Терроризм в современной России

Как обоснованно отмечал один из исследователей этой проблемы В.В. Витюк, для роста терроризма в странах экс-СССР "сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера". К их числу он относит распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня населения (при одновременном появлении тонкого слоя богатых, сделавших себе состояние не всегда праведным способом) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма, легализацию бесстыдства и взрыв преступности.

При этом нельзя упускать из виду и того обстоятельства, ранее неоднократно подчеркивающегося отечественными исследователями терроризма на Западе, что он является "крайней формой выражения социального протеста против существующего строя". Подлинно демократическое устройство государства исключает необходимость прибегать к подобным формам политической и социальной борьбы. В этой связи можно предположить, что неизбежный "чеченский синдром" окажет в ближайшие годы самое неблагоприятное влияние на состояние криминогенной обстановки в России.

Все перечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.

Для эффективной организации противодействия терроризму необходимо также учитывать и такую его характеристику как идейно-теоретическая мотивировка или направленность. Российские исследователи в принципе согласны со следующей его классификацией по этому основанию, признаваемой и их западными коллегами:

-терроризм "социальный" ("левый" и "правый");

- терроризм националистический (и сепаратистский, как частное его проявление);

-терроризм на религиозной почве, наибольшее распространение получивший в странах Азии и в исламском мире.

Как отмечалось ранее, В.В. Витюк обоснованно выделяет и такую в целом нетрадиционную его мотивировку, характерную в настоящее время для нашей страны, как поджоги и нападения на фермерские хозяйства, кооперативы, частные предприятия, банкиров, предпринимателей, называя их "терроризмом экономическим". На наш взгляд, в немалой степени эти проявления связаны с организованной преступностью, ее планами проникновения в экономику и легальные сферы предпринимательства. Есть основания прогнозировать достаточно высокий удельный вес подобных деяний и в ближайшем будущем.

Для разработки системы мер борьбы с терроризмом важное значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

-рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;

-социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;

-наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;

-стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;

-отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;

-наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах.

Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.

К числу внутренних факторов роста терроризма, на наш взгляд, относятся:

-наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;

-образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);

-наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;

-ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;

-наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

- сплоченность и иерархичность преступной среды;

-утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;

-обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

-настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;

-слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;

-низкий уровень политической культуры в обществе;

-широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована в том числе и на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

В целом же, как представляется, эта программа, призванная стать важной составной частью федеральной программы борьбы с преступностью, принятой летом 1994 г., должна включать следующие подразделы или блоки:

- правовые меры борьбы с терроризмом, включая сюда и принятие Закона РФ "О борьбе с терроризмом", а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью (первый шаг в этом направлении был предпринят спецслужбами стран СНГ в мае 1995 г.);

-общепредупредительные меры, в том числе и установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;

- административно-режимные меры, относя сюда и меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

-специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией подобной программы мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности Государственной Думы России в 1996-1997 гг.

Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.

Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным "актом доброй воли" является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.

Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.

Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.


Рассмотрение террористических актов в России за последние время на примере Беслана

1 сентября 2004 года в городе Беслан, который находится в Северной Осетии, был совершен террористический акт(Террористический акт- посягательство на жизнь или иная форма насилия над государственными или общественными деятелями, совершаемые с политическими целями.

Современное международное право рассматривает как терроризм убийства или иные посягательства на глав государств, глав правительств, членов дипломатических представительств, организуемые в целях оказания влияния на политику той или иной страны, похищение иностранных дипломатов, угон самолетов с применением оружия.). Во время которого была захвачена школа, в которой находилось 1200 человек. Террористы удерживали заложников более трех дней. В результате: прошли и проходят лечение на сегодняшний день 727 человек. На сегодняшний день установлено 326 погибших, из которых 210 опознано. Также установлены 32 фрагмента тел, сейчас эксперты работают над данным вопросом.

Что касается боевиков, то они полностью уничтожены, отметил Устинов. Один из них живой, сегодня находится в распоряжении следствия. С ним ведутся следственные мероприятия. "У нас находятся тридцать тел убитых боевиков. Одно тело было разорвано, мы нашли очень небольшие его фрагменты. Поэтому все 32 боевика на сегодняшний день обезврежены, из них 8 идентифицированы, установлены их личности", - заявил Устинов.

(9 сентября 2004г «Российская газета»).

Последствия террористического акта:

- Министерство обороны уже подготовило свои предложения по внесению поправок в Закон о борьбе с терроризмом. Эти поправки касаются правового обоснования применения Вооруженных сил при проведении антитеррористических операций. Применение Вооруженных сил необходимо при длительном, ожесточенном сопротивлении боевиков, противодействии массированным акциям террористов,

- Россия оставляет за собой право выбора средств при нанесении превентивных ударов по выявленным базам террористов, в том числе за пределами нашей страны; превентивный удар "может включать в себя все что угодно, кроме применения ядерного оружия. Эти меры поддержали США и приняла Великобритания, но в то же время официальный представитель Евросоюза Эмма Юдвин заявила в Брюсселе, что ЕС выступает против "внесудебных убийств" в виде превентивных ударов. А по мнению пресс-секретаря французского МИДа Эрве Ладсу, принимать меры против террора в компетенции лишь международных организаций: "По своей природе этот вопрос должен дискутироваться в рамках европейской структуры, в "большой восьмерке" и, конечно же, в ООН.

-вспышка ксенофобии и «антиинороднической» истерии в СМИ.


Угроза ваххабитских течений ислама современной России

Ваххабиты- последователи религиозно- политического течения в исламе, распространившегося в Недже( Центральная Аравия) в конце 18 века. Основоположник ваххабизма- Мухаммед ибн Абд аль- Ваххаб(1703-1787). Главный догмат Ваххабитов- вера в безусловного единого бога( который для Ваххабитов антропоморфичен); отсюда самоназвание Ваххабиты- муваххидун- единобожники. Они отвергали все возможные «новшества», появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; большое внимание уделяли джихаду( священной войне против иноверцев).

Политическая сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племён и мелких княжеств Аравии, ликвидации племенных раздоров и феодальной анархии в интересах крупных феодалов и купцов. К началу 19в почти весь Аравийский полуостров был объединен Ваххабитами в феодальное государство.

В Саудовской Аравии ваххабизм является официальной идеологией. Идеи ваххабизма получили некоторое распространение в Индии, Афганистане, Индонезии, некоторых странах Африки, а также на Северном Кавказе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты