Украина в мировой политике

«Иерархическая система» является, по сути, неким мировым государством, где все роли расписаны и каждая из стран занимает свою нишу в жесткой иерархии. Фактически национальные границы утрачивают свою разделительную функцию. Политика «делается» в едином центре и контролируется державой-гегемоном. Любые центробежные тенденции пресекаются.

Последний тип - «система единичного вето» - строится на принципе ответственности каждого государства за действия всех остальных. Здесь каждый из государственных акторов может блокировать общее решение, равно как и сопротивляться такой блокировке. При этой системе каждый актор опирается на негативное золотое правило естественного права: «не делай другим того, чего не желаешь себе». Такое поведение государств могло бы наблюдаться в случае всеобщего распространения ядерного оружия.

В реальной жизни существовали только две из предложенных - система баланса сил и биполярная система.

Структурный подход М. Каплана тяготеет к абстракции и обобщающим заключениям. Критика его теории опирается, в основном, на два положения. Во-первых, при данной типологии не учитывается влияние процессов внутри государств; во-вторых, в его международной системе доминирует поведение государств, а другим акторам достаются в лучшем случае второстепенные роли.

Однако его теория положила начало структурному анализу международных систем. Даже его главный критик К. Уолтц соглашается с тем, что в истории можно наблюдать два типа международных систем: мультиполярную систему, которая характеризовала межгосударственные отношения со времени Вестфальского договора до второй мировой войны, и биполярную систему, которая пришла ей на смену. Большинство других исследователей придерживаются того же мнения.

Международные отношения - это не раз и навсегда застывшая структура. Их субъекты находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Конфликт на территории бывшей Югославии, вооруженное вмешательство в дела суверенных государств, переговоры в рамках ООН, подписание договоров о сокращении ядерного оружия, а также многие другие события на международной арене относятся к международным процессам. В основе международных процессов лежит взаимодействие между субъектами международных отношений.

Американский политолог Д. Хелл считал, что основную форму политики в современном мире представляют борьба, сотрудничество и переговоры. Большинство исследователей разделяют его точку зрения, делая акценты то на значимости борьбы или конфликтов (Шеллинг, Раппопорт), то - на вопросах интеграции и сотрудничества (Митрани), то на переговорах (Фишер, Зартман, Берман). К перечисленным категориям М. Лебедева предлагает добавить «процесс выработки и принятия решений».

Таким образом, к международным процессам можно отнести:

1. Международный конфликт;

2. Сотрудничество;

3. Переговоры;

4. Процесс выработки и принятия решений

1. Существует множество дефиниций понятия «Международный конфликт». Большинство исследователей делают акцент на участие государств в качестве сторон конфликта. Однако реальные процессы, происходящие на международной арене, демонстрируют вовлеченность в конфликт негосударственных акторов. К числу международных политических конфликтов целесообразно отнести не только те, которые являются результатом политической деятельности государств и их объединений, но и обусловленные действиями других участников международных отношений, политическими аспектами любых (экономических, информационных, конфессиональных, культурных и т.д.) международных отношений.

Типология международных конфликтов: в зависимости от количества участников - двусторонние и многосторонние; по географии охвата - региональные и глобальные; по времени протекания - краткосрочные и длительные; по уровню проявления враждебности - вооруженные и невооруженные; и др.

Среди особенностей международных конфликтов следует отметить их двойственный характер. Даже в условиях самого жесткого вооруженного конфликта существуют элементы сотрудничества (например, обмен военнопленными). Согласно мнению Дойча, получившему распространение в теории международных отношений, международные конфликты представляют собой ситуации со смешанными интересами, в которых интересы сторон одновременно совпадают и расходятся.

2. Международное сотрудничество отражает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Сотрудничество не исключает возникновение разногласий и конфликтов между сторонами, однако предполагает, что они разрешаются в рамках дипломатических переговоров. Отношения сотрудничества включают двух- и многостороннюю дипломатию, заключение договоров и союзов. В рамках этого процесса возникла целая система межгосударственных и негосударственных организаций. В качестве результата сотрудничества выступают интеграционные процессы, например, создание Европейского Союза.

3. Сотрудничество и урегулирование конфликтов опираются на процесс переговоров. Переговоры в отношениях между государствами использовались с древних времен, однако усложнение системы международных отношений в ХХ веке, обострение противоречий между государствами и имеющийся разрушительный военный потенциал сделали переговоры одним из основных международных процессов. Г. Моргентау в 1947 г. призывал строить взаимоотношения государств посредством дипломатии. В последующие годы многие исследователи занялись изучением этого процесса (С. Сиджел, Ч. Осгуд, Р. Фишер, М. Лебедева и др.).

Процесс переговоров проходит несколько стадий: подготовка к переговорам; процесс их ведения; анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Одна из особенностей международных переговоров состоит в том, что они, будучи частью международных отношений, с одной стороны испытывают на себе их влияние, а с другой - сами воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируя их.

4. Процесс принятия политического решения несколько отличается от трех предшествующих процессов. Он включает мотивы, которые побуждают участников вступать в конфликт или сотрудничать.

Процесс принятия политического решения может оказывать существенное воздействие на международные отношения и на судьбы людей. Например, принятие решения США и НАТО начать бомбежки в Югославии для «урегулирования» проблемы косовских албанцев повлияло не только на ситуацию внутри Югославии, но и на регион (Европу) в целом.

В рамках многих школ и направлений проводятся исследования данного процесса. Говоря о тенденциях, характерных для него в конце ХХ века, следует отметить повышение цены ошибки при принятии решения (наличие оружия массового уничтожения), усиление информационного шума (обилие непроверенной и искаженной информации наравне с достоверными источниками), усиление влияния масс на выработку и принятие политических решений.

К другим тенденциям можно отнести:

-    стирание границ между внутренней и внешней политикой (например, демократизация внутри страны делает более открытой внешнюю политику и, наоборот, агрессивность во внешней политике усиливает авторитаризм внутри страны);

-    демократизация международных отношений в связи с политизацией широких масс, требующих доступа к информации и участия в выработке внешнеполитического курса страны;

-    расширение состава и рост многообразия субъектов международных отношений (только количество государств за последние 50 лет возросло более чем в три раза);

-    расширение понятия безопасности и изменения в содержании угроз международному миру (рост числа участников международных отношений ведет к усилению их непредсказуемости);

-    изменение содержания понятия силы, перемещение соперничества из военной сферы в экономическую.

Политолог Раймон Арон сформулировал так называемые «вечные цели» государства, которые проявляются как в абстрактном понимании – стремление к безопасности, силе и славе, так и в конкретном – увеличение территории, населения и завоевание человеческих душ, то есть идеологическая экспансия. Главная составляющая национального интереса – императив самосохранения государства.

Национальные интересы могут быть:

-    жизненно важные – обеспечение государственного суверенитета и независимости; безопасность конституционных институтов и населения; содействие достижению стабильности в мире (прежде всего по периметру границ); обеспечение неприкосновенности территории союзников.

-    важные – соблюдение прав человека, процветание страны, гармонизация межнациональных отношений.

-    просто интересы – обеспечение экономической безопасности, сохранение духовного достояния страны, укрепление позиций в международном разделении труда.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что международные отношения - сложная система глобальных взаимоотношений в обществе, характеризующаяся динамичностью развития и многосубъектностью.

3. Понятие о геополитике


На сегодняшний день наиболее популярной концепцией, учитывающейся при выработке внешней политики, выступает геополитика.

Существует несколько подходов к ее пониманию: инструменталистский, органистический и др. Опираясь на различные подходы, учитывая достижения современной науки, можно дать комплексное определение геополитики. Геополитика - это совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене.

Геополитика восходит корнями к глубокой древности – трудам Г. Милетского (ок. 546 - 480 до н.э.), работам Аристотеля. Однако основателем геополитики принято считать немецкого географа Фридриха Ратцеля. Среди наиболее известных ученых-геополитиков можно назвать Р. Челлена, К. Хаусхофера, Х. Маккиндера, Н. Спайкмена, Р. Мэхена.

Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда определяющих ее факторов. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве, типом и формой государственных границ; состоянием окружающей среды; наличием природных ресурсов. Географическая среда рассматривается в тесной взаимосвязи с такими важнейшими факторами внешней политики, как политическая система, социально-демографическая структура общества, экономика, военная мощь. Геополитика использует данные разных научных дисциплин в обобщающих исследованиях внешней политики при определении силового потенциала государства, его целей и национальных интересов на мировой арене. Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации (железные и шоссейные дороги, морские и океанские пути движения судов и т.п.); направления распространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества или соперничества между государствами.

Важнейшей проблемой геополитики является сочетание безопасности государства с географическими факторами. Основные понятия – «сухопутное могущество», или «теллурократия» (ее основой является Евразия, или т.н. «хартленд») и «морское могущество», или «талассократия» (ее основой являются сегодня США и страны Западной Европы, или т.н. «римленд»). Наиболее важным с точки зрения геополитики является разделение мира на регионы (оси, срединные земли, окраинные земли) и их взаимодействие между собой. Эта наука анализирует преимущества и слабые места государств в силу их расположения, причин «выдвижения» лидеров, процессов взаимодействия и противодействия цивилизаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты