Теоретическая политология (Часть 1)

Свойства поддержания легитимности власти:

1.    Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями

2.    Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве

3.    Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

1.    Уровень принуждения

2.    Наличие попыток свержения правительства

3.    Сила гражданского повиновения

4.    Результаты выборов и референдумов

5.    Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.


 

Понятие и структура политической системы общества,

ее социально-историческая обусловленность.

Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Впервые его применил Т.Парсонс для исследования общества. Согласно предложенной концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной.  Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы.

Политическая система -  это совокупность политических институтов, общественных структур, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние. Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь и позволяет представить политику как целостное явление.  

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное влияние на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политически управляемых структур, через политический процесс, т.е. путем принятия и осуществления политических решений. Политическая система представляет собой необходимый механизм, посредством которого осуществляться полновластие, суве­ренитет народа.

Структура политической системы это чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем). Обычно выделяют  пять основных подсистем в структуре политической системы.

1.Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между ними. Центральное место в ней принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

2.Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь общества.

3.Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

4.Коммуникативная подсистема включает все каналы политического взаимодействия.

5.Идеологическая подсистема – это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

6.Культурная подсистемакомплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственнности.

Функции политической системы:

  1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.
  2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).
  3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.
  4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
  5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
  6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Типология политических систем.

В современном мире существуют многообразные политические системы. На процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т. д.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков (оснований).

1. По критерию характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на:

·  Закрытые -  имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.  Примеры - бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария).

·  Открытые - активно обмениваются ресурсами, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Пример - развитые демократические государства Запада

2. По политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества выделяются

  • Тоталитарные - характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства
  • Авторитарные – характерна неограниченная власть меньшинства при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для большинства.
  • Демократические- предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

3. По по содержанию и формам управления французский политолог Ж. Блондель различает политические систем на:  

  • либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
  • коммунистические системы ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
  • традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
  • популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют стремятся к большему равенству в распределении благ;
  • авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

4. По классовому принципу т. е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделяются:

·        рабовладельческая,

·        феодальная,

·        капиталистическая

·        коммунистическая (социалистическая) политические системы.

 

Государство в политической системе, его сущность, функции,

свойства и признаки.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции.

Термин государство трактуется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как политико-территориальная суверенная организация, особой публичной власти, придающая своим велениям общеобязательное значение в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Признаки государства:

1.Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие «верховенство»: общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

2.Принудительность Государство располагает системой органов принуждения, применяемого в соответствии с законом в определенных ситуациях.  

3.Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

Отличительные признаки государства дополняются его атрибутами. Наличие публичной власти, отделенной от общества, фиксированной в определенных границах. Появление особого аппарата управления обществом. Отношение господства и подчинения.  Наличие монополии на правотворчество.  Исключительные права государства – денежная эмиссия, осуществление бюджетной политики, монополия на средства вооруженной борьбы.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других полит. Институтов. Традиционно функции государства принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1.Экономическая функция – выражается в организации и  регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредиторной политики, создание стимулов экономического роста.

2.Социальная функция – удовлетворение потребностей людей, предоставление социальных гарантий, страхование и т.д.

3.Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана общественного строя.

4.Культурно-воспитательная  функция – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, организация системы образования и приобщения к достижениям мировой культуры.

5.Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса и т.д.

Внешние функции делятся на :

1.      Функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

2.      Функцию обороны страны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты