Власть как общественное явление

Верховенство , обязательность её решений для всего общества и , соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще устранить их;


Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность  в использовании силы и других средств властвования  в пределах страны ;


Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра    ( системы властных органов) принятие решений;

 

Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и реализации власти6.

Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также средства (ресурсы).


Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств , как желание властвовать  и воля к власти . Помимо этого субъект власти должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение подчиненных , обладать авторитетом.


Субъект определяет содержание отношения через:

1)                           приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

2)                           подчинение как поведение частной воли власти:

3)                           наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;

4)                           нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

6 Там же (с 53)

 
 


От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом  зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет объекта , там нет власти .



Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления ,  борьбы на уничтожения до добровольного , воспринимаемого с радостью повиновения .



Специфическим признаком власти как общественного явления  выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).



Не последнее место  в понимание власти как явления, связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право использовать принуждение во имя  торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство  не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие . Необходимо  добровольное согласие , скрепленное уважением законности .

М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею социокультурные основания легитимности власти7.


Традиционная власть.



Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.


                     Харизматическая власть.

         


          Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.


    Рационально – правовая власть .

 


Источник её законности состоит в том , что она опирается на  общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в результате выборов.


7 Вебер.М. Избранные произведения. М.,Прогрес.1990(С299)

 
 


Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке , а на признании разумности , рациональности существующего политического порядка.



Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие – то «чистые» типы , связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями  . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.


                                                                  






      Таблица №2


Понятие легитимности власти и её типы.



















 

 

 


      

 

Предпосылки поддержания легитимности власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Политическая власть как , одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса , группы , индивида  проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства , но и в других составных частях социально – политической  системы : в рамках партий , профсоюзов , международных организаций и т.д.







2.Структура политической власти.



          В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры  общения в рамках государственно-публичной власти:

1)    агенты;

2)    ценности;

3)    способы (инструментально-институционные ) и

4)    ресурсы

          Взаимодействие между ними и определяет ,всю палитру отношений ,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение» , «воля» и «сила» , «контроль» и «распределение» , «руководство» и «лидерство» , «управление» и «давление» , «властвование» и «влияние» , «авторитет» и «насилие» , и т.д8.


          Таким образом , отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе .


           Коснёмся институциональной основы структуры власти , в основании которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений .Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает интересы всех  , кто может влиять на власть .


          Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности  государственных органов. Теорию разделения властей определяют  и как систему контроля  и равновесия. Получается , что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других , но  влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.

         

8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)

 
 





          Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении властных полномочий?



          Законодательная власть.



          Она основывается на принципах Конституции и верховенство права , формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций , правами человека.



Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система , при которой одна палата формируется  в результате прямых выборов , а другая – на основе территориальной пропорциональности.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты