Терроризм в современной России

I.Этапы подрывных операций ваххабитов

Информация, доступная исследователям феномена ваххабизма, позволяет вычленить несколько этапов подрывных операций ваххабитского подполья.

На первом этапе в стране появляются ваххабитские вербовщики. Они не ведут пропаганды, а только присматриваются. Без всяких условий предоставляют финансовую помощь потенциальным объектам вербовки, в первую очередь исламским организациям, отбирают перспективных кандидатов на роль лидеров местных объединений (джамаатов). Знакомят их со своим учением. Предполагаемым лидерам – будущим амирам предлагается присоединяться к ваххабитам.

На втором этапе будущие амиры пытаются занять видные места в традиционных религиозных структурах данной местности. Открытая пропаганда пока не осуществляется, акцент делается на создание широкого круга сторонников путем выдачи финансовых субсидий на лечение, на высшее образование за границей и т.п.

Третий этап характеризуется формированием небольшой общины – джамаата. Участники нового джамаата проходят подготовку в иностранных лагерях ваххабитов. Амиры переходят к широкой проповеди ваххабизма. Джамаат функционирует на основе самофинансирования, для чего создаются бизнес-структуры. Пять процентов общего дохода в качестве взноса переправляется в международные фонды.

На четвертом этапе в районе нахождения джамаата инициируется с привлечением традиционных религиозных структур сепаратистское (в небольших странах — оппозиционное в масштабах всего государства) движение. Джамаат поддерживает мятежников, становясь наиболее боеспособной их военной силой. Руководители небольших джамаатов могут направляться на курсы «командного состава» за рубеж.

На пятом этапе принимаются меры для обеспечения эскалации боевых действий «повстанцев». Всеми доступными способами стимулируются потоки беженцев, вообще любые значительные перемещения людей. Ситуация кризиса приводит к ослаблению традиционных исламских структур и усилению джамаатов. В подконтрольных районах создаются учебные лагеря для военной и идеологической подготовки ваххабитов.

Шестой этап характеризуется тем, что реальная власть переходит к шуре (совету) амиров всех основных джамаатов данной области. При каждом ваххабитском джамаате имеется наблюдатель-араб. Из членов шуры этот арабский «смотрящий» может найти замену проявляющему излишнюю самостоятельность амиру. Традиционные религиозные структуры на этом этапе ваххабиты предпочитают сохранять для легитимизации «повстанческого движения» в глазах местного населения и внешнего мира.

На седьмом этапе быстро уничтожают правительственные войска в случае их деморализации (как и традиционные религиозные структуры, приписывая последнее действиям официальных властей). В случае невозможности быстрой победы над правительственными войсками организуется затяжная партизанская война. Но если и такая тактика оказывается недостаточно действенной, ваххабитам остается рассчитывать на военную поддержку из-за рубежа. Для этого широко задействуются западные СМИ и «общественные организации», радеющие за «права человека».

II. Угроза для России

Современный ваххабизм можно определить как течение политического экстремизма, прикрывающееся исламом и склонное к вооруженной борьбе против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и установлению его монопольного господства. В этом на собственном опыте убедились в Таджикистане в начале 90-х годов, а затем и на российском Северном Кавказе, ставшем также объектом ваххабитской агрессии, притом не только идеологической, но и вооруженной. Наиболее яркое проявление последней - вторжение с территории Чечни в Дагестан в 1999 г. чеченских, дагестанских и арабских ваххабитов, их последующая подрывная деятельность на территории РФ, притом не только на Северном Кавказе.

 Думается, что опасность духовной агрессии современного ваххабизма сегодня в России еще недооценена. Наиболее серьезно ее воспринимают отечественные служители ислама, хотя и в их среде нет единства по этому вопросу. Некоторые религиозные деятели утверждают, что «нельзя считать ваххабизм экстремистской идеологией». Но большинство представителей мусульманского духовенства придерживаются противоположной позиции.

 «Много лет мы ведем работу по разъяснению опасной и преступной сущности ваххабизма, который не только служит инструментом дестабилизации обстановки, но и наносит огромный вред исламу, - говорилось, например, в заявлении Координационного центра мусульман Северного Кавказа. - На наш взгляд, ваххабизм, под каким бы соусом он ни подавался, не может быть признан в России. К сожалению, некоторые религиозные деятели и сейчас придерживаются мнения, что ваххабизм может быть хорошим и цивилизованным, а может – плохим и экстремистским. Считаем такое мнение глубочайшим заблуждением. Сегодня никто не рассуждает, бывает ли хороший и цивилизованный фашизм. Подобная постановка вопроса просто абсурдна. Такому же общественному осуждению должен быть подвергнут ваххабизм. Во многом именно нерешительность, непоследовательность, а зачастую и неосведомленность некоторых религиозных деятелей привела к трагедии на Кавказе. Нельзя допустить, чтобы даже намек на повторение этих событий вновь имел место».

 Еще более решительно настроен муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин, который выступил с инициативой законодательно запретить в России ваххабизм, назвав его «псевдорелигиозным радикальным и экстремистским течением, близким к тоталитарным сектам».

 Нельзя не видеть, что деятельность придерживающихся ваххабитских взглядов боевиков, совершающих варварские террористические акты, в глазах миллионов людей невольно бросает тень на ислам - одну из традиционных религий России и подрывает межконфессиональный и межнациональный мир в нашей стране. Немало людей атеистических убеждений или христианского мировоззрения по незнанию ставят знак равенства между ваххабизмом и исламом в целом.

 Конечно, было бы большим упрощением отождествлять приверженцев учения аль-Ваххаба с фанатично настроенными террористами. Но особенности в трактовке джихада как вооруженной борьбы с «неверными», нетерпимость к людям с иными мировоззренческими взглядами превращают ваххабитское сообщество в питательную среду для вербовщиков из экстремистских структур, пользующихся поддержкой из-за рубежа…

Идеи, как известно, могут быть побеждены только идеями. Законодательными запретами мировоззренческую борьбу выиграть невозможно. И именно сами российские граждане, исповедующие ислам, его служители способны - при правовой поддержке государства - нанести в сфере общественного сознания поражение политико-религиозному экстремизму.

Заключение


Терроризм и террористы существовали в обществе задолго до появления этих терминов. Обзор истории терроризма позволяет понять, что вне зависимости от мотивов использования методов террора (от самопожертвования на благо общества и действий в «высших интересах человечества» до желания самоутвердиться или захватить власть), он в любые времена сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, желанием бросить вызов всей социально-политической и юридической системе. Смысл террористического акта состоит в невозможности законными средствами заставить общество и государство считаться с потребностями определенных лиц или группы лиц (террористические организации). А попытки радикально изменить существующие порядки или повернуть ход социальной истории вспять, пусть даже из лучших побуждений, лежат через анархию, хаос, террор. Достаточно вспомнить средства борьбы, предлагаемые основоположниками современного терроризма: «разрушения», «яд, нож и веревка» (Бакунин), «создание максимального хаоса посредством отравляющего газа, ракет, а также поиск новых средств уничтожения» (Гейнцген), «нож, винтовка и динамит» (Кропоткин).

Терроризм имеет довольно много разновидностей, но в любой форме он является самой опасной по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям социально-правовой проблемой XXI столетия. Еще не так давно терроризм был локальным явлением, однако за последние 10-15 лет приобрел глобальный характер и все больше угрожает безопасности многих стран, оказывает сильное психологическое давление на их граждан, влечет огромные политические, экономические, моральные потери, уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей.

О невероятном размахе террористической деятельности свидетельствует существование множества террористических организаций, которые взаимодействуют друг с другом, обладают жесткой организационной структурой с подразделениями разведки и контрразведки, материально-техническим и информационно-пропагандистским обеспечением, разветвленной сетью конспиративных укрытий, наличием агентуры в государственных и правоохранительных органах. Печальная практика показывает, что современные террористы вполне способны вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах (Косово, Чечня, Афганистан).

Терроризм – преступление против общественной безопасности, субъектами которой являются личность, общество, государство. Терроризм возникает не на пустом месте, существуют определенные причины и условия общественной жизни, способствующие этому. Их выявление и исследование раскрывает природу терроризма как социально-правового явления, объясняет его происхождение, показывает, что способствует, а что противодействует его росту. Помимо того, анализ таких причин и условий имеет практический смысл для разрешения конкретных конфликтных ситуаций, диагностики и предупреждения террористических актов, разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Основной причиной ухудшения ситуации в современном мире является рост социально-экономических, политических, религиозных противоречий, рост пропасти между богатыми и бедными странами и слоями населения. С теми же проблемами столкнулось и российское общество. Такие социально-негативные явления, как переходный период, разрушение административно-командной системы, экономический кризис, раскол общества на группы с различным материальным положением, безработица, политические, экономические, национальные, религиозные конфликты, представляют собой весьма благоприятную почву для проявлений и роста терроризма. Современная действительность доказывает: распространненое в годы правления Б.Ельцина утверждение о том, что терроризм не имеет ни национальности, ни лица, ни религии, и поэтому «нельзя переводить проблему на этническую и религиозную почву», является заблуждением. История терроризма и его современная практика свидетельствуют о том, что террор имеет лицо, так как его совершают конкретные люди в своих интересах, имеет религию, так как всегда существуют человеконенавистнические (например, фашистские) религии, которые вдохновляют террористов, обещая им не только земные, но и загробные блага, разделяя народы на богоизбранных и богоотверженных, имеет террор и национальность, о которой свидетельствует история.

Среди политических причин появления терроризма в России можно отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют «террористический выход», но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма.

В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.

Поскольку терроризм, как было сказано ранее, порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с терроризмом представляет собой исключительно сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно, так как основная часть этих причин связана с обладанием государственной властью, распределением собственности, торжеством той или иной идеологии, изменением национальной и социальной структуры общества. Кроме того, на фоне постоянно организующихся совещаний властей, посвященных мерам по усилению борьбы с терроризмом, наблюдается явная неспособность, несогласованность и неорганизованность действий правоохранительных органов и спецслужб по борьбе с террористической деятельностью, а также их недостаточная информированность и техническая оснащенность.

К сожалению, приходится констатировать факт, что терроризм неискореним, так как является частью извечного и неумирающего спутника человечества – преступности. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому злу и вовремя выявлять террористическую угрозу. Сегодня совершенно очевидной является необходимость определить и проанализировать причины, проблемы, сущность и тенденции терроризма, как можно скорее разработать формы, методы и эффективные средства борьбы с ним. Главные направления предупреждения терроризма должны включать:

1)    прогнозирование террористической активности с определением ее возможных субъектов;

2)    воздействие на основные явления и процессы в обществе, способствующие росту терроризма;

3)    пресечение совершающихся террористических актов в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду, причем крайне важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов, и вдохновителей террора, а также тех, кто занимается финансированием террористической деятельности;

4)    предупреждение и пресечение сходных с терроризмом преступлений (захват заложников, геноцид, диверсия и др.);

5)    сотрудничество международных организаций в предупреждении и пресечении террористической деятельности.

Как уже было изложено в данной работе, в российском уголовном законодательстве существует немало недостатков и упущений. Такие пробелы не только позволяют террористам и их «спонсорам» уходить от ответственности, но и ослабляют борьбу с преступностью в целом. Со всей определенностью можно утверждать, что не изменив уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом, не исправив дефектов уголовного закона в этой сфере, невозможно создать качественный закон по борьбе с терроризмом. Правовая регламентация – одна из важнейших составляющих всего комплекса мер по борьбе с терроризмом, она должна иметь единую четкую концепцию, быть ясной и понятой, способной к эффективному применению на практике, а также должна служить гарантией от произвола субъектов антитеррористической деятельности. Помимо того, необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международным, а также с учетом тенденций современного терроризма модернизировать Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, Федеральный закон «Об оружии», Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», которые позволят расширить возможности правоохранительных органов по выявлению, пересечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности.

Важное значение имеет объединение усилий в противодействии терроризму всех сил государства и общества. Это и верхние эшелоны представительной власти, и законодатели, и спецслужбы, и правоохранительные органы, и средства массовой информации, религиозные и иные общественные объединения.

Все чаще в последнее время звучат высказывания о том, что было бы правильным применять к террористам правила об ответственности соучастников, которые применялись в отношении нацистских военных преступников, т.е. каждый участник террористической организации должен нести ответственность за всю ее преступную деятельность. Похожую мысль высказал 9 мая 2002 г. и президент страны В.Путин после взрыва в г. Каспийск во время праздничного парада, в результате которого погибло более 40 ни в чем не повинных людей, в том числе дети, женщины, ветераны. Президент заявил, что подобные бесчеловечные акции дают нам все основания относиться к террористам, как к нацистам. Как мне кажется, такое отношение, действительно, было бы оправданным и справедливым.

В заключение еще раз отмечу, что борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов. Но ни для кого не секрет, что решительные и эффективные меры необходимы уже сегодня.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты