Американская школа “политического развития” о динамике власти в незападном мире. Согласно взглядам теоретиков авторитаризма, современный послевоенный авторитаризм представлен новыми технократическими или военными режимами “передовых” развитых обществ и разнообразными формами авторитаризма стран “третьего мира”. [c.120] В 60-80-е гг. изучение современного авторитаризма было продолжено американской школой “политического развития”, занимающейся вопросами динамики власти в незападном мире. В этом направлении работали Г. Алмонд, Д. Коулмен, Д. Эптер, С. Хантингтон, Р. Даль, Б. Моор и др.
Г. Алмондом и Д. Коулменом была выдвинута теория перехода от авторитаризма к демократии через развертывание процессов социальной диверсификации (разнообразия) и секуляризации (освобождения сознания общества и индивидов от влияния религии) Впоследствии точка зрения о возможности такого перехода была подвергнута сомнению Другие представители школы, такие как Эптер и Хантингтон, считали более правильным по отношению к развивающимся странам говорить не в категориях демократии и авторитаризма, а использовать понятия “политического развития” (когда прослеживается динамика власти) и “политической модернизации” (при имитации этими обществами западной модели развития). Главное различие между режимами проходит не по линии авторитаризма и демократии, считал Хантингтон, а между “гражданскими обществами” и “преторианскими обществами” (режимами с частыми военными переворотами, как в Древнем Риме, где преторианская гвардия возводила на престол и свергала с него кого хотела). Хантингтон считал, что формы правления в странах менее важны, чем (1) наличие или отсутствие процессов нарастания социального многообразия и (2) автономизации государства, или разделения частнопредпринимательской и политической деятельности. Только благодаря этим процессам возможно появление не декоративных, а влиятельных представительных институтов (в гражданском обществе). В их отсутствие неизбежен захват власти клановыми группами (в “преторианском обществе”). При анализе политических режимов Р. Даль также стремился обходиться без понятия “авторитаризм”, считая необходимым различать “полиархические системы” (допускающие оппозицию) и “гегемонистские системы” (исключающие оппозицию).
Элитарные и плюралистские теории политической власти. В 60-е гг. в США приобрела известность концепция единой властвующей элиты Р. Миллса (1916-1962), идеолога “новых левых”. В книге “Властвующая элита” Миллс утверждал, что американское общество представляет собой трехслойную структуру. На высшем уровне пирамиды власти располагается властвующая элита, которую образуют те, кто командует важнейшими институтами общества - руководители корпораций, политические лидеры, высшие государственные служащие и армейские чины, интеллектуалы. Они принимают главные решения в интересах своей группы, правда, при этом говорят об интересах США. Это обеспеченные, получившие престижное образование и работу белые американцы, выходцы из англосаксонских и протестантских слоев. [c.121] На среднем уровне - уровне Конгресса представлены интересы множества организованных групп. Что же касается основной массы населения, которая думает, что управляет в демократической стране, то она фактически безвластна и управляется властвующей элитой с помощью СМИ. Реальных шансов попасть в элиту у выходцев из народа мало. Книга Миллса взорвала американское общество, он подвергся травле в печати. Умер Миллс довольно рано.
Однако большинство политологов в 60-е гг. были плюралистами. Они отрицали существование элиты как единой привилегированной сплоченной группы. С их точки зрения, в демократическом обществе власть распылена. Так, например, Д. Рисмен в работе “Толпа одиноких” утверждал, что элиты не существует, что существуют только заинтересованные групп или группы по интересам, что массы представлены в Конгрессе, который и защищает их интересы.
В 70-90-е гг борьба элитистов и плюралистов продолжалась. До 90-х гг. наибольшее распространение имели концепции элитного плюлизма, совмещавшие элиту и демократию. Существуют различные элиты которые конфликтуют и сотрудничают друг с другом. Элитный плюрализм - это синоним современной демократии.
Системные исследования в политологии: Т. Пирсоне, Д. Истон, Г. Алмонд. Понятие “система” пришло в политологию из социологии. Разработка понятия “политическая система” связано с именами американских представителей структурно-функционального и системного анализа. Так, согласно Т. Парсонсу, политическая система - это подсистема общества, назначение которой состоит в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов и принятии решений, необходимых для их достижения.
Д. Истон стремился с помощью понятия “политическая система” сделать политологию “точной наукой”. При помощи ограниченного количества констант и переменных он намеревался описать политическую сторону общественной жизни любой страны, используя для этого компьютерное моделирование и многочисленные конкретные фактические данные о политическом поведении индивидов, предоставляемые социологией и психологией. Д. Истон намеревался найти универсальные закономерности сохранения политической системой устойчивости и легитимности в условиях постоянных изменений и давления окружающей среды. В своей модели Истон учитывал все внешние по отношению к системе явления, тем или иным образом воздействующие на нее.
Подход Г. Алмонда был несколько иным. Его модель политической системы учитывала не только внешние импульсы, но и внутренние, поступающие от самих политических структур. [c.122] Алмонду необходимо был перейти от нормативно-институционального (юридического) к функциональному подходу в анализе политических институтов, что сказалось и на ином их обозначении. Так, если правовая наука говорит о государстве, ветвях власти, общественном мнении и воспитании граждан, то политическая наука - о политической системе, функциях, политической культуре и социализации соответственно. Если юристы говорят о законодательной ветви власти, то на языке функционалистов речь идет об “определении правил”, если юристы имеют в виду исполнительную власть, то политологи - “применение правил”, если юристы говорят о судебных органах, то политологи - о “контроле за соблюдением правил” и т.д. С точки зрения Алмонда, основные понятия в системном анализе власти - это “роль” и “взаимодействие”. Они в большей степени отвечают задаче исследования политических отношений, чем соответствующие им понятия института и группы.
Г. Алмонд плодотворно занимался вопросами типологии политических систем. В основу их различения он положил социокультурные факторы, а именно системы ценностей. Алмонд предложил разделять их на политические системы англоамериканского типа, континентально-европейского типа, традиционные, развивающиеся и коммунистические.
В 60-е гг. в США начало развиваться такое важное направление политологии, как эмпирическое исследование политической культуры. У истоков этого направления стоял Г. Алмонд. В 1963 г. он в соавторстве с С. Вербой выпустил книгу “Гражданская культура”, в которой было изложено их понимание самого феномена политической культуры как “субъективного измерения политики”, а также одна из первых ее типологий. При использовании институционального подхода к политике остается непонятно, почему в одних странах эти институты функционируют эффективно, а в других не приносят того результата, на который рассчитывали. Эти институты погружены в разную культурную среду, с различным типом политической культуры общества и групп его граждан, что и может быть прояснено с помощью анкетных опросов населения, анализа электорального поведения, политических документов, материалов прессы и т.д. В разработке этого направления наряду с Алмондом и Вербой принимали участие У. Розенбаум, Б. Берельсон, Ф. Конверс, Л. Пай и др.
В заключение остановимся на западном марксизме как важной составляющей в политической мысли XX в.
Западный марксизм существует с 20-х гг. XX в. Его родоначальниками являются Дьердь Лукач (1885-1971) и Антонио Грамши (1891-1937). В 20-е гг. в Германии во Франкфурте возник Институт социальных исследований, директор которого М. Хоркхаймер сумел сплотить вокруг Института (в 30-е гг.) группу талантливых молодых интеллектуалов - Г. Маркузе (1898-1979). Т. Адорно (1903-1969) и др. [c.123] Приход к власти нацистов в 1933 г. вынудил Институт выехать из страны, но не уничтожил его как центр теоретической мысли. В 1934 г. Институт присоединился к Колумбийскому университету в Нью-Йорке в качестве ассоциированного учреждения. В 49-50-е гг. Институт вернулся во Франкфурт, где под руководством Т. Адорно (директор Института с 1958 г.) были созданы их самые значительные работы в послевоенный период. Г. Маркузе остался в США, где в 50-60-е гг. он теоретически осмысливал структурную интеграцию рабочего класса в развитый капитализм. Одним из самых видных послевоенных представителей Франфуртской школы является Ю. Хабермас, идеолог западногерманских “новых левых”.
После войны на позиции западного марксизма во Франции встали Ж.П. Сартр, Мерло-Понти и Л. Альтюссер. В Италии формирование и развитие марксистской школы в послевоенное время связано с именами Г.Д. Вольпе (1897-1968) и Л. Колетта (р. в 1924).
Исследователь западного марксизма Перри Андерсон в работе “Размышления о западном марксизме” отметил такие его черты, как разрыв с практикой рабочего движения, смещение интереса от традиционно марксистских экономических и политических проблем к философии. Западые марксисты обходили молчанием политическую систему буржуазного общества и сосредоточили свой анализ на вопросах идеологии и культуры. (Исключение составляют “Тюремные тетради” Грамши.) Они “открыл ранние работы Маркса, широко заимствовали немарксистские и домарксистские философские системы (Гегеля, Спинозы, Руссо) для новой интерпретации марксизма, стремились объединить концепции Маркса Фрейда в рамках созданного ими фрейдомарксизма62.
К новым социально-политическим идеям западного марксизма, рассмотренным главным образом на философском уровне, можно отнести в первую очередь, понятие “гегемонии”, предложенное Грамши. Приняв сам термин от Плеханова и Аксельрода, Грамши вложил в него новый для марксистского дискурса смысл. Отталкиваясь от мыслей Макиавелли о силе и обмане как главных ресурсах власти, Грамши сформулировал концепцию “гегемонии” для описания огромной силы и сложной организации буржуазного классового правления в Западной Европе, не позволившие совершиться революциям типа Октябрьской в развитых странах капитала. Грамши последовательно описал составные части или переменные (системы власти, основанной на гегемонии. [c.124]
Западный марксизм предложил новую, отличную от марксовой, трактовку взаимоотношений человека и природы. В то время как Маркс считал, что господство человека над природой возрастает по мере развития производительных сил, что в коммунистическом обществе будет достигнуто всеобщее изобилие и “царство свободы”, Адорно и Хоркхаймер эту позитивную концепцию превратили в негативную. С их точки зрения, господство над природой было достигнуто ценой социального и психического разделения труда, подчинение природы происходило одновременно с формированием классов, развитие техники только совершенствовало механизм тирании. Вместе с тем. разум как предпосылка развития цивилизации по самой своей структуре предусматривал подавление природы в самом человеке, что привело человека к разрыву между его сознанием и подсознанием. Но благодаря этому стал возможен контроль разума за спонтанными импульсами и т.д.
Эта тема была развита Маркузе, из нее он выводил такие политические следствия, как “изначальное подавление” желаний как предпосылка развития цивилизации, “прибавочное подавление” желаний как следствие неравенства и господства в эксплуататорских обществах, эмансипация человека и природы в социалистическом обществе, при технологическом богатстве, созданном капитализмом. При капитализме, по мысли Маркузе, достигнутое изобилие позволяет интегрировать пролетариат в социальный порядок конформизма, при котором он перестает сознавать себя отдельным и эксплуатируемым классом.
Альтюссер заимствовал идеи Фрейда для создания еще одной теории идеологии63. Сартр разработал категорию “нехватка” (бедность, недостаточность, нищета). Борьба с нуждой вызвала к жизни разделение труда и борьбу классов, а сам человек стал отрицанием человека. Насилие, угнетение и эксплуатация во всех существовавших обществах есть интернационализированная нужда. Сартр разработал оригинальное учение о серийных коллективах как формах социального существования во всех способах производства, о “спаянных группах” - массовых движениях в апокалиптический момент успешного революционного восстания, о социальных классах и государстве, дал характеристику марксистскому учению о “диктатуре пролетариата” как неосуществимому, объяснил бюрократизацию социалистических режимов как неизбежный результат “нужды”.
Ю. Хабермас разработал теорию “социального взаимодействия”, которое всегда символически опосредованно, составляя специфическую область коммуникативной деятельности - в противоположность инструментальной деятельности в материальном производстве. [c.125] Коммуникация в работах Хабермаса отождествлялась с языком. В работе “Знание и человеческие интересы” он писал о языке как о единственном, что возвышает нас над природой. В исследовании Т. Маккарти “Критическая теория Юргена Хабермаса” указывалось: “Поскольку речь является отличительным признаком и всепроникающим посредником в жизни на уровне человека, теория коммуникации является основополагающим исследованием наук о человеке: она раскрывает универсальную инфраструктуру сощ культурной жизни”64.
В 70-80-е гг. западный марксизм успешно развивался главным образом в Великобритании и США. Здесь появился новый тип марксистих исследований, ориентированных на экономические и социально-политические темы. Это работы Э. Манделя “Поздний капитализм” (Лондон, 1975), “Длинные волны в истории капитализма. Марксистская ннтерпретация” (Кембридж, 1978), М. Моришима “Марксистская экономика"(Кембридж, 1973), И. Ремера “Общая теория эксплуатации и класс" (Кембридж, 1982) и др. Что касается собственно политических исследований, то главными работами в этой области является пятитомное исследование Никоса Пулантзаса, в котором рассматривается весь диапазон парламентских, фашистских и военных режимов современного капиталистического общества: "Политическая власть и социальные классы", "Фашизм и диктатура", "Современный капитализм", "Кризис диктатуры", "Государство, власть, социализм".
Политическая мысль XX в. характеризуется большим диапазоном правлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политака, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории “роли”, “взаимодействия”, “политического поведения” и др. вопросы государства и права предстают не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся по своим особым законам, а как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию. [c.126] В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.
Вся история развития политической мысли являет собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой. Как говорил Ортега-и-Гассет, мир политики не терпит упрощения. Нет ничего абсурднее, чем надеяться, что в спектре цветов нам удастся точно указать, где кончается оранжевый и начинается желтый, ведь для чистых цветов существенно то, что они сливаются друг с другом в нежнейших полутонах, а не заканчиваются здесь или там. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке человека увидеть мир во всей его сложности.
1. Какие основные этапы принято выделять в истории мировой политической мысли?
2. Охарактеризуйте ведущих представителей либеральной политической мысли периода Нового времени.
3. Какие долговременные политические прогнозы К. Маркса не сбылись и почему?
4. Охарактеризуйте чикагскую школу политических исследований.
5. Что характерно для научной школы системного анализа в политике?
6. Охарактеризуйте элитарные и плюралистические теории политической власти.
7. Проанализируйте основные школы в изучении теории конфликтов. [c.127]
Список литературы
1 Локк Дж. Два трактата о правлении. // Локк Дж. Собр. соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 263.
2 Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 277.
3 Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 280
4 Локк Дж. Два трактата о правлении. С. 339
5 Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 78.
6 Монтескье Ш. О духе законов. С. 118.
7 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 51.
8 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. С. 427-428
9 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. С. 429
10 Фейхтвангер Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо // Фейхтвангер Л. Собр. соч.: В.12 т. М., 1968. Т. 12. С. 407.
11 Федералист: Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. М., 1993. С. 237.
12 Федералист. С. 239.
13 Федералист. С. 240.
14 Федералист. С. 83.
15 Федералист. С. 254.
16 Федералист. С. 421.
17 Ласки Г. Предисловие к работе А. де Токвиля “Демократия в Америке”. // Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 22.
18 Бентам И. Принципы законодательства // Антология мировой политической мысли. М , 1997. Т. 1. С. 556-557.
19 Бентам И. Принципы законодательства. С. 559.
20 Бентам И. Принципы законодательства. С. 556.
21 Бентам И. Принципы законодательства. С. 559.
22 Бентам И. Принципы законодательства С. 564.
23 Милль Дж. С. О свободе // О свободе: Антология западно-европейской классической либеральной мысли. М., 1995. С. 291.
24 Милль Дж. С. О свободе. С. 299.
25 Цит. по: Милль Дж. С. О свободе С. 337.
26 Цит. по: Милль Дж. С. О свободе С. 352-353.
27 Милль Дж. С. О свободе. С. 389-390.
28 Эбенстайн В. Дилемма демократии: свобода и равенство // Знание - сила. 1990. № 6. С. 53.
29 Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 20.
30 Токвиль А. де. Демократия в Америке. С. 23.
31 Nouveau lundy. Paris, 1868. Р. 318
32 Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. С. 408.
33 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 115.
34 Фурье Ш. Избр. соч. М.; Л„ 1951. Т. 1. С. 117.
35 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. М., 1939. С. 240.
36 Фурье Ш. Избр. соч. М.; Л.. 1951. Т. 1. С. 250.
37 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. М., 1939. С. 37-38.
38 Фурье Ш. Изб. соч. М.; Л., 1951. Т. 1. С. 255.
39 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. С. 37-38.
40 Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир. С. 37-38.
41 Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 167.
42 Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 149.
43 Оуэн Р. Избранные сочинения. М.; Л., 1950. Т. 1. С. 341.
44 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 274.
45 Фромм Э. Социализм // Коммунист. 1991. № 11. С. 34.
46 Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991. С. 253.
47 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. С. 416.
48 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 533, 546.
49 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33. С. 172.
50 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 36. С. 9.
51 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 94.
52 Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997. Т. 2 С. 118.
53 Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 196
54 Мерриам Ч. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. Т 2. С. 179.
55 Мерриам Ч. Новые аспекты политики. С. 179.
56 Мерриам Ч. Новые аспекты политики. С. 180.
57 Мерриам Ч. Новые аспекты политики. С. 183.
58 См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер, с фр. М., 1993; Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Пер. с фр. М., 1993.
59 Липсет С. Политическая социология // Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М.,1961.
60 Моргентау Г. Международная политика // Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 501.
61 Моргентау Г. Международная политика. С. 504-507.
62 Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991.
63 См. гл. 13.
64 McCarthy. The Critical Theory of Jurgen Habermas. Boston, 1978. Р. 282.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10