Теоретическая политология (Часть 1)

Коалиционные -  это партии, действующие в конкурентных политических системах. Они ставят перед собой задачу завоевания государственной власти, путем получения большинства в государственных структурах, через объединение, коалицию с другими партиями, имеющими сходную идеологию и программу. У организационного центра коалиционной партии фактически нет рычагов обеспечения единомыслия ее членов. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количество фракций, постоянные дискуссии

Революционные – стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни. Их отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Классическим может считаться РСДРП.

Консервативные – стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной  действительности.

Реакционные – основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной  общественно-экономической формации.

Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод о том, что правильно оценить  политические партии их деятельность и место в политической системе можно лишь с объединительных позиций, поскольку никакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда не исчерпает  всего разнообразия данного феномена. Следовательно, только анализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под  различными углами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке.

 

Общественно-политические движения и организации


Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан являются общественно- политические движения -  это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.

Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения. 

Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:

  1. Отсутствие единой программы, устава.
  2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
  3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
  4. Добровольность участников на основе солидарности.

Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться.  К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.

Классификация общественно-политических движений:

1.         По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные

2.         По месту в политическом спектре:  левые, правые, центристские

3.         По масштабу: местные, региональные, международные

4.         По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.

5.         По продолжительность существования: однодневки, долгожители.

Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные , спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей — от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских. 

Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами. 

Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

 

Группы давления и общественно-политические движения.

 

Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.

Теория «групп давления» была впервые сформулирована Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. Данный подход далее разрабатывался Истоном.

Группы давления-  это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.

Функции:

1.      Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств   граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д.

2.      Информативная функция – доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.

3.      Агрегирование – согласования различных потребностей и ожиданий граждан.

4.      Формирование политических элит – продвижение представителей от групп интересов во властные структуры

В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп давления, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности:

1. С точки зрения происхождения и степени организованности политологи Алмонд и Пауэлл предложили деление групп давления на:

·        Анемические - возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги).

·        Институциональные - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.).

2. С точки зрения специализации деятельности выделяют:

·        Ассоциативные группы – добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

·        Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты).  

3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:

·        Одноцелевые

·        Многоцелевые.

Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп являются также общественно- политические движения -  это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Политические элиты. Современные теории элит.

 

Политическая элита - это привилегированная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты. 

Стратегическая функция - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.

Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты