Украина в мировой политике

В целом можно сказать, что существует много различных подходов к изучению международных отношений. Пока еще не выработана единая теория, синтезирующая все достоинства различных направлений. Кроме того, сложно провести классификацию существующих теорий из-за их многочисленности и полемичности.


2. Элементы теории международных отношений


Изначально, на рубеже ХХ века, при изучении международных отношений в центр была поставлена проблема войны и мира; основной задачей исследователей считался поиск путей и средств предотвращения войн или их скорейшего окончания. Эта проблема неотделима от межгосударственных отношений в целом. Именно они к началу 40-х годов заняли место в качестве объекта и предмета изучения. Однако реальная жизнь показала, что международные отношения не сводятся исключительно к государственным, что в мировой политике принимают активное участие негосударственные акторы, да и само государство не выступает единым монолитом. Поэтому и исследования международных отношений расширились, охватив множество других акторов, и углубились в сферы внутригосударственных процессов и их выхода на международную арену.

Существуют различные подходы к толкованию термина «международные отношения».

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле», дополняется абстрактным: «международные отношения - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество».

Одно из последних определений, учитывающее современное положение дел на мировой арене, предложено российским политологом Н. Косолаповым: «Международными, в строгом смысле этого слова, в каждую конкретную эпоху объективно выступают отношения между внутренне оформленными организованными социально-территориальными системами во внешней для них, политически, властно и организационно не оформленной или слабо оформленной среде.» Такое определение опирается на системный подход и охватывает множество факторов, не ограничиваясь перечислением их, что дает возможность учитывать и перспективные изменения на внешнеполитической арене. Предложим свой вариант определения международных отношений, учитывающего все предыдущие: "Международные отношения - это системная совокупность политических, экономических, научных, технических, дипломатических, гуманитарных, коммуникационных связей и отношений между всеми субъектами мирового сообщества".

Термин «мировая политика» появляется в конце 1970-х годов. В рамках неолиберализма формируется научное направление, получившее такое название. Первоначально на исследования в рамках мировой политики оказали влияние экономические процессы, связанные с мировыми кризисами, изменениями в мировой экономике. Позднее в рамках мировой политики были учтены достижения в области сравнительной политологии (исследования политических режимов), анализ феномена взаимозависимости, а также появление различных факторов на мировой арене и развитие транснациональных отношений.

Можно дать следующее определение мировой политики – это деятельность, взаимодействие различных субъектов (государств, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, индивидов и др.) на международной арене, её влияние на процесс общемирового развития.

Основными субъектами международных отношений являются государства. Только государства обладают суверенитетом, только у государств есть реальные возможности применять силу в международных отношениях. Их формально-юридическое равенство не исключает различий, следствием которых является международная стратификация государств.

1.Сверхдержавы – способны к массовым разрушениям планетарного масштаба, способны влиять на условия существования всего человечества; они не могут потерпеть поражение от другого государства или их коалиции, если в ней нет другой сверхдержавы.

2.Великие державы – стремятся играть мировую роль, но их реальные возможности ограничены либо определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений.

3.Средние державы – обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружении.

4.Малые государства – имеют слабое влияние, но способны сохранить свою независимость и территориальную целостность.

5.Микрогосударства – не способны защитить суверенитет собственными силами.

Однако, для полноценного анализа процессов, происходящих в рамках международных отношений, следует учитывать плюрализм субъектов. Сегодня мы не можем ограничиваться изучением поведения государств. В структуру международных отношений все больше входят негосударственные участники. В настоящее время существует более 6 тысяч международных организаций. Это элементы глобального гражданского общества. К ним относятся международные межправительственные организации (ООН, ЮНЕСКО, НАТО, ЕС, ЗЕС и др.), транснациональные корпорации (IBM, Microsoft, Macdonalds, Coca-cola и т.п.), международные неправительственные организации («Гринпис», «Международная Амнистия», "Врачи без границ" и др.).

Организация Объединенных Наций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций. Она создана в 1945 году и сейчас объединяет 191 страну мира (Швейцария – 192-й, ассоциированный член ООН). Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея, проводящая ежегодно регулярные сессии. Вопросами обеспечения мира занимается Совет Безопасности, в который входят 15 членов – 5 постоянных (США, Великобритания, Франция, Россия, Китай) и 10 непостоянных, меняющихся каждые два года. Решения принимаются большинством в 9 голосов, включая 5 постоянных членов. В структуру ООН входят Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). ООН все чаще сталкивается с проблемами финансирования своей деятельности. Другим кризисным моментом стало учащающееся использование военной силы в обход ООН – война против Югославии в 1999 году, война против Ирака в 2003 году.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) существует с 1973 года, когда в ее состав входили 35 государств, подписавших в 1975 году Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки. В 90-е годы в ОБСЕ вошли все постсоветские государства и все республики бывшей Югославии, таким образом, сейчас в ОБСЕ – 55 государств. Зона ОБСЕ географически выходит за пределы Европы. Организация Североатлантического договора (НАТО) существует с 1949 года. Высший орган – Совет НАТО в Брюсселе, проводящий два раза в год сессии на уровне министров иностранных дел. После неоднократных расширений блока в его состав входят 26 государств. Европейский Союз существует с 1957 года, долгое время он носил название Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). В рамках проводимой ЕС интеграции происходит интернационализация экономики входящих в его состав 25 государств (1 мая 2004 года ЕС расширился на 10 стран). В Совет Европы (год создания – 1949) входит 41 государство. Высший орган – комитет министров иностранных дел. Задачи Совета Европы – расширение демократии, защита прав человека, развитие культуры, образования. Совещательный орган – Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Содружество Независимых Государств (СНГ), включающее 12 стран, не стало инструментом интеграции, носит лишь вспомогательный характер.

Среди других структур можно упомянуть Лигу арабских государств (ЛАГ), существующую с 1945 г. в составе 22 государств; Организацию американских государств (ОАГ) – в нее входят 35 стран Западного полушария; Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – с 1967 г. она объединяет 9 стран; организацию Исламская конференция – с 1969 г. в нее входят 55 государств; и т.д.

Среди субъектов, оказывающих влияние на международный процесс, можно также отметить и национально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные администрации.

Первым, кто стал говорить о «раздвоенности» мира, был Дж. Розенау. Он разделил поля межгосударственных взаимоотношений, где действуют законы классической дипломатии, и поля, охватывающие «акторов вне суверенитета», или негосударственных участников.

Сегодня мы стали свидетелями изменяющихся отношений в разных регионах мира. Показателен пример объединения Европы в Европейский Союз (ЕС). Унифицируется рынок труда и капитала, объединяются системы денежного обращения, вырабатываются идентичные законы в разных сферах жизни общества. При этом сохраняются традиции, язык, культура каждого из государств ЕС.

Существует много различных подходов к системному изучению международных отношений. Это обусловливает и различную их типологию.

Согласно принципам осуществления, международные отношения делятся на два типа – основанные на балансе сил, и основанные на балансе интересов.

По сфере общественной жизни – экономические, политические, военно–стратегические международные отношения.

По субъектам – межгосударственные, межпартийные, между международными организациями и транснациональными корпорациями.

По геополитическому критерию – глобального, регионального, субрегионального уровня.

Выделяют также стабильные и нестабильные (революционные, по определению С. Хоффмана) системы, конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые.

Особый интерес представляет типология М. Каплана, получившая популярность на Западе. Свою концепцию он разработал в 1957 году в книге «Система и процесс в международной политике». М. Каплан выделяет 6 типов международных систем.

Первый тип - «система баланса сил». По его мнению, она существовала в XVIII - XIX веках и в начале ХХ века. Эта система характеризуется многополярностью. Здесь должно существовать не менее пяти великих держав, иначе она превратится в биполярную.

Второй тип - «гибкая биполярная система», которая, по мнению М. Каплана, существовала с 1945 г. Эта система характеризуется наличием двух доминирующих и противостоящих друг другу государств. Менее сильные государства вовлекаются в коалиции или блоки, которые контролируются одним из доминирующих государств. Внутреннее устройство блоков может варьироваться от жестко иерархизированного и авторитарного, где воля лидера навязывается всем остальным, до почти свободной коалиции автономных стран. Значительным влиянием в такой системе пользуются негосударственные универсальные акторы - международные организации (например, ООН).

По мнению Каплана, «гибкая биполярная система» отличается нестабильностью. Она неизбежно будет трансформироваться в один из двух других типов - «жесткую биполярную» или «униполярную» системы.

«Жесткая биполярная система» отличается от предыдущего типа тем, что блоки здесь более иерархизированы, исчезают неприсоединившиеся государства, а роль международных организаций крайне ограничена. Здесь высока степень применения вооруженной силы для разрешения возникающих конфликтов.

В «универсальной международной системе», напротив, роль международных организаций приобретает глобальный характер. Эта система напоминает федеративное устройство, где глобальные международные организации берут на себя роль правительства. Такая система предполагает хорошо организованную и упорядоченную структуру управления в политической, экономической и административной сферах. Универсальный субъект, которым может быть ООН с сильно расширенными правами и полномочиями, разрабатывает правила и контролирует их соблюдение в рамках международных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты