Структура и функции политической системы

Политическая система, будучи обусловленной со­циально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами – правовыми и политическими.

  Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри – взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д. По Д. Истону, на «входе» системы, это совокупность требований и поддержка, в коих проявляются реальные интересы социальных групп. Например, требования безопас­ности, равноправия, политического участия и другие; поддержка в виде открытых действий общес­твенных сил в защиту системы, соответствующие умонастроения, приверженность господствующим ценностями т. п. Система регулирует потоки требо­ваний, формулирует их в применении к проводимой правящими институтами политике. На «выходе» сис­темы – результаты деятельности, принимаемые решения, словом, реализация государственной власти и заложенных в системе способов управления сооб­ществами людей. Политическая система устойчиво функционирует, если не допускается перегрузка ее требованиями и достигается взаимоувязка действий системы на «входе» и «выходе».

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Являясь самостоятельным организмом, политичес­кая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т. д.);

2) экстрак­ционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) дистрибутивная – способность распре­делять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

 4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям[5]. П.Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Способности реализуются в функциях политичес­кой системы, или иначе, в главных ее видах дея­тельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать сущест­вование данного общества как единого самоуправля­емого социального организма.

Функциональный подход в анализе политической системы включает три уровня: рассмотрение взаи­модействия системы с обществом в целом» в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адап­тации[6]. Разумеется» они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее пред­ставляют аспекты (стороны) различных видов дея­тельности политических институтов.

Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

Первое. Обеспечение политической власти опре­деленной социальной группы или большинства чле­нов данного общества, страны. Политическая систе­ма есть институциональная (упорядоченная, закреп­ленная нормами) форма бытия власти. Через инсти­туты, образующие политическую систему, осущес­твляется легитимация власти, реализуется монопо­лия на издание законов, имеющих общеобязатель­ный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая по­рядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осу­ществляются определенные формы и методы власт­вования: насильственные и ненасильственные, демок­ратические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических инсти­тутов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

Второе. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих фун­кций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от  типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значитель­но уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятель­ствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Полити­ка как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором истори­ческого прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделав­ших социалистический выбор, стала чрезмерной, де­формированной. Политические институты в значитель­ной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их осно­ве политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую полити­ческим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех историчес­ких условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропаганди­ровавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

Третье. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает опре­деленное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохране­ния статус-кво общества. Она объединяет эти соци­альные группы и слои вокруг общих социально-по­литических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встре­чающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации пос­редством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения[7].

Четвертое. Одна из важнейших функций полити­ческой системы – создание необходимых политичес­ких условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собствен­ности на средства производства, обеспечение еди­ного экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

Пятое – защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приоб­ретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, иде­ологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.           

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает по­рядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, професси­ональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между чле­нами общества, мобилизует ресурсы для удовлетво­рения социальных потребностей.

Переход на следующий – внутренний уровень функционального анализа системы – представляет собою рассмотрение видов ее деятельности, сопря­женных с осуществлением отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с ним     Р.-Ж.Щварценберг и П. Шаран объединяют их в группу функций конвер­сии (преобразующих). Речь идет о тех преобразова­тельных действиях, которые осуществляют институ­ты на «входе» и «выходе» системы:

а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс пред­ъявления, выражения и обобщения социальных ин­тересов при выработке политических решений;

б) нормотворчество (выработка норм и правил);

 в) применение норм и правил;

 г) контроль за соблюдением  норм и правил;

 д) политическая коммуникация.

Три  последние функции – сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными орга­низациями, в том числе партиями.

Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят деятельности:

а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять главные политические роли;

б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения полити­ческой культуры в сознание и поведение индивидов и масс.

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.


Набор функций политической системы прямо свя­зан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу госу­дарственных служащих, различные слои избиратель­ного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от поли­тики и власти.

2. Совокупность политических институтов и орга­низаций, составляющих структуры системы: государ­ство, все ступени правления от высших органов влас­ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, пре­следующие политические цели (объединения пред­принимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, право­вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы полити­ческой деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизне­деятельностью людей. В составе системы – полити­ческие структуры и сообщество людей со свойствен­ным ему образом политической жизни стилем поли­тической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают «ос­новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об­ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (сис­темы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические институты – один из основных эле­ментов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политичес­кой системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, напри­мер, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый кон­кретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменени­ями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты