидатов в президенты от СНД и ФСП – это, по сути, две программы модернизации Франции. Жёсткий её сценарий – это Саркози, умеренный – это Руаяль.

Также общим является нежелание обоих говорить о своих финансах.


Глава 3. Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента Франции. Сравнительный анализ выборов 2002 г. и 2007г.


3.1 Сравнительный анализ выборов 2002г. и 2007г.


Всего же в этом году зарегистрировались 44 508 224 избирателя — на 3,3 млн больше, чем во время предыдущих президентских выборов в 2002 году. Уже к полудню на участках побывал 31% избирателей — на 8% больше, чем в 2002-м. К пяти вечера проголосовали уже 74% французов — уже на 15% больше, чем в прошлый раз. А к половине седьмого явка превысила 87% — рекорд в истории Пятой республики.

Вообще нынешняя избирательная кампания побила все рекорды активности избирателей. Никогда еще во Франции политики не собирали такое количество людей на свои предвыборные митинги. Никогда политические передачи не пользовались во Франции такой бешеной популярностью. Даже книги о политиках, которые обычно пылятся на полках, распродавались невиданными тиражами.

Подобный всплеск избирательной активности социологи объясняют несколькими причинами. Во-первых, французы боятся повторения истории 2002 года. Тогда из-за пассивности избирателей, уверенных в том, что выиграет лидер социалистов Лионель Жоспен, во второй тур вопреки ожиданиям вышли действующий президент Жак Ширак и Жан-Мари Ле Пен. Как признался потом сам господин Ширак, "у французов во втором туре не осталось выбора", кроме как поддержать его.

Во-вторых, в этом году Франция выбирает новое направление развития. И в любом случае выбор будет сделан в пользу политика нового, послевоенного поколения. Каждый из кандидатов (и даже по-своему Ле Пен) призывает порвать с прошлым: быть ближе к людям, сократить расходы на власть, поменять социально-экономическую модель развития.

Президентские выборы во Франции 2002 года получили широкий международный резонанс, поскольку ознаменовались скандальной сенсацией. Неожиданно главный соперник действующего президента республики Жака Ширака премьер-министр Франции социалист Лионель Жоспен не прошёл во второй тур, уступив в первом туре 21 апреля менее 1 % ультраправому кандидату, лидеру Национального фронта Жан Мари Ле Пену. Это второй случай в послевоенной истории Франции, когда левые потерпели поражение в первом туре президентских выборов (первый раз в 1969, когда во второй тур вышли голлист Жорж Помпиду и центрист Ален Поэр). На поражение Жоспена отчасти повлияла распылённость левого электората (например, три кандидата-троцкиста набрали в совокупности 10 % голосов), отчасти непопулярные реформы и вялая избирательная кампания, а также самый высокий с 1969 уровень неявки избирателей. Успех Ле Пена стал частью общеевропейской тенденции усиления националистов. Путь к президентскому олимпу лидер Национального фронта начал в 1974 и с тех пор неуклонно улучшал свой результат с 0,74 % до 15 % в 1995.

За Ле Пеном закрепилась репутация расиста и демагога, хотя он не был самым радикальным (2,3 % голосов получил ещё более правый Брюно Мегре). Ле Пен выступал под лозунгами защиты от криминала и усиления Франции на международной арене. В его программе содержались положения о высылке нелегальных иммигрантов, ограничении избирательных прав иностранцев, отмене автоматического приобретения гражданства, выходе из Маастрихского договора и Шенгенских соглашений, а так же проведение референдумов о введении смертной казни и отмене евро. Наилучшие результаты Ле Пен показал в восточных департаментах Франции вдоль границы (получив там относительное большинство).

Выход националиста и еврофоба во второй тур вызвал шок, как в самой Франции, так и за её пределами. В крупных городах страны прошли многотысячные антилепеновские митинги, в том числе приуроченные к 1 мая (в знак единства нации на ней выставлялись не красные флаги, а государственные). Ведущие мировые деятели выступили с озабоченными заявлениями. Некоторые израильские политики даже призвали евреев срочно уезжать из Франции. Мировая пресса изобиловала апокалиптическими комментариями и предвещала угрозу неонацизма. Зазвучали утверждения о «болезни Франции», дефектах её избирательной системы и «ответственности избирателей». Свою поддержку Ле Пену выразили другие ультраправые европейские политики, такие как Йорг Хайдер в Австрии и Владимир Жириновский в России.

В этой ситуации положение Жака Ширака чрезвычайно облегчилось; не только его умеренно правые оппоненты, но и практически все левые призвали поддержать Ширака как «меньшее зло». Он без труда получил подавляющее большинство голосов во втором туре 5 мая. Его соперник смог улучшить свой результат лишь незначительно. Это были единственные всенародные президентские выборы во Франции, где во втором туре один и тот же кандидат победил во всех департаментах.


3.2 Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента Франции


В начале 2007 года Саркози оказался единственным претендентом на участие в президентских выборах, намеченных на апрель-май, как кандидат от UMP. 14 января 2007 года он получил 98 процентов голосов на безальтернативных внутрипартийных выборах. Его основным конкурентом в борьбе за президентское кресло считалась кандидат от социалистов Сеголен Руаяль (Segolene Royal). После середины января Саркози лидировал в социологических опросах, хотя ранее он уступал Руаяль. Рост его популярности связывали с рядом заявлений, которые правый кандидат сделал по экономической теме. Он, в частности, постарался смягчить свой образ радикального реформатора, подчеркнув, что выступает не просто за свободный рынок, но за "управляемый и регулируемый" свободный рынок. Как считают наблюдатели, Саркози тем самым старался привлечь голоса избирателей из центральной части политического спектра.

Нынешняя предвыборная кампания стала полигоном для испытания новейших электоральных технологий. Впервые 882 тыс. избирателей из "заморских территорий" Франции (Гваделупа, Гаяна, Мартиника, Французская Полинезия), а также французские граждане за границей начали голосовать за день до официальных выборов. Впервые половина всех бюллетеней была сделана из бумаги, полученной в результате переработки вторсырья. Еще одно новшество, наделавшее много шума,— это голосование с помощью компьютера. Правда, воспользоваться новинкой было предложено лишь 4% избирателей в 1600 муниципалитетах.

Огромную роль в президентской гонке сыграл интернет. За последние месяцы во Франции появился новый тип пользователя сети — блогер-активист. Многие кандидаты привлекали "культовых" блогеров для участия в собственной пиар-кампании. Еще одно новшество — "имейлинг", который позволяет за небольшие деньги рассылать десятки тысяч информационных писем или плакатов. Кроме того, активно использовалось интернет-видео: передача в прямом эфире митингов, клипов, интервью, пародий. Самыми передовыми оказались, как ни странно, правые: Никола Саркози и Жан-Мари Ле Пен превратили свои сайты в круглосуточное веб-телевидение.

Впрочем, не пренебрегали кандидаты и традиционными методами агитации. По телевизору крутили предвыборные ролики всех 12 кандидатов, а власти четко отслеживали, чтобы у каждого участника предвыборной гонки был равный доступ к СМИ. Перед выборами весь Париж был заклеен плакатами с портретами кандидатов, многие из которых становились жертвами "черных пиарщиков". Так, на портретах Никола Саркози часто подрисовывали свастику и писали на лбу "Фашист!", а фотографии Сеголен Руаяль заклеивали листовками с надписью "Ты — не наш президент!".

В субботу (последний день, когда можно было вести агитацию) по центру Парижа бродили толпы молодых активистов из штабов основных кандидатов. На площади Республики стояли молодые люди в голубых майках и вручали всем прохожим горшки с растениями: "В воскресенье начинается новая жизнь! Голосуйте за Никола Саркози!"

Анализ первого тура

На национальном уровне Николя Саркози получил 31,18 %, а Сеголен Руаяль — 25,87 %, тогда как на выборах 2002 года Жак Ширак получил 19,88 %, а Лионель Жоспен — 16,8 %. Правый центрист Франсуа Байру утроил свой результат по сравнению с 2002 годом с 6,84 % до 18,57 %. Ультраправый кандидат Жан-Мари Ле Пен в этот раз получил лишь 10,44 % по сравнению с разгромными для социалистов 16,86 % на прошлых выборах 2002 года. Так как в марте-апреле Николя Саркози значительно сменил свою позицию на более правую, многие комментаторы считают, что он в результате переманил часть традиционных ультранационалистов от Ле Пена. В целом левое крыло получило 36 %, центристы — 18,5 %, правое крыло — 33 % и ультраправые — 10,6 %.

Кроме 4 основных кандидатов, остальные участники президенсткой гонки получили лишь небольшое число голосов в противоположность предыдущим президентским выборам. Оливье Безансно (Революционная коммунистическая лига) получил менее 5 % голосов (4,11 %), что позволило бы ему получить государственную компенсацию за политическую кампанию. Традиционалист-аристократ Филипп де Вилье получил 2,24 %, коммунистка Мари-Жорж Бюффе — 1,94 (по сравнению с 3,37 %, которые получил Робер Ю в 2002, которые, кстати, тогда стоили ему его поста в Коммунистической партии). Кандидат зелёных (Доминик Вуане) получила лишь 1,57 % против 5,25 %, полученных в 2002 году Ноэлем Мамером. Существенно меньше получила также Арлетт Лагийе из Рабочей борьбы: только 1,34 вместо 5,72 % в 2002. Не участвовали в голосовании 15,4 % избирателей.

С общим участием 84,6 % избирателей выборы 2007 года достигли уровня участия, невиданного с 1965 года, когда активность избирателей была 84,6 %. Более того, большинство французских граждан отказались от протестного голосования, хотя лозунг левых «Любой, только не Саркози», возможно, добавил голосов Байру и Руаяль.

Однако поляризация политической сцены во время предвыборной компании с голосованием «против Саркози» проявилась и с левого фланга. Многие традиционные про-левые избиратели в этот раз голосовали за Саркози, так как видели сильную оппозицию Руаяль даже в её собственной Социалистической партии. Например, бывший социалист Бернар Тапи, Макс Галло, поддерживавший в 2002 левого кандидата (Жан-Пьера Шевенмо), и Эрик Бессон в эти выборы предпочли поддержать Саркози.

С другой стороны, некоторые высказывания и взгляды Саркози в отношении законности и порядка, иммиграции и даже генетики отдалили от него его потенциальных сторонников, которые в результате решили голосовать за Байру.

Центристы Социалистической партии Мишель Рокар и Бернар Кушнер призвали к альянсу с Байру. Такой тактический союз способен повлиять на результаты парламентских выборов в июне 2007 года, так как может определить судьбу парламентского большинства. Бывший министр-социалист Клод Аллегр высказался за такой альянс. Однако сама Руаяль подвергла решительной критике такую позицию Рокара. То же самое сделал и секретарь Социалистической партии Франсуа Олланд, муж Руаяль.

Второй тур

Сразу после первого тура все левые кандидаты (кроме призвавшего бойкотировать выборы Шиварди) высказались в поддержку Сеголен Руаяль. Франсуа Байру вначале заявлял о том, что он не будет поддерживать ни одного из кандидатов, вышедших во второй тур. Однако, позже он заявил, что не будет голосовать за Саркози, что дало повод комментаторам говорить о скрытой поддержке Руаяль и даже об определённых его договорённостях с социалистами. Жан-Мари Ле Пен в своём заявлении 2 мая 2007 года призвал своих сторонников не голосовать ни за одного из кандидатов. Таким образом, из 10 кандидатов, не прошедших во второй тур, Саркози поддержал только Филипп де Вилье.

Второй тур прошёл 6 мая 2007 года, его результаты объявлены решением Конституционного совета Франции 10 мая. Участвовало 83,97 % от зарегистрированных избирателей, в том числе явка граждан Франции за рубежом составила 42,13 % от зарегистрированных избирателей за рубежом.


Заключение


В работе продемонстрирована роль стратегического подхода к планированию избирательной кампании. Для этого определены понятие, принципы стратегического планирования, факторы, влияющие на выбор стратегии. Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

Успешная стратегия предполагает видение различных аспектов взаимоотношений с избирателями. Выбор средств ведения агитации в данном случае должен определяться, с одной стороны, максимально точными социологическими данными о состоянии внешней среды во время выборов, а с другой — трезвой оценкой характеристик продвигаемого кандидата. Если эти характеристики входят в противоречие со стилем жизни и устремлениями избирателей, то никакие технологии не убедят их проголосовать.

Главные задачи кандидата в предвыборной кампании — построение своего имиджа, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Центральное место здесь занимает создание собственного имиджа, т. е. образа, который мог бы быть благосклонно принят населением. Политический консультант должен чётко знать вопросы, стоящие перед ним: что побуждает людей принимать участие в политической жизни страны? Какие психологические факторы и механизмы влияют на формирование у масс образа политического лидера? Какова структура этого образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании имиджа политика?


[1] Кудинов О.П., Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М.: ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997.

[2] Гоулд. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании/

/Политические исследования. М., 1993. №4.

[3] Браун Л. Имидж - Путь к успеху. Спб: Питер Пресс, 1996.

[4] Он-лайн журнала о выборах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Стратегическое планирование избирательной кампании.Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Максимов А. Как эффективно провести избирательную кампанию. М. 1995.

[7] Пейн К., Хед К., 0'Коннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. М.: Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995.

[8] Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13. – С. 62.

[9] Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 52.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты